Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников

Выделенные параметры эмоциональной сферы (эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность) прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий графических методик: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Кактус», «Страхи в домиках», «Дом, дерево, человек».

Комплексное применение методик позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.

Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников.

В рисуночных методиках, в частности, можно предположить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, если:

· рисунок начинается с изображения ног и ступней;

· фигура человека на рисунке очень маленькая;

· в рисунке присутствуют облака;

· у нарисованного человека покатые плечи;

· в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет).

О положительном эмоциональном фоне свидетельствует выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка.

Некоторые исследователи считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций. Соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций. Однако необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя скорее всего, он достоверен только для правшей, т. е. для детей с ведущим левым полушарием.

Об эмоциональной напряженности могут свидетельствовать:

· штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний);

· штриховка, выходящая за контуры фигуры;

· стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата (также могут свидетельствовать об эмоциональной напряженности ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая деталь);

· предпочтение красных тонов.

Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры — показатель чрезмерно нагрузочных, негативных переживаний, связанных с ними.

Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:

· выполнение изображения короткими штрихами;

· наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры, если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования;

· изменчивый нажим карандаша;

· отсутствие изображения шеи.

Анализируя выполнения ребенком заданий рисуночных методик, можно получить информацию об уровне его самооценки.

О высокой самооценке свидетельствуют:

· крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);

· сильный, уверенный нажим;

  • длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.

На уровень низкой самооценки указывают:

· расположение рисунка в нижней части листа;

· частые стирания;

· слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка);

· изображение несоразмерно маленького туловища;

· отсутствие изображения ног.

Показатели противоречивой самооценки

(высокий уровень сочетается с неуверенностью в своих силах):

· расположение человека в верхней части листа;

· изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значимость, превозносить себя в воображении);

· уход от выполнения задания — ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы;

· штриховка ног, преувеличенный размер обуви.

Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки, могут свидетельствовать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке.

Тест «Рисунок семьи»

Цель: диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу.

Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

Материалы:лист белой (20 х 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

· чья семья изображена им на рисунке — его самого или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;

· где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;

· какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье;

· кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему;

· кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей?) и почему;

· если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;

· если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.

Здесь представлен один из подходов в интерпретации теста «Рисунок семьи» — метод Кормана. «Кинетический рисунок семьи» метод Бернса может использоваться совместно с вышеуказанным и дать дополнительную информацию.

Инструкция: «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым со­держанием.

После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»

Интерпретацию рисунка, семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы.

Интерпретация

Структура рисунка: характеризуя основную структуру рисунка, можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают статическое изображение и изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой. Например, занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении.

Наиболее привлекательный персонаж: если такой присутствует на рисунке, то его можно определить по следующим признакам:

· наиболее ценимый персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане;

· он выше и крупнее остальных персонажей;

· выполнен с большей любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца;

· остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него;

· наиболее близкого к испытуемому члена семьи можно узнать по одежде, которая отличает его от других членов семьи, но похожа на одежду персонажа, с которым отождествляет себя испытуемый. Обычно это один из сиблингов (брат или сестра), с которым у него сложились хорошие отношения.

Наименее привлекательный персонаж: противоположный, наименее ценимый персонаж, на рисунке самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур. Как бы забытый всеми. С этим персонажем в конце работы могут обойтись типичным образом: его обычно перечеркивают несколькими штрихами карандаша или стирают ластиком.

Отношения между персонажами: следует обратить внимание на следующее.

Существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи. Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальной ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это должно быть понято как восприятие ребенком их особой близости, которой он придает значение и которая может соответствовать или не соответствовать действительности.

Какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на рисунке от других фигур. Это может говорить о дистанции, которую ребенок замечает в жизни и выделяет.

Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к кому- то важному, уникальному, а к другим — как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему.

Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем.

Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в реальной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер и братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное авторитетное место в семье, как и отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи (если, конечно, в доме нет никакого кота), говорит о желании большей любви и привязанности со стороны изображенного рядом с котом персонажа.

Родители: Обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Необходимо помнить, что изображение семейной пары может иметь разный смысл, в зависимости от того, объединена пара или нет. Ребенок, живущий с одним из родителей, но изображающий их вместе, выражает таким образом свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался, поскольку явление отдельного проживания родителей в нашем обществе широко распространено, и дети к этому привыкают.

Посредством изолированного расположения фигур родителей ребенок выражает свое неосознанное желание. Скажем, в том случае, когда в стороне изображена фигура родителя одного с ним пола, то это можно интерпретировать как желание ребенка находится с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им периода полового созревания. Обратное явление, когда фигура самого ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может рассматриваться как нарушение, хотя и незначительное, проявлений нормальных чувств и желаний, выраженное в отказе от предпочтительных отношений именно с родителем другого пола.

Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, агрессивного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, без учета их реальных физических размеров. Если родитель воспринимается угрожающим, то его образ дополняется большими руками, и наоборот: слабый, не принимающийся всерьез родитель рисуется с маленькими руками или вообще без них.

Идентификация: Ребенок способен отождествлять себя с изображаемыми им персонажами. Обычно персонаж, в котором он себя признает, его возраста и пола и расположен согласно возрастному порядку в семье.

Кроме того, он может отождествлять себя и с другим персонажем — отцом, матерью, старшим или младшим братом. Идентификация с родителем своего пола соответствует реальной ситуации и желанию иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим братом независимо от пола также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Следует помнить, что ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи.

Когда ребенок изображает на рисунке наименее ценимый персонаж (рисуется обычно в стороне от всех, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования), это не означает, что он не идентифицирует себя с ним, не становится на его место. Эту ошибку часто допускают даже психологи, полагая, что ребенок может идентифицировать себя с четко выведенными завершенными фигурами персонажей, но не с теми, которые как бы находятся в тени. Если внимательно наблюдать за рисунками ребенка, послушать его объяснения, то можно увидеть, что он может идентифицировать себя даже с наименее ценимыми им персонажами.

Именно здесь кроется проблема: ребенок, идентифицирующий себя с изолированным от всех персонажем, нечетко изображенным или стертым, испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

Наличие или отсутствие того или иного члена семьи:

Иногда в рисунках детей, которым по тем или иным причинам пришлось расстаться со своими родителями, не встречается ни одного члена семьи. Для них типично детальное изображение дома — символа семьи, на которую ребенок смотрит со скрытым ностальгическим желанием, солнца — символа материнской любви и заботы. Так выражается значимость для ребенка семьи и тех отношений, которые существовали. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается, отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными переживаниями (чувство покинутости, брошенности, нелюбимость), и ребенок избегает этой темы.

Если между персонажем, с которым идентифицирует себя ребенок, и персонажем, рядом с которым он изображен, имеется подчеркнутая удаленность или если сам ребенок вообще отсутствует на рисунке, то вот наиболее вероятная интерпретация: ребенок страдает от изоляции и одиночества в семье, однако часто чувства эти впоследствии исчезают, поскольку подвергают его сильным мучениям и лишениям.

Исключение себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или ощущением отсутствия общности. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнение с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют снижению самоуважения и подавлению в ребенке инициативности и воли к достижениям.

Менее явная демонстрация тех же проблем наблюдается, когда ребенок рисует себя последним из всех членов семьи. Это не скромность, а заниженный статус, что особенно значимо, если все остальные расположены в хронологическом порядке (по старшинству) и автор рисунка не является самым младшим.

Эти наблюдения подводят к проблеме тревожного состояния. Беспокойство, тревожность проявляются у ребенка так же, как у взрослого — как следствие страха перед воображаемой угрозой, исходящей от определенного источника, который легко узнаваем. Тревожность воспринимается ребенком как реальность, которую тяжело вынести, поскольку она является причиной сильных страданий.

Рассмотрим несколько примеров.

Одна из распространенных ситуаций, когда ребенок ревнует к младшему брату (тому достается большая часть любви и внимания родителей), но сдерживает проявления агрессивности, так как чувствует, что родителям это может не нравиться. Поэтому он испытывает страх, что его ревность будет замечена, и он будет наказан последующим лишением любви со стороны родителей.

На рисунке у такого ребенка будет отсутствовать младший брат. Отрицая его существование, ребенок снимает проблему, уничтожив источник. Он может изобразить на рисунке только младшего брата, исключив себя из состава семьи, идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Освобождая себя от семейных связей и идентифицируя себя с младшим братом, ребенок одновременно отрицает существование проблемы и связанного с ней чувства тревожности.

Итак, если ребенок:

· с удовольствием взялся рисовать семью — благоприятный микроклимат в доме, в котором он живет;

· отказывается рисовать — с семьей связаны неприятные воспоминания;

· тот, кого нарисовал первым, представляет наибольшую значимость для ребенка;

· изобразил себя большим — ориентирован на себя, т. е. истероидный тип;

· изобразил себя маленьким — показатель малозначимости в семье;

· гигантская мама и маленький папа — нарушена психологическая гармония в семье, мама значима;

· все фигуры очень маленькие — у ребенка депрессия, тревога, подавленность;

· рисует без полового различия — задержка полового воспитания;

· ноги большие — признак значимого места в семье, ноги маленькие — неустойчивая позиция в семье;

· голова заштрихована (напоминает ракурс со спины) — ушел в себя;

· закрытое лицо — ребенок не любит быть в семье;

· рот, губы большие, яркие — признак агрессии;

· девочка рисует себе глаза с ресницами — хочет нравиться, в ней заложена большая сексуальная энергия;

· пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ — возможно, этот человек вызывает у ребенка неприятные воспоминания или страх;

· все члены семьи в ячейках — семья не дружная, многие отчуждены;

· наличие телевизора, ковра — отдельным прорисованным предметам отдается предпочтение ребенка;

· нарисует осветительные приборы, солнце — значит, испытывает отсутствие тепла в семье;

· просто дом вместо семьи — источник угроз, нежелание идти туда;

· присутствие в рисунках куклы или собаки — не хватает тепла в семье, общение ищет с животными и игрушками;

· много мелких деталей — не хватает общения с близкими;

· много черных штрихов — испытывает тревогу;

· отказывается использовать цветные карандаши — тревожность и низкая самооценка;

· если ребенок рисует себя в центре — чувствует себя самым значимым, внизу листка — самым зависимым.

Анализ рисунка семьи

а) сравнение состава нарисованной и реальной семьи:

· не изображены люди — сильный эмоциональный конф­ликт, недовольство семейной ситуацией;

· изображены люди, не связанные с семьей — травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой контакт исследователя с ребенком;

· уменьшение реального состава семьи — «забывают» на­рисовать тех членов семьи, с которыми сложились конф­ликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными;

· ребенок не рисует себя — чувство неприятия в семье, ощущение отверженности;

· ребенок рисует только себя — эгоцентричность, несформированное чувство общности;

· увеличение состава семьи — неудовлетворенные психи­ческие потребности, поиск человека, способного удовлет­ворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах;

б) расположение членов семьи:

· сплоченность семьи, объединенность в общих действиях, соединенные руки — психологическое благополучие;

· разобщенность членов семьи — низкий уровень эмоцио­нальных связей;

в) группировка членов семья, психологические микрострук­туры семьи:

· рядом с собой рисует другого члена семьи — эмоциональ­ная связь;

· физические расстояния отдельных семейных групп от­ражают различный уровень эмоциональной связи;

· отдельные группы — конфронтация в семье.

Анализ особенностей графических презентаций членов семьи

а) количество деталей тела: присутствуют ли голова, воло­сы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни; большое количество частей тела — позитивное отношение; схематичность, неоконченность — негативное отноше­ние к человеку;

б) количество используемых цветов для рисования фигур: »разнообразие цвета, позитивные яркие цвета — хорошее отношение; темные цвета, однообразие цвета — конфликт, негатив­ное восприятие;

в) величина фигур: выражение превосходства, значитель­ности, силы;

· большая фигура мамы — авторитетность ее в семье, руководство;

· большая величина собственного изображения. — незначительность «Я» в семье, требование опеки;

· одинаковые фигуры — равноправие, равная ценность се­мьи, сотрудничество;

· большие поднятые вверх руки с длинными пальцами —

· агрессивные желания, желание быть сильным;

· нет рук, маленькие руки — бессилие, чрезмерный конт-. роль со стороны;

· нет лица, головы — нарушения в сфере общения;

· зубы, большой рот — вербальная агрессия.

Анализ процесса рисования

а) последовательность рисования членов семьи:

· первый образ — главный, наиболее эмоционально близкий человек;

· последний образ — менее значимый человек, негативное отношение;

· если в начале рисования изображаются предметы, жи­вотные — защитная реакция ребенка в неблагополучной семейной ситуации;

б) стирание, паузы, возвращение к нарисованным деталям: доминирующее переживание, выделение главного;

· паузы — конфликтные отношения;

· стирание с последующим улучшением — позитивные эмо­ции, с ухудшением — конфликт с данным человеком;

в) спонтанные комментарии: проясняют смысл рисуемого содержания ребенку, ослабляют внутреннее напряжение, на каком образе были комментарии — на таком человеке больше напряжения, возможность конфликта.

Таким образом, интерпретация рисунка условно делится на три части:

1. Анализ процесса рисования.

2. Анализ структуры рисунка, сравнение с реальной семьей.

3. Интерпретация графических презентаций членов семьи.

Наиболее содержательно – информативным является сам процесс рисования.

Кто изображается первым? Эмоциональная близость.
Фигура большая, но схематичная, не детализированная Значимость человека при отрицательных чувствах.
Фигура тщательно прорисованная, декорированная Любимый член семьи. Почитаемый. Желание быть похожим.
Мебель, солнце и др., но не люди Защитная реакция, эмоциональное неблагополучие.
Возвращение к декорированию Значимость для ребенка.
Символичность изображения Снижение значимости.
Цвет деталей Эмоциональное отношение.
Стирание, подрисовывание Что именно?
Спонтанные комментарии Прояснение смысла рисунка. Внутренняя напряженность.

Наши рекомендации