Полевые исследования агрессивного поведения: стимуляторы агрессии, обозримость жертвы и подача автомобильных сигналов

Чарльз У. Тернер, Джон Ф. Лэйтон, Линн Стэнли Саймоне

Charles W. Turner, John F. Layton, Lynn S. Simons. Naturalistic Studies of Aggressive Behavior: Aggressive Stimuli, VictimVisibility, and Horn-Honking. — Journal of Personality and Social Psychology, 1975, 31(6), 1098-1107.

Примечание редактора.Когда мы думаем об агрессии, мы обычно представляем себе картины, связанныес разрушением, насилием и болью, например гладиаторские бои. Но агрессия не всегда принимает столь крайние формы и не всегда связана с физическим насилием. Иногда жестокое замечание бывает более агрессивным и причиняет больше боли, чем пощечина. Тернер, Лэйтон и Саймоне, по-видимому, согласны с этой точкой зрения. Они исследовали относительно «мягкие» проявления агрессии, а, именно подачу автомобильных сигналов водителями, раздраженными задержками движения. Они описывают три различных эксперимента, в которых пытались манипулировать поведением неосведомленных испытуемых, вводя стимуляторы агрессии и варьируя степень обозримости жертвы. Эксперимент удался.

В последнее время возникает много споров по поводу валидности лабораторных исследований агрессии. Некоторые ученые, например, предполагают, что обычно применяемые методы измерения агрессивного поведения, возможно, не обладают внешней валидностью. Поэтому переменные, которые влияют на реакции испытуемых в лабораторных условиях, могут не оказывать влияния на агрессивные реакции в естественных условиях.

Одним из факторов, ограничивающих область применимости результатов лабораторных экспериментов, возможно, является то, что испытуемые могут резко изменить свое поведение, если будут знать, что кто-то внимательно регистрирует и оценивает их реакции. Чтобы снизить само-контроль испытуемых, исследователи используют разнообразные уловки, позволяющие замаскировать тот факт, что эксперимент задуман для оценки агрессивного поведения. Однако теперь многие испытуемые слишком искушены для уловок, обычно используемых в лабораториях. Таким образом, некоторые лабораторные результаты могут являться артефактами по двум причинам. Во-первых, испытуемые, может быть, реагируют в основном на осознаваемые уловки, а не на экспериментальные манипуляции. Во-вторых, не исключено, что ими движет главным образом желание представить себя в благоприятном свете перед экспериментатором.

Поскольку некоторые лабораторные результаты могут быть артефактами эксперимента, порожденными такими причинами, как понимание испытуемыми, что их поведение оценивается, подозрительность, негативизм и искушенность испытуемых, то важно попытаться исследовать аг-рессивное поведение испытуемых, которые не осознают, что являются объектами исследования. Основной целью данной работы было выяснить, можно ли в естественных условиях влиять на агрессивные реакции людей с помощью манипуляций, концептуально аналогичных лабораторным процедурам. В лабораторных условиях исследователи пытались манипулировать такими переменными, как возбуждение испытуемых, стимуляторы агрессии и дегуманизация. В данной работе предпринята попытка перенести лабораторные методы исследования в естественную обстановку, манипулируя наличием оружия в агрессивном контексте (стимулятор агрессии) и обозримостью жертвы (дегуманизация) в ситуации, когда водители были задержаны перед светофором (и, возможно, возбуждены).

Чтобы создать естественную обстановку, подходящую для измерения агрессивных реакций, были адаптированы рекомендации из работы Уэбба, Кэмпбелла, Шварца и Секреста (Webb, Campbell, Schwartz, Sechrest,1966), посвященной скрытым методам измерений. Чтобы у испытуемых не создавалось впечатления, что их поведение исследуется, и с целью разработки адекватно чувствительных и независимых оценок агрессии, были приняты следующие условия: а) испытуемые должны относительно слабо подавлять свое агрессивное поведение, чтобы вероятность того, что уровень их реакций будет не ниже базового, была значительно выше нуля; б) реакции не должны оказывать контагиозное влияние на других людей, вызывая агрессию с их стороны; в) должна сохраняться анонимность испытуемых; г) обстановка эксперимента должна быть естественной в разумных пределах, так чтобы процедуры не были для испытуемых необычными или обременительными и не подвергали бы их какой бы то ни было опасности; д) испытуемые должны находиться в экспериментальной обстановке в течение короткого времени, чтобы они подвергались экспериментальному воздействию не более одного раза, и е) выбор экспериментального воздействия, которому подвергается данный испытуемый, должен быть случайным.

ИССЛЕДОВАНИЕ 1

Дуб и Гросс (Doob, Gross, 1968) предложили одну из возможных процедур полевого исследования агрессии. Полученные ими результаты говорят о том, что подача автомобильных сигналов может быть агрессивной реакцией на действия водителей с низким статусом, которые задерживают движение транспорта у светофора. Жизненные примеры свидетельствуют о том, что многие водители становятся агрессивными, когда испытывают фрустрацию, вызванную поведением других водителей. Пэрри (Parry, 1968) провел опрос английских водителей, интересуясь их агрессивными реакциями во время вождения. Он обнаружил, что при вождении автомобиля возникают такие враждебные реакции, как лицевая экспрессия, вербальные реакции (например, ругань), жесты руками, несоблюдение дистанции, мигание фарами (дальний свет) и подача звуковых сигналов. Некоторые водители также сообщали о настоящих драках на кулаках или попытках столкнуть других водителей с дороги. Данные (или результаты исследования) Пэрри показывают, что многие водители могут сердиться и становиться агрессивными, находясь за рулем. Чтобы выяснить, возникают ли аналогичные враждебные реакции у водителей в Солт-Лэйк-Сити, был проведен опрос с использованием опросника Пэрри. Таким образом, в исследовании 1 ставилась цель определить, достаточно ли высок базовый уровень гнева и агрессивных реакций водителей для того, чтобы можно было ожидать, что экспериментальные воздействия дадут надежные результаты.

Методика

Испытуемые и процедура исследования.Испытуемые были выбраны из популяции техводителей Солт-Лэйк-Сити, которым часто приходится управлять автомобилем. Из городской адресной книги случайным образом было выбрано сто адресов. Исследователь обращался к проживавшему по

выбранному адресу водителю (мужчине или женщине — выбор пола был случайным), который чаще всех членов семьи управлял автомобилем, с просьбой заполнить опросник Пэрри (Parry, 1968). Под-ходящие испытуемые нашлись в 93 семьях. Испытуемым выдавали опросник и конверт с маркой для пересылки ответов по почте. Если они не отвечали в течение двух недель, их снова просили заполнить опросник. Испытуемым гарантировали полную конфиденциальность их ответов. Пятьдесят девять (63% от общего числа) опросников были заполнены и возвращены исследователям.

Наши рекомендации