Уильям Джемс, американский психолог

«Иметь только внушенные идеи и считать их самопроизвольными – вот иллюзия, свойственная человеку, рассматриваемому как социальная единица»

Габриэль Тард (врач, социолог, психолог)

«Можешь обратиться к одиночке – и узнать в нем человека по заложенной в нем возможности отношений; можешь обратиться к людской совокупности – и узнать в ней человека по заложенной полноте отношений»

Мартин Бубер (философ)

«Известный английский хирург Кэлиан писал: Любой ценой избегайте устрашающих диагнозов. Да, конечно, больной может заявить, что он хочет знать всю правду, но смягчить правду милосердием – вот достойная практика. Когда дело идет о том, чтобы сообщить больