Соотношение процессов обучения и развития, развитие письменной речи
Существует 3 взгляда:
1. Обучение и развитие строятся как независимые процессы (пользуются процессами развития).
2. Обучение и развитие — это одно и то же (обучение не даёт больше того, что даётся непосредственно).
3. Развитие, как созревание — это один процесс. Развитие, как обучение — другой.
Развитие и образование новых психических функций в процессе обучения. Созревают новые психические структуры.
Формальные дисциплины — дисциплины, являющиеся ключом ко всем остальным.
Вопросы для определения соотношения обучения и развития:
1. Созреют ли необходимые функции к началу обучения?
2. Временное соотношение обучения и развития — что идёт вторым?
3. Взаимодействуют ли предметы в ходе развития?
4. Влияют ли законы актуального и ближайшего развития?
Ответы:
1. Нет. Пример — письмо — это качественное изменение, а не сумма устной речи и моторики.
2. Обучение всегда впереди развития. Нет закона равномерного развития — процесс развития нелинеен. Обучение идёт впереди и идёт не плавно.
3. Взаимодействуют, если влияют на одни и те же структуры.
4. Нужно измерять способности ещё и когда человек может сделать что-то в сотрудничестве (зона ближайшего развития).
«Зона ближайшего развития» определяется как:
· Способность дальнейшего развития навыка, если человек способен сделать что-то с чьей-то помощью (напр., преподавателя).
· Совокупность развивающихся способностей и функций, которые можно стимулировать с помощью обучения.
· То, что определяется через разницу между научным и спонтанным понятием (то, что находится между ними).
30. Понятие личности в психологии. Структура личности.
Личность как прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
Личность (в психологии) как одна из стадий развития человека Индивид, личность и индивидуальность. Роль интериоризации и экстериоризации в развитии личности.
Самосознание личности как Я-концепции и как модели мира человека. Устойчивость личности.
Структура личности. Способности и задатки. Темперамент и характер. Роль врожденных факторов и воспитания в формировании личности.
Понятие личности
Понятие личности в психологии отличается от понятия личности в бытовом смысле. В широком смысле под личностью обычно понимается конкретный человек. В психологии же личность - одна из стадий развития человека от рождения до смерти.
Человек рождается как представитель вида Homo sapiens - как индивид. Дальше по мере его роста разворачиваются генетически заложенные в нем программы, кроме того, он вступает в социальные отношения. При этом имеют место два процесса - интериоризация (усвоение в процессе воспитания общественного опыта) и экстериоризация (участие в создании общественно-исторического опыта). В результате уже на базе сознания формируется комплекс (характер, мотивации, установки, нравственность), которые определяют тип поведения человека в различных жизненных ситуациях. Весь этот комплекс мы называем личностью.
Переход от индивида к личности имеет место не всегда. Например, этого не происходит в случаях, подобных судьбе Маугли, при психических расстройствах. Если в ходе дальнейшего развития процессы экстериоризации преобладают над интериоризацией, то личность выходит на уровень индивидуальности. Это также имеет место не всегда. Тем не менее, подавляющее большинство взрослого населения Земли можно считать личностями.
Дадим расширенное определение личности. Личность – это прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как его Я (образ Я, Я-концепция), то есть система представлений о себе. Она проявляется в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Самоотнесение образа Я с реальной жизнью позволяет личности изменить свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.
Некоторые исследователи называют это самосознание личности «моделью мира», а ее мгновенный срез - картиной мира человека. Миры, далекие от нашего, обычно не только непонятны, но часто вообще не замечаются или отрицаются в принципе. Человек способен правильно воспринимать только то, что организовано по законам его внутреннего мира. Поэтому люди хорошо себя чувствуют и продуктивно работают только в контакте с подобными себе мирами - с людьми, близкими им по духу.
Пока поступающая извне информация поддерживает сложившиеся у человека представления о мире, он живет в согласии с самим собою. Но стоит наметиться расхождению, как возникает внутреннее напряжение, побуждающее человека либо к изменению идеального представления о себе, либо к попыткам пресечь поток информации, вызывающей дисбаланс представлений. С накоплением жизненного опыта у человека формируется система, способная оградить сознание от информации, которая может разрушить его внутреннее равновесие - это система защитных психологических барьеров. Этот вопрос подробно рассматривается на практических занятиях.
Таким образом, личность представляет собою довольно устойчивое образование, что проявляется в ее предсказуемости, в последовательности ее поступков и поведения в целом. Конечно, в конкретных ситуациях поведение личности может быть вариативным.
В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения, личность менее устойчива, что позволяет ей приспосабливаться к жизненным различным обстоятельствам, в частности, к изменению социальных условий. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций и т.д. в таких условиях является положительным свойством личности.
Тем не менее, выход за пределы своего мира, связанный с желанием не только воспринять, но и принять нечто новое, дается всегда тяжело. Для этого требуются либо специальные усилия, либо особые побуждающие ситуации. Однако пережитое напряжение почти всегда вознаграждается новыми, творческими решениями, обновлением поведения.
Структура личности. Темперамент и характер
Структура личности - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности, к которым относятся способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимно компенсироваться.
Врожденный компонент способностей называется задатками.
Способности – это не статическое, а динамическое образование, и их формирование происходит в процессе развития определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей является комплексность - одновременно развитие нескольких дополняющих друг друга способностей.
Выделяют два уровня способностей - репродуктивный, обеспечивающий умение усваивать готовое знание, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального продукта. Структура, теории и диагностика способностей полностью совпадают со структурой и диагностикой интеллекта.
Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент можно отнести к компонентам личности лишь условно, так как его особенности являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить. Темперамент, будучи врожденным, является базой для большинства свойств личности, но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность). Назовем те черты личности, которые непосредственно базируются на темпераменте и, следовательно, не могут быть радикально изменены:
- сензитивность - реакция человека на психологический раздражитель наименьшей силы;
- реактивность – сила психологической реакции на раздражители;
- активность – энергичность преодоления различных препятствий;
- темп реакций;
- пластичность/ригидность– способность гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям / вести себя инертно, косно;
- экстраверсия/интроверсия– направленность активности преимущественно вовне/внутрь;
- впечатлительность – время сохранения реакций в памяти и сила ответной реакции на них;
- эмоциональность – уровень проявления эмоциональных процессов;
- импульсивность – склонность действовать более или менее спонтанно или обдуманно;
- тревожность (нейротизм) – склонность к беспокойству во всех жизненных ситуациях.
Характер – это система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношении человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т.д.
В характере можно выделить ряд подсистем (черт)
- черты деятельности (трудолюбие, инициативность/безинициативность, работоспособность/ленивость и т.д.)
- отношения к людям (тактичность/бестактность, вежливость/грубость, чуткость/черствость и т.д.)
- отношения к самому себе (самокритичность/завышенное самомнение, скромность/наглость и т.д.)
- отношения к вещам (аккуратность/безалаберность, щедрость/скупость и т.д.).
Возможна также классификация черт характера по целеполаганию - по выбору целей (расчетливость, рациональность и т.д.) и по достижению целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и т.д.).
В отличие от темперамента, черты характера не являются врожденными и могут быть изменены как в процессе воспитания, так и при самовоспитании. Характер формируется довольно рано и дальше проявляет себя как более или менее устойчивое психологическое образование.
31. Характер и его формирование. Акцентуации характера и их учет в педагогическом процессе.
Характер – это система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношении человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т.д.
В характере можно выделить ряд подсистем (черт)
- черты деятельности (трудолюбие, инициативность/безинициативность, работоспособность/ленивость и т.д.)
- отношения к людям (тактичность/бестактность, вежливость/грубость, чуткость/черствость и т.д.)
- отношения к самому себе (самокритичность/завышенное самомнение, скромность/наглость и т.д.)
- отношения к вещам (аккуратность/безалаберность, щедрость/скупость и т.д.).
