Проблема личности в тифлопсихологии
На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, неполноценной. Слепым приписывали разнообразные отрицательные личностные свойства: гипертрофированные биологические потребности (пищевую и сексуальную), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера, религиозно-мистическое мировоззрение и т.д. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушений зрения. В результате слепого представляли как человека абсолютно иного рода, нежели зрячего, а возможности компенсации дефекта, развития и совершенствования его личности считали крайне ограниченными.
Аналогичные взгляды мы можем встретить и в тифлологической литературе конца XIX - начала XX вв. Так, Г.П. Недлер утверждал, что компенсаторные приспособления не могут принципиально изменить душевной жизни слепого, что они явно недостаточны для восстановления утраченного равновесия со средой, а потому “не следует при воспитании слепых детей задаваться слишком высокими целями: с природой опасно бороться, да и, кроме того, таким путем возбуждаются в самих слепых стремления и надежды, которые неминуемо должны разбиться в жизни, причиняя им невыносимые нравственные страдания”.
Наряду с подобными воззрениями имели место концепции, утверждающие независимость личности и ее устойчивых свойств от соматического состояния и условий жизни. Утверждалось, что личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивающая контакты человека с внешним миром, способствует его самопознанию и самоусовершенствованию. Так, A.M. Щербина прямо говорил, (стр.78) что слепота, затрудняя поступление впечатлений извне, содействует “углублению и просветлению нашей духовной жизни”.
Однако по мере того как материалистическая психология упрочивала свои позиции, представления о биосоциальной природе человека, детерминированности формирования личности преимущественно социальными факторами начинают проникать в тифлопсихологию. Рассматривая влияние слепоты на психическое развитие, А.А. Крогиус писал, что “она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Но также, как одно впечатление может вызвать самые разнообразные реакции, так и слепота может привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой”. При этом, продолжал он, “в обществе малокультурном и живущем преимущественно физическими интересами слепота может гораздо сильнее затормозить развитие душевной жизни, чем в таком, где слепой находит понимание и живые умственные и нравственные интересы”. (Крогиус А.А. Психология слепыз и ее значение для общей психологии и педагогики. - Саратов. 1926. С.144)
Впервые в дефектологии материалистическая интерпретация развития личности в условиях сенсорной недостаточности была дана Л.С. Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает “социальную ненормальность поведения”. Иными словами, органический дефект, нарушая социальные отношения, изменяя социальный статус инвалида, провоцирует возникновение у слепого ряда специфических социальных установок (например, установки на избегание зрячих, иждивенческих настроений и т.п.). Опосредствованное влияние дефекта на психическое развитие, обусловленное изменением отношений индивида с окружающей предметной и социальной средой, объясняется не только всеобщей закономерностью зависимости антропои онтогенетического развиты психики от социальных факторов, от коллективной общественной жизни, но и тем, что для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактом психологическим и они не чувствуют себя погруженными во мрак (равно как и глухие в безмолвие). Психологическим фактом слепота становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми. (стр79)
Нарушение социальных контактов проводит к ряду отклонений к формированию личности у слепорожденных и рано утративших зрение и может при отсутствии или недостаточной квалификацированном педагогическом вмешательствевызвать появлненине негативных характерологических особенностей. Негативные черты характера могут при неблагоприятных условиях появиться и у ослепших в зрелом возрасте.
К таким особенностям, возникающим в связи с полной или частичной утратой зрения, относятся некоторые изменеия в динамке потребностей (например, недоразвитие перецептивных потребностей), связанных с затруднениями их удовлетворения, сужения круга интересов, обусловленной в сферечувственногочувственногоотражения; редуцированность способностей к видам деятельности , требующим визуального контроля; отсутствие или некоторая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.
Кроме того, дефект способствует, особенно в рамках семейного воспитания, возникновению условий. неблагоприятно влияющих на формирования различных черт характера. К таким условиям относятся в равной мере как черезмерная опека со стороны окружающих, так и отсутствие внимания, заброшенность ребенка. В результате у слепы формируются отрицательныц моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внашаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера.
Сравнительно ограниченный контакты слепых с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность. стремление уйти в свой внутренний мир.
Уже это краткое перечисление особенностец личности слепых показывает, что ее устойчивые свойства (напрпвленность, способности, темперамент и характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одних случаях этая связь обусловлена недостатками в области чувственного познанияи неудачным опытом позновательной и ориентировочной деятельности (например, боязнь нового), в других неблагоприятными условиями воспитания. выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отризательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими. Еще менее выраженной оказывается связь между формированием (стр.80) отдельных стрктурных компонентов личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта.
Таким образом, становиться очевидно, что что формирование основных свойств личностина первый план выступают социальные факторы. действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины паталогий зрения. Рассмострим такие случаи.
Как мы уже отмечали. дефекты зрения могут приводить к развитию нежелательных черт характера (негативиз, внушаемость и т.д.) и отрицательной напрвленности. Эти факты отмечаются многими исследователями. Однако при правильной организации воспитания и обучения. широком вовлечении ребенка в различные вмды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности. установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
В других случаях слепота. первоночально тормозящая развитие некоторых сторон личности (наприме, интересов, эстетических чувств и т.д.), при педагогическом вмешательстве отступает на второй план, но продолжает оказывать влияние на диапазон избирательного отношения анамального ребенка к окружающей действительности, сужая его зависимости от глубины патологии. Но если тот или иной вид деятельности доступен для слепого. тоформированиеотношения к нему оказывается независисым от дефекта . Так. например, интересы к определенным видам деятельности, успешно осуществляющейся без зрительного контроля. оказываются такими же глубокими, устойчивыми и дейтельными. как и у нормально видящих.
Таким образом. содерожательная сторона психики при развивающем обучении оказывается независмой от дефекта зрения. Более того. она относительно независима от биологических, природных факторов, так как последние определяют не содержание. а процесс формирования личностных ценностей. его динамику. Следовательно. между зрячими и слепыми. а тем более между зрячими и слабовидящими различия могут наблюдатьс только в динамике становсления различных свойств личности. Конечные же результаты. то есть уровень сформированности личности, определяются не наличием или отсутствием зрительной патологии. а характером социальных воздействий. и прежде всего воспитания и обучения.
Существование неоднозначной зависимости формирования отдельнцх стрктурных компонентов личности от состояния зрения и (стр.81) наличие ряда ведущих личностных свойств, образующих ядро личности (мировоззрение, убеждения, идеалы) и независимых от дефектов зрения, следует подчеркнуть особо. Дело в том, что в дефектологии широко распространено мнение, согласно которому слепота и другие сенсорные дефекты накладывают отпечаток на весь ход развития личности, вызывают глобальные изменения, ведут к ее радикальной перестройке.
Выше было показано, что при неблагоприятном стечении обстоятельств слепота действительно ведет к радикальной перестройке личности, к тому, что у слепого формируется ряд отрицательных личностных качеств. Но еще Л. С. Выготский подчеркивал, что слепота в разной социальной среде психологически неодинакова и что наступит время, когда аномальные дети, оставаясь слепыми, “перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте... Социальное воспитание победит дефективность”. (Выготский Л.С. Собр.соч. - М., 1983. Т.5.с. 72)
В нашей стране создаются благоприятные условия для развития личности детей с отклонениями в развитии. Поэтому, нет основания считать, что сенсорный дефект влияет на весь ход развития, радикально изменяет и перестраивает личность. Утверждение, согласно которому сенсорный дефект влияет на весь ход развития, радикально изменяет и перестраивает личность, научно не подтверждается. Целиком и полностью указанное положение опровергается и повседневной практикой обучения и воспитания слепых. И это естественно, так как на формирование личности в целом как субъекта познания и активного преобразователя действительности ни парциальное, ни тотальное нарушение функций зрения влияния оказать не может, речь идет лишь о том, что эти нарушения затрагивают, причем в различной степени, лишь ее отдельные структурные компоненты.
Центральное же ядро личности, образующее те внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия, обусловлено общественными отношениями, отражающимися во внутренних субъективных отношениях человека к миру вещей и людей, к самому себе. Отсюда следует, что при нормальном общении слепого ребенка с широкой средой формирование ядро личности протекает без каких бы то ни было отклонений. Иными словами, (стр.82) нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности.