Задание 5. «Последовательные картинки» (стимульный

материал).

Назначение-выявление возможности устанавливать пространственно-вре­менные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий, уровень развития связной речи, качество фразы, состояние лексико-грамматического строя и звукопроизношения, вербального воображения.

Инструкция- «Вот здесь на картинках один рассказ. Все картинки пе­репутались. Найди, с чего все началось, что было потом, чем все закон­чилось. Когда все разложишь, составь рассказ».

Стимульный материал- несколько серий, состоя­щих из 2-3-х картинок, каждая из них отражает какое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрытый смысл. При проведе­нии психологического обследования возможно использование самосто­ятельно изготовленного стимульного материала.

Процедура проведения.Перед ребенком выкладывают картинки и просят его разложить их по порядку так, чтобы получился рассказ. Внимательно наблюдают за действиями ребенка, обращают внимание на следующие качественные показатели: последо­вательность раскладки, способность самостоятельно составить рассказ, качество рассказа, последовательность рассказа. По мере необходимос­ти оказывают дозированную помощь в раскладывании картинок. В слу­чае, если ребенок разложил картинки неверно, не следует сразу же торо­питься исправлять его. По ходу составления рассказа, ребенок может самостоятельно исправить допущенную ошибку. С другой стороны, при неправиль­ном раскладе может получиться связный и по-своему логичный рас­сказ-повествование. (Если рассказа нет, следует перейти к другому виду помощи.) В этом случае надо выслушать ребенка, а затем перейти к другому этапу помощи. Стимулирующая и организующая помощь: см. в задании №1. Разъясняющая помощь:если ребенок начинает рассказ без расклады­вания картинок, обследующий уточняет, что картинки необходимо сначала разложить по порядку и только затем составлять рассказ. Если ребенок неверно разложил картинки и составил связный рассказ, эксперимен­татор выслушивает его, а затем уточняет: «Ты придумал интересный рассказ, но картинки надо было разложить по-другому, попробуй исправить».

Введение наглядности:первая картинка выкладывается взрослым, далее ребенку предлагается продолжить самостоятельно. Если он справился – дается сле­дующее задание.

Конкретная помощь:экспериментатор рассказывает весь сюжет само­стоятельно, подчеркивая слова «раньше», «потом» и сопровождает свой рассказ последовательным выкладыванием картинок. Затем снова пе­ремешивает картинки, дает ребенку разложить их самостоятельно.

Задание 6. «Нарисуй целое» (по Е.А. Стребелевой и

А.А. Катаевой).

Назначение- выявление уровня развития наглядно-об­разного мышления. Оценивается целостность зрительного восприятия, способность воссоздавать зрительный образ по представлению, зритель­ное внимание, память, наличие и характер речевого сопровождения ипроизвольной регуляции деятельности, состояние графомоторных на­выков.

Инструкция: «Перед тобой лежит картинка, разрезанная на части. Что на ней нарисовано? (Груша). Представь, какая она должна быть целая и нарисуй ее».

Стимульный материал: изображение груши, разре­занное на четыре части (диагональный разрез), лист бумаги, фломастеры.

Процедура проведения.Ребенку предлагается разложить картинки на части. После того, как ребенок называет изображенный на ней пред­мет, обследующий предлагает нарисовать его целым. В случае, если ребенок неправильно назвал или вообще не назвал изображенный на картинке предмет, взрослый уточняет правильное название предмета. Обследующий спрашивает ребенка: «Посмотри внимательно, ты правильно назвал?»; если та­кая помощь недостаточна, самостоятельно называет предмет. После «нахождения» названия предмета, ребенок приступает к его изображению. По ходу выполнения задания обследующий обращает внимание на следую­щие качественные показатели: уровень зрительного восприятия предмета, каче­ство воссозданного целостного образа, зрительное восприятие цвета, пространственное расположение изображения на листе бумаги, размер полученного изображения. При необходимости ребенку оказывается дозированная помощь.

Стимулирующая и организующая помощь:см. задание № 1.

Разъясняющая помощь:данный вид помощи необходим, ког­да ребенок не понимает смысла инструкции «Нарисуй целое изображение». В этом случае необходимо дать соответствующее разъяснение типа: «По­смотри, на картинке кусочки груши, если их соединить вместе, полу­чится целая груша. Представляешь, какая она будет? Тогда нарисуй ее». Если ребенку недостаточно такое уточнение, ему необходимо дать ука­зание типа: «Подумай, какая бывает груша, круглая, овальная, треуголь­ная? Какого она цвета? Что у нее есть? Нарисуй ее». После того, как ребенок закончит рисунок, следует задать уточняющий вопрос: «Ты все правильно нарисовал, ничего не забыл?».

Наши рекомендации