Возможна также классификация черт характера по целеполаганию - по выбору целей (расчетливость, рациональность и т.д.) и по достижению целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и т.д.).
В отличие от темперамента, черты характера не являются врожденными и могут быть изменены как в процессе воспитания, так и при самовоспитании. Характер формируется довольно рано и дальше проявляет себя как более или менее устойчивое психологическое образование.
Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сенситивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная чувствительность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты характера, как доброта/эгоистичность, отзывчивость/черствость, общительность/безразличие к людям. Начало их формирования во многом определяется первыми месяцами жизни и тем, как общается мать с ребенком.
Позднее, в детских играх и доступных видах домашнего труда, формируются «деловые» качества (трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и т.д.). Здесь необходима постоянная стимуляция взрослых. В начальных классах школы формируются коммуникативные черты характера. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. К окончанию школы характер практически сформирован.
Входящие в характер черты не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам. В главе 2 описана типология характеров людей в связи с особенностями их физической конституции, но такое разделение является слишком обобщенным. В жизни, особенно в педагогической практике, более важно разделение характеров людей по акцентуациям.
Акцентуации характера
Акцентуация - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их совокупностей, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатиями.
Застревающий (ригидный) тип. Люди этого типа отличаются чрезмерной стойкостью аффекта со склонностью к формированию «сверхценных» идей; повышенной подозрительностью и болезненной обидчивостью, стойкостью отрицательных эмоций и чувств, честолюбием, самонадеянностью и стремлением к доминированию; высокой конфликтностью, злопамятностью и даже враждебностью к обидчикам.
Для таких личностей характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов) - ярости, гнева, страха, особенно если они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может вспыхивать с первоначальной силой спустя недели, месяцы, годы. Характер наделен большим честолюбием, которое может реализоваться положительно (если успех достигается усердием) или отрицательно (если успех достигается через принижение окружающих или пользованием их в своих интересах).
В отличие от демонстративного типа, который уверен в своей исключительности и признании окружающих, застревающему типу нужно реальное уважение и признание, которых он будет добиваться любым путем, вплоть до суда. Основными темами застревания могут быть ревность, преследование, месть со стороны недругов, социальная несправедливость (административная, юридическая и т.д.), непризнанные идеи.
Однако при благоприятном развитии событий реальные достижения такой личности могут быть выше среднего уровня.
Как общаться с таким человеком? Здесь важно сначала коснуться не той проблемы, с которой он к вам пришел, а ее предыстории (всегда ли он боролся с несправедливостью, чем это кончалось и т.д.), так как борьба за что-то или против чего-то - это их форма существования.
Возбудимый (эпилептоидный) тип. Для него характерны повышенная импульсивность, раздражительность, агрессивность. Моральные устои малозначимы, в порывах гнева нарастание агрессивность сопровождается активизацией соответствующих действий. Осмысление, как правило, затруднено и замедлено.
Эти люди склонны к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Если такого человека спросить о причине перемены места работы, то редко услышишь о сложности работы; чаще - начальник не хотел пойти на уступки, коллеги плохо относятся, зарплата низкая и т.д. Сама работа как таковая, в частности, физический труд, им приносит радость, поэтому они здесь достигают успехов. Особенно проявляется возбудимость при глубоких аффектах - как правило, это эмоциональный взрыв со вспышкой ярости. Многие из них прямо утверждают, что в состоянии запальчивости не способны сдерживаться.
Эти люди нередко производят впечатление примитивных, то есть уже по их мимике можно судить о невысокой интеллектуальной подвижности, они замечают только то, что бросается в глаза. Угрюмы на вид, на вопросы отвечают крайне скупо. Неумение управлять собой ведет их к конфликтам. У них часто бывают периоды тоскливо-злобного настроения, когда они нуждаются в объекте, на котором можно «сорвать зло».
При общении с такими людьми нужно всегда иметь в виду, что их агрессия накапливается на подсознательном уровне, поэтому ни они сами, ни их партнеры по общению до последнего момента могут этого не замечать. Однако накопление агрессии будет выражаться в невербальных знаках (мимика, жест, перемена позы, направления взгляда), за которыми нужно внимательно следить.
Демонстративный (истероидный) тип отличается ярко выраженной потребностью во внимании окружающих, тщеславием, авантюристичностью, но в то же время устремленностью к цели, хитроумностью в самовосхвалении, услужливостью при достижении своих интересов. Однако раскованность в мышлении и действиях делает демонстративные личности адаптивными.
Очень заметный в обществе тип. С точки зрения окружающих, он выражает свои эмоции более сильно, чем их переживает (другими словами, демонстрирует свои эмоции). Способен вытеснить из своего сознания многие негативные переживания, в частности, полностью забыть то, что он не хочет помнить (случаи, когда он поступал недостойным образом). Эта способность развита у всех людей и является защитным механизмом, однако у истероида это становится основной формой поведения: он лжет, не сознавая, что лжет. Ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека: он действительно верит в то, в чем пытается убедить других. (Притворщика можно отвлечь, и он забудет о своем мнимом горе, а истероид - никогда, то есть он глубоко вживается в образ). Излюбленные образы для перевоплощения - невинная жертва (не оценили, злоупотребили доверием); нежное существо, нуждающееся в постоянной опеке; благодетель человечества, уникальный специалист.
Такие люди - крайние эгоцентристы. Им необходимо постоянное внимание окружающих (желательно восхищение, но можно и ненависть); безразличное отношение для них невыносимо. Из них получаются прекрасные артисты, писатели, социальные работники - благодаря умению вжиться в чужой образ, понять другого человека; преподаватели - за счет умения ярко выражать свои чувства. Как правило, они имеют хорошие отношения с начальством за счет приспособляемости, однако с коллегами - неровные отношения (склонны создавать фракции для борьбы во имя чего-либо).
Каковы особенности общения с такими людьми? Необходимо очень рационально фильтровать получаемую от них информацию (вплоть до документального подтверждения). Они обычно ссылаются не на документы, а на мнение других людей, которых уже обратили «в свою веру». При общении с детьми-истероидами нужно не фиксировать их внимание на истероидных проявлениях (не обращать внимание на их истерики и т.д.).
Педантичный тип составляет противоположность истероидному. Для него характерна ярко выраженная инертность психических процессов, что проявляется в собранности, основательности, четкости и завершенности в действиях. Высокий самоконтроль позволяет выполнять работу пунктуально и добросовестно; однако заметны медлительность и малопродуктивность в мышлении, а в действиях - чрезмерная стандартность и предусмотрительность. При неблагоприятных обстоятельствах акцентуация приобретает навязчивый характер.
Здесь способность к вытеснению невысока, потому все негативные образы долго задерживаются в сознании. Отсюда постоянноя необходимость перепроверять свои действия (выключен ли газ, нет ли ошибки в расчете и т.д. - если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение).
Педантичные люди обладают массой положительных качеств, таких как аккуратность, забота о собственном здоровье, выражающаяся в умеренности, избегании эксцессов и т.д.
Как строить общение с таким человеком? Эти люди нуждаются в подбадривании. Сначала нужно выразить понимание его проблем и чувств. Вместо «Да бросьте, ничего страшного» нужно использовать «Я понимаю Ваши чувства, опасения, но думаю, что мы это решим».
32. Воля, эмоции, мотивация. Мотивационные черты личности.
Волевые качества
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это способность человека к самодетерминации и саморегуляции своего поведения и психических явлений.
Основные признаки волевого акта:
- приложение усилий для выполнения поведенческого акта;
- наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
- усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
- нередко усилия воли направлены на преодоление не столько обстоятельств, сколько самого себя.
В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли. Это положение связано с ведущейся на протяжении всего 20-го в. борьбой между реактивной (поведение человека есть ответ на внешние или внутренние стимулы) и активной (поведение человека есть результат сознательного выбора из возможных форм) концепциями человеческой активности. Это же противоречие наблюдалось и при рассмотрении взаимоотношений интеллекта и творчества.
Главная психологическая функция воли - усиление мотивации к данному виду действия. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, которые совершаются непроизвольно и недостаточно контролируются сознанием.
В каких свойствах личности проявляется воля?
К первичным (базовым) волевым свойствам
· сила воли (степень необходимого волевого усилия)
· настойчивость (умение мобилизовать силы для длительного преодоления трудностей)
· выдержка (умение тормозить свои мешающие качества)
· энергичность и т.д.
Вторичные волевые свойства развиваются позже первичных;
· решительность (умение действовать быстро, обоснованно и твердо)
· смелость (умение побороть страх и пойти на оправданный риск)
· самообладание (умение контролировать свои чувства)
· уверенность в себе.
В подростковом возрасте формируются третичные волевые свойства:
· Ответственность
· Дисциплинированность
· Принципиальность
· Обязательность
· Организованность
· Деловитость
· инициативность,
· исполнительность.
К волевым качествам относятся и те, которые мы определены на практических занятиях как локус контроля. Локус контроля (от лат. locus – место и controle – проверка) — теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.
Здесь нужно сказать, что, где бы ни был расположен индивидуальный локус контроля у конкретного человека, человек дееспособный никогда не может и не должен быть освобожден от нравственной ответственности. Как считают представители гуманистической школы психологии, человек - это единственно живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям и который не должен всегда говорить им «да».
Известный марксистский тезис «бытие определяет сознание» всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности за совершаемое человеком добро или зло. Психология этот тезис не подтверждает.
Эмоциональная сфера
Главными компонентами структуры личности являются эмоции и мотивы. Традиционно эти два аспекта рассматриваются отдельно. Тем не менее, современная нейрофизиология показала, что ответственные за них нервные структуры расположены в мозгу млекопитающих очень близко друг к другу: такие побуждения, как голод или жажда, программируются в гипоталамусе, а центры эмоций, например, гнева, находятся в определенных участках лимбической системы, которая тесно связана с гипоталамусом.
Чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем сложнее становятся мотивы и эмоции и тем теснее они между собою срастаются. Между прочим, оба термина происходят от одного и того латинского глагола movere, что в переводе означает двигаться; в самом деле, если наши потребности толкают нас к действию, то и наши эмоции часто лежат в основе наших поступков.
Основное состояние экстравертированного сознания – это активное бодрствование; именно оно обеспечивает человеку связь с внешним миром, постоянно перерабатывая поступающие сигналы. Активация нашего организма основывается на двух процессах - на мотивации и восприятии, которые на уровне экстравертированного сознания неразрывно связаны друг с другом. Без мотивации любое восприятие становится бесполезным. Так бывает с людьми в минуты глубокой задумчивости, с людьми в коме или на пороге смерти. К тому же следует отметить, что осознание внешнего мира, связанное с мотивацией, не бывает нейтральным: оно всегда окрашено нашими эмоциями и чувствами, которые определяют наше понимание сигналов и их контекста.
Таким образом, мы можем говорить о мотивационно-эмоциональной активации личности.
Эмоции- это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Можно также определить эмоции как отражение мозгом человека (или животных) какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Если вероятность удовлетворения маленькая, то возникает отрицательная эмоция, если большая - то положительная.
На основании дарвиновского понимания эволюции можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого совершенного приспособления животных к окружающей среде. Действительно, эмоции - это универсальный критерий выживаемости организма: они в первую очередь являются сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Они производят моментальную интеграцию всех функций организма (когда мы ощущаем сильную боль, то делаем все, чтобы ее избежать). То есть эмоции - это сильный внутренний сигнал.
Эмоции выполняют в жизни человека следующие функции:
- интегральная оценка отражаемого содержания или ситуации (хорошо/плохо);
- побуждение, активация (мобилизация всех сил организма, подготовка тела к физической активности - бегству при опасности, силовым проявлениям при агрессии, расслаблению в комфорте);
- дезорганизация (нарушение произвольной деятельности - не всегда);
- регуляция накопления и реализации индивидуального опыта (мы стараемся избегать неприятных ситуаций заранее);
- экспрессия (обеспечение невербальной коммуникации, помощь в общении); мы лучше воспринимаем ту информацию, которая подается с чувством, а не монотонно.
Предложены различные классификации эмоций.
С.Л. Рубинштейн выделил три основных уровня эмоций:
- элементарные физические чувствования (связаны в основном с организмом);
- предметные чувства (интеллектуальные, эстетические и моральные);
- обобщенные чувства (юмор, ирония, чувство возвышенного или трагического).
По силе проявления эмоции классифицируются следующим образом:
- аффект – это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать разрядку в действии. Аффект перехватывает инициативу у личности и сам управляет действиями;
- страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. В страсти присутствует волевой момент стремления; она собирает и направляет силы на что-то одно;
- настроение - общее эмоциональное состояние личности. Оно не предметно, а личностно. Это не специальное переживание, а общее состояние, бессознательная оценка того, как складываются у личности обстоятельства.
Эмоции могут выражаться внешними движениями (мимика, пантомимика, поза, осанка, поступки и т.д.), телесными проявлениями (плач, смех, потение, побледнение и т.д.), а также еще более глубокими изменениями гуморального характера. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передать свои переживания другим людям, информирование о своем состоянии. Напомним, что, по общепринятой оценке, только 10 % информации передается по вербальному каналу, а около 90 % - по невербальному, то есть через эмоциональные проявления.
По какой части лица мы можем получить наибольшее количество информации об эмоциональном состоянии человека? Традиционный ответ - по глазам - неверен; больше всего информации дают губы и подбородок, затем брови и лоб и только на третьем месте - глаза. Нос в этом случае служит только ориентиром на центр лица.
Эмоциональность является врожденной, но аффекты и, тем более, чувства, развиваются в ходе жизни. Показателем высшего развития эмоций служит включение в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т.д.). Кроме того, эмоциональная реакция зависит от уровня умственного развития личности: чем выше этот уровень, тем легче человек может понять причину несоответствия между тем, с чем он столкнулся, и тем, чего он ожидал, и благодаря этому уменьшить свою эмоциональную реакцию (такое поведение описывается понятием «воспитанный человек»). Однако очень немногие люди способны сохранять невозмутимое спокойствие всегда: чаще всего их поведение определяется социальным контекстом (дома - одно, на работе - другое).
Мотивационная сфера
Мотив – это психическое напряжение, обладающее не только величиной, но и направленностью. Поэтому мотивация порождает целенаправленное поведение. Основные функции мотива - инициация, селекция и переключение действий.
Личность характеризуется не только совокупностью мотивов, но и их организацией, которая является иерархической.
Первичный фактор, подчиняющий мотивы друг другу - конечность жизни человека. Осознание человеком этого факта ранжирует мотивы, цели и ценности по приоритетам. Эта ранжировка может изменяться в зависимости от субъективного представления о том, сколько времени еще осталось. Например, в экстремальных ситуациях (когда, по мнению человека, ресурс почти исчерпан), система ценностей становится значительно более жесткой (то есть число элементов в ней становится меньше, а их иерархичность - сильнее).
Как организована иерархия мотивов? Обычно на вершине находится цель жизни (она может явно не вербализоваться); рядом с нею и несколько ниже располагаются мотивы, определяющие общую направленность личности (направленность на себя, на дело, на других людей; гуманитарная или техническая; либеральная или консервативная); на нижних уровнях находятся кратковременные и неустойчивые мотивы.
Мотивы могут быть осознанными (цели) и неосознанными, подсознательными (установки). При этом индивидуальные ценностные шкалы осознаваемых и подсознательных мотивов разделены и даже могут противоречить друг другу. Это позволяет понять, как возможно одновременное доминирование мотивов разной направленности. Некоторые люди могут осознанно стремиться к одному, а действовать в соответствии с мотивами противоположной направленности; причем и то, и другое происходит совершенно искренне. Например, осознанно человек может высоко ценить щедрость, но в жизни проявлять совершенно обратные качества.
Существует целая терминология относительно мотивации (желание, мотив, побуждение, потребность, влечение, импульс, привязанность, вдохновение, склонность, намерение и т.д.).
К настоящему времени предложен ряд теорий мотивации, ни одна из которых не является исчерпывающей.
Мотивация и личность. Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся личностными чертами человека. Это мотив “достижения успеха/избегания неудачи”, структура локуса контроля, самооценка и уровень притязаний. Рассмотрим их подробнее.
В жизни каждого человека преобладает один из двух вариантов поведения - избегание неудачи или достижение успеха. Их соотношение иллюстрирует рис. 15. Люди, для которых характерно достижение успеха как личностная черта, действуют в соответствии с кривой 1, а в обратном случае - с кривой 2 (подъем на этой кривой описывает тот уровень трудности задания, где человек уже не «наказывает» себя за возможные неудачи).
Рис. 15. К объяснению мотива
“достижения успеха/избегания неудачи”
Прямой корреляции между успешностью деятельности и характером мотива не обнаружено. Показано, что в общем случае качество работы является лучшим при среднем уровне мотивации, и, как правило, ухудшается при очень высоком и очень низком (то есть или вообще не хочу, или слишком волнуюсь). Тем не менее, среди работодателей распространено мнение, что в профессиональной деятельности более успешны люди с мотивацией достижения успеха - именно такую мотивацию целесообразно демонстрировать в случаях собеседование при приеме на работу.
Структура локуса контроля подробно рассматривается на практических занятиях. Сделаем только некоторые добавления. Высокий уровень экстернальности хорошо коррелирует с успехами у людей деловой сферы (бизнесменов); в то же время общий высокий уровень успеха более характерен для интерналов. Иначе говоря, удачливые коммерсанты – это психически неуравновешенные люди, черпающие энергию извне. Поэтому в качестве разрядки они, как правило, предпочитают не гармонизацию (саморегуляцию), а релаксацию типа совместной выпивки и пр.
Субъективный контроль над позитивными событиями коррелирует с силой «эго», самоконтролем, социальной экстраверсией. В то же время люди, для которых не характерен субъективный контроль над негативными событиями, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще более практичны и деловиты.
Одной из важных личных черт человека является его самооценка. Желаемый для человека уровень самооценки - это его уровень притязаний. Самооценка формируется в раннем детстве и мало изменяется в дальнейшем. Если родители слишком строги, заняты, не любят ребенка, то у него формируется заниженная самооценка, которая будет мешать его личностному развитию на протяжении все жизни. Напротив, завышенная самооценка приводит к быстрому развитию ребенка, но впоследствии - к быстрому жизненному краху.
На уровень самооценки человека накладывается уровень тревожности личности (общей и ситуативной), который действует как стрессовый фактор (то есть интернальность/экстернальность усугубляется). В крайних случаях, при сильной личностной тревожности, может возникнуть чувство беспомощности, когда ощущается нехватка не только мотивации, но и знаний и положительных эмоций.
В качестве выводов по разделу приведем результаты исследований (Россия, 1994), посвященных требованиям, предъявляемых к человеку со стороны рынка.
В психофизиологическом аспекте рынок предъявляет повышенные требования к энергетике человека. Здесь выигрывают люди с акцентуацией типа «гипертимность», «демонстративность» и т.д., у которых энергетика выводится вовне без переживаний и рефлексий. Безусловно, выигрывают экстраверты, которые постоянно нуждаются в подпитке энергией извне, в соответствии с чем они легче воспринимают перемены. В личностном аспекте более успешны люди с более гибким и поверхностным характером, а также с более подвижным и пластичным интеллектом; другими словами, в рыночной ситуации, к сожалению, предпочтительна ш