Xii. сюжетные и последовательные картинки

Эти задания обычно используются для исследования осо-
бенностей мышления. Нарушения мышления встречаются при
различных по локализации очагах поражения мозга и среди
методов их диагностики выделяются приемы, имеющие опре-

1 Стимульный материал предложен Р. М. Грановской и И. М. Бе-
резной (1974).

деленное топико-диагностическое значение. Здесь приводятся
пробы, адекватные, в частности, для выявления элементов си-
мультанной агнозии, но в основном — дефектов функциониро-
вания лобных долей мозга (Лурия А. Р., 1969). Обычно ис-
пользуются два типа заданий. Для одних необходимо уча-
стие системы речевых связей (субтест № 108), для других
непосредственное участие устной речи менее обязательно.
Последние имеют большее значение при исследований боль-
ных с выраженными нарушениями речи.

*108. Понимание смысла сюжетных картинок.

Предъявляются последовательно 3 сюжетные картинки. Ис-
пытуемый должен в лаконичной форме оценить в целом сю-
жет каждой из них и составить по нему короткий рассказ (2—
3 фразы). Время экспозиции каждой картинки не ограничи-
вается. Пробы наиболее эффективны при относительной
сохранности у больных экспрессивной и импрессивной сторо-
ны речи.

При анализе результатов важно отметить, в какой мере
больной выделяет существенные признаки изображения или
делает импульсивные заключения о сюжете на основе случай-
ных признаков, активность, инициативность, критичность и
другие особенности. Рис. 23а, 236, 23в.

Для облегчения анализа результатов этой пробы целесооб-
разно ответы больного фиксировать в протоколе. Возможны
также наводящие вопросы, касающиеся деталей сюжета, дей-
ствий персонажей и т. п. Особенности рассказа по сюжетной
картинке важно учитывать и при оценке речевого статуса боль-
ного, ориентировки в пространственных взаимоотношениях
между деталями сюжета и т. д.

*109. Последовательные картинки

Предъявляется набор последовательных картинок —6 серии
(каждая серия из 4 составляющих). Испытуемого просят раз-
ложить картинки в определенной последовательности друг за
другом так, чтобы они соответствовали определенному сюжету
или логике развития действия. Картинки предъявляются обыч-
но в неопределенном порядке, например, 3, 1, 4, 2. В наборе
2 варианта последовательных картинок, в одном из которых
события разворачиваются в единой конкретной ситуации (рис.
24а, 246, 24в). В другом — такая ситуация отсутствует (рис.
25а, 256, 25в).

При анализе результатов учитываются такие особенности
выполнения заданий, как способность к выделению сущест-
венных признаков каждого сюжета, трудности словесной форму-




лировки сюжета (сохранность операций «внутренней речи»), им-
пульсивность в принятии решения, критичность и другие данные.

Каждую из картинок серии рис. 24 можно с успехом ис-
пользовать как сюжетную для составления рассказа.

При динамическом наблюдении за больным могут быть ис-
пользованы и другие варианты сюжетных и последовательных
картинок, доступных больным по сложности восприятия.

Описанные пробы этого раздела могут быть дополнены
экспериментами на понимание коротких текстов (в том числе
с переносным смыслом, например рис. 4), на решение про-
стых задач, пробами на понятийное и логическое мышление
и другими, отражающими особенности мыслительных опера-
ций и имеющими значение для топической диагностики ло-
кально-органических поражений мозга.

XIII. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ
ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ МОЗГОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

В практике нейропсихологического исследования нередко
возникают затруднения при оценке преимущественной латера-
лизации мозгового поражения, особенно при отсутствии отчет-
ливых неврологических симптомов и нарушений речи (у прав-
шей). Например, при закрытой черепно-мозговой травме, ког-
да требуется уточнить наличие и специфику очаговых
нарушений на фоне общемозговой функциональной нсдоста-
точности, имея в виду механизмы «удара» и «контрудара», при
парциальных (фокальных) эпилептических пароксизмах, в ча-
стности височного типа, с формированием, так называемых,
«зеркальных» очагов, при атеросклеротическом (стенозирую-
щем) поражений магистральных сосудов шеи, нейроинфекци-
ях и других формах патологии головного мозга.

В связи с этим специальные задачи по оценке сохранных
и нарушенных высших психических функций и познаватель-
ных процессов приходится решать в детской психоневрологи-
ческой и дефектологической практике, например, при квали-
фикации особенностей дизонтогенеза, определений структуры
дефекта и степени сохранности интактного (условно) полуша-
рия у детей, страдающих детским церебральным параличом и
т. п. В этих случаях, как показывает специальная глава книги,
особенно важно учитывать возрастной аспект формирования
ВПФ, особенно при оценке прогноза школьной успеваемости
и педагогической коррекции нарушений.

Все сказанное позволяет утверждать, что данные традици-
онных клинических, аппаратурных и нейропсихологических

методов исследования необходимо дополнить результатами
эксперимента с использованием сенсибилизированных ней-
ропсихологических методик для уточнения функционального
преобладания одного из полушарий головного мозга.

В качестве примера ниже приводятся специально разрабо-
танные и апробированные методические приемы оценки сте-
пени сохранности некоторых высших зрительных функций как
дополнительные к основному набору нейропсихологических
методик. Использовал подход, основанный на современных
представлениях о функциональной специализации полушарий
и интегративной деятельности мозга, в частности, в процессах
переработки зрительной информации (Меерсон Я. А., 1986;
Меерсон Я. А., Зальцман А. Г., 1989 и др.).

Как уже говорилось, в соответствии с этими представлени-
ями височные, теменные и, главным образом, затылочные
структуры больших полушарий неравноценны по своему вкла-
ду в организацию высших зрительных функций. Эта неравно-
мерность, рассматриваемая в общем контексте функциональ-
ной асимметрии полушарий, проявляется прежде всего в ме-
ханизмах переработки зрительной информации, стратегии
зрительного узнавания или идентификации зрительных обра-
зов, свойственных для правого и левого полушарий.

Как уже говорилось, можно считать вполне установленным,
что в правом полушарий осуществляются операций по точной
оценке элементов формы и их пространственного взаимодей-
ствия. Анализу подвергаются все детали изображения, незави-
симо от степени их значимости для узнавания изображений.
Отсюда следует, что правое полушарие играет преимуществен-
ную роль в идентификации незнакомых, сложных, трудновер-
бализуемых изображений, например, незнакомых лиц, невер-
бализуемых геометрических фигур, изображений на фоне ма-
скирующего «шума» и т. п. (что представлено в основном
наборе стимульного материала методики).

Специфика стратегии зрительного опознания, присущая лево-
му полушарию, основана на системе речевых связей, она форми-
руется в онтогенезе в процессе зрительного обучения и предмет-
ной деятельности. Эта стратегия связана с выделением и оценкой
наиболее существенных, информативных для узнавания признаков
изображений и тем самым определяет ведущую роль левого пол-
ушария в процессах классификации (категоризации), связанных,
как известно, с операциями мышления и вербализации.

Предлагаются задания, направленные преимущественно на
способность испытуемого к обобщению (аналитическая стра-
тегия с выделением существенных признаков), т. е. связанные

с деятельностью левого полушария (у праворуких), и пробы,
отражающие способность испытуемых оценивать наглядно-
конкретные свойства изображения и принимать решения на
основе их поэлементного анализа, что связано с деятельностью
правого полушария1.

Наши рекомендации