Семинар 3. Жизненный цикл развития семьи

1. Почему семьи считают саморегулирующейся динамической системой? Сформулируйте понятие жизненного цикла развития семьи.

2. Дайте характеристику основным стадиям жизненного цикла развития семьи. Раскройте специфику задач, решаемых на каждой стадии жизненного цикла развития семьи.

3. Нарушения жизнедеятельности семьи. Факторы, обуславливающие семейные нарушения.

Литература

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Вестн.Моск.ун-та. Сер. 14. Психология. 1987.N.2. С.60-72).

2. Браун Дж.5 Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001. - С.37-55 (Жизненный цикл семьи).

3. Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии / Семейная психотерапия (Составители Эйдемиллер Э.Г, Александрова Н.В., Юстицкис В.). - СПб., 2000. - С.27-57. (Серия "Хрестоматия по психологии").

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999. -С.22-28 (динамика семьи, стадии супружеских отношений).

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990. -С.

Тема 4. Психология супружеских отношений

Основные характеристики супружеских отношений (характер эмоциональных связей, мотивация брака, ролевая структура семьи, особенности общения, способность к разрешению проблем, сплоченность семьи и субъективная удовлетворенность браком).

Любовь как основа построения современной семьи. Теоретические подходы к анализу любви как психологического феномена (Э. Фромм, К. Хорни. Э.Эриксон. Р.Стрернберг, В.Столин, И.Кон). Типы любви, ее генезис и развитие.

Семинар 4. Психология супружеских отношений

1. Охарактеризуйте теоретические подходы к анализу любви как психологического феномена (Э. Фромм, К. Хорни. Э. Эриксон. Р. Стрернберг, В. Столин, И. Кон).

2. В чем заключается специфика добрачных отношений.

3. Какие факторы добрачных отношений могут влиять на стабильность в молодой семье?

Литература

1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

2. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // СОЦИС, 1982. - № 2.

3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., -1988. – С.167-177.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

5. Крайг Г. Психология развития. - 1999 г. (Трехкомпонентная теория любви Стенберга - С. 699-700; Образование пар и развитие отношений: выбор брачного партнера, вступление в брак, сожительство - С. 700 - 704).

6. Красовский Б.П. Выбор брачного партнера // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. -С.56-58.

7. Майерс Д. Социальная психология. - 1998. (Любовь - С. 559-568; привязанность, супружеская привязанность и счастье - С. 568-572).

8. Розин В.М. Любовь в архаической примитивной культуре // Социально-политический журнал. - 1993. - №№ 4, 7, 9 (-С. 75-81).

9. Семенов В.С. Образы брака и любви в молодежных журналах / В кн. Молодежь. Образование. Воспитание. Профессиональная деятельность. - Л., 1973. - 164-170.

10. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. - М., 1986.

11. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000. – С.151-162.

12. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. - М., 1990.

13. Фромм Э. Душа человека. искусство любить. - М., 1992. - С. 109-179.

14. Юнг К.-Г. Брак как психологическое отношение // Конфликты детской души. Сб. статей. – М., 1995.

Тема 5. Детско-родительские отношения

Роль семьи в развитии ребенка на разных стадиях онтогенеза. Особенности детско-родительских отношений в семье (эмоциональное принятие ребенка, мотивы воспитания детей в семье, воспитательные ценности, степень удовлетворения потребностей ребенка, стиль общения и взаимодействия с ребенком, система контроля, устойчивость стиля воспитания).

Практическое занятие 1. Детско-родительские отношения

1. Родительство как культурно-исторический и психологический феномен.

2. Роль матери и отца в воспитании детей. Особенности материнской и отцовской любви. В чем заключаются функции роли отца и матери в современной семье?

3. Гендерные различия в семейной социализации детей. Психологические условия усвоения половых ролей мальчиками и девочками.

4. Виды родительских установок. Родительская позиция.

5. Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания.

Литература

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991., № 4.

2. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. – М., 1985.

3. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М, 2000. – 448с.

4. Исследование детско-родительских отношений: Методические рекомендации к курсу «Семейное консультирование». Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 27 с.

5. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / Психология семьи: Сборник статей / Сост. Т.П. Гаврилова. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. – 165 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

6. Спиваковская А.С. Как быть родителями (психология родительской любви). М-1986.

7. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). – М, 1988. – 200 с.

8. Спиваковская А.С. Педагогика родителям (О психологии родительской семьи). – М., 1986. – С. 101- 106.

9. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. – 208.

10. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии. - № 3, 2000. – С.314.

Наши рекомендации