Использование наблюдения для выявления психологических особенностей испытуемых
Для получения данных по некоторым аспектам личности можно использовать известные методики наблюдения за поведенческими реакциями в процессе общения с испытуемыми.
Путем наблюдения можно оценивать некоторые индивидуально-психологические особенности испытуемых. На основании поведенческих реакций, наиболее часто встречающихся в учебной деятельности и в повседневном общении, можно сделать вывод о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов.
О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы: у “сильных” – соответствие закону силы (сильнее стимул – сильнее ответ); у “слабых” при повышении силы выше некоторой средней величины наблюдается снижение силы ответа.
В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания даже при небольших психотравмирующих воздействиях.
Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:
1) способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности);
2) умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство и достижение цели;
3) повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности;
4) стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых незнакомых ситуациях;
5) способность быстро справиться и мобилизовать себя в случае неудач.
Основанием для отнесения к “слабому” типу являются противоположные показатели.
О силе тормозящего процесса можно судить по способности к волевой задержке, быстроте формирования тонких дифференцировок, по поведенческим реакциям, характеризуемых преобладанием тормозящего компонента. Основанием для отнесения к преимущественно “сильному” типу нервной системы со стороны торможения являются следующие показатели:
1) высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле;
2) сдержанность в поступках, в разговоре (даже несмотря на психотравмирующую ситуацию);
3) сдержанность в общении (умение хранить интересные новости);
4) неторопливость в принятии решений;
5) быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой;
6) неторопливость в движении, в речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное прожевывание пищи во время еды, хороший сон, обеспечивающий наиболее полноценный отдых и т.д.
Основанием для отнесению к “слабому” типу являются противоположные показатели.
О подвижности нервных процессов, имея в виду прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно, можно судить по следующим показателям:
1) преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы;
2) быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии соответствующих повторений);
3) легкость и активность в новых знакомствах, стремление к
новым впечатлениям;
4) быстрое освоение, быстрая адаптация в новой обстановке;
5) быстрое засыпание или пробуждение;
6) живая речь, мимика, общая подвижность.
Основанием для включения в группы относительно инертных являются противоположные признаки.
С помощью наблюдения учитель может оценить интеллектуальные и волевые качества, способности учащихся, их умение оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли.
Интеллектуальные качества — качества, которые характеризуют внимательность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.
Волевые качества — качества, которые характеризуют настойчивость, силу воли, умение заставить себя, когда очень трудно и неинтересно.
Следует научить педагога обращать внимание в ходе наблюдения за учащимися на следующие характеристики их интеллектуальной сферы:
1) отсутствие системности в изложении какого-либо материала;
2) поверхностный анализ факторов;
3) необоснованные заключения;
4) примитивность заключений и выводов;
5) противоречивость собственным посылкам;
6) категоричность утверждений, ни на чем не основанная;
7) абсурдность заключений, выводов, заявлений;
8) неспособность понять переносный смысл шуток, пословиц;
9) чрезмерная обидчивость из-за явно незначительных поводов.
В процессе общения (и накопления психодиагностической информации) опытный педагог может собрать определенные сведения о наличии у некоторых учащихся повышенной нервозности, психопатических черт. Судить о таких чертах можно по ряду признаков. При этом учитель не имеет права делать окончательное заключение, а должен обратиться за консультацией к психиатру.