Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве
1. Период новорождённости.
Акт рождения – это переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни.
Кризис новорождённости – это промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни.
Своеобразие соц.ситуации, в которую попадает младенец, заключается в 2 основных моментах:
1) Полная биологическая беспомощность.
2) При максимальной зависимости от взрослых, он всё же лишён ещё основных средств соц.общения в виде человеческой речи.
Наиболее важные события в психической жизни младенца – это возникновение слухового (на 2-3 неделе) и зрительного (на 3-5 неделе) сосредоточия.
2. Особенности психического развития в младенч.возрасте:
1) Младенец интенсивно растёт. Рост за 1 год увеличивается примерно в 1,5 р., а вес – почти в 2 р.
2) успешно двигается и приобретает большие возможности познания окруж.мира.
3. Восприятие. После 2-го месяца жизни сосредоточение становится достаточно длительным (7-8 сек.). В это время реб-к способен следить за движущимися предметами. А в 4 мес. реб-к не просто видит, но и смотрит. Реб-к воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.
4. В младенчестве происходит становление общей моторики. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывания предмета, появляются примерно на 4 мес. жизни. После 7 мес. встречаются “соотносящие” действия (вкладывание маленьких предметов в большие, способность держать ложку). К концу 1 года реб-к включается в достаточно сложные действия, игры.
5. Память. Первым появляется узнавание. После 8 мес. – воспроизведение. (восстановление в памяти образа). К концу 1 г. реб-к стремится не только к чисто эмоц.контактам, но и к совместным действиям. Начинается в младенчестве и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух. Во втором полугодии возникает лепет, повторяющиеся буквосочетания, это сопровождается выразительной жестикуляцией.
6. Кризис 1 года. Это первый возрастной кризис ребенка. Прежде всего, ребенок становится беспокойным.
Раннее детство.
1) Предметнаядеят-сть-ведущая деят-сть раннего детства. Её цель-усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. В конце ран.детства в рамках предмет.деят-сти зарождается игра.
2) Раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь довольно быстро, в течение полугода, трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются “взрослой” речью. Предложения первоначально состоят из 2-3 слов, чаще всего это субъект и его действия, действие и объект. К 3 г. усваиваются основные грамматические формы и осн.синтаксические конструкции родного языка. Также наблюдаются элементарные формы воображения, но творческого ещё нет. Маленький реб-к не способен что-то выдумать или солгать. Мышление является наглядно действенным.
3) Для ран.детства характерны яркие, эмоционал.реакции, связанные с непосредственными желаниями реб-ка. Развитие эмоционально-потребностной сферы реб-ка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Малыш начинает узнавать себя в зеркале, называет себя сначала в 3-м лице, а потом и местоимением “я”.
4) Кризис 3-х лет. Один из самых сложных кризисов. Характерные черты:
1. Негативизм-реб-к даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.
2. Упрямство-это реакция реб-ка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
3. Строптивость-реб-к стремится настоять на своих желаниях и не доволен всем, что бы ему не предлагали.
4. Тенденция к самостоятельности-реб-к всё хочет делать и решать сам.
5. В семье может возникать ревность-это та же тенденция к власти,нетерпимое отношение к другим детям.
6. Обесценивание-это важный этап в эмансипации реб-ка. Обесценивается всё, что было привычно, интересно раньше. Малыш психологически отделяется от близких взрослых.
5) Ведущая деят-сть-предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают примитивные игры.
6) Возникает чисто эмоционал.самооценка, сознание “я сам”-это центральное новообразование этого периода.
Кризис з-х лет
Кризис 3 лет связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому. Причина кризиса в столкновении потребностей «хочу» и «могу». (Л.И. Божович). Пересмотр старой системы отношений, кризис выделения своего «Я». Психологическое отделение от близкого взрослого. Появляется «гордость за достижение». Л.С. Выготский, вслед за Келлер, выделяет 7 характеристик кризиса:
- негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого);
- упрямство –реакция ребенка, который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались;
- строптивость –направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни;
- своеволие –связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми;
- протест-бунт – частые конфликты с родителями;
- деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования;
- обесценивание требований взрослых обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;
Разрешение кризиса происходит путем перехода к игровой деятельности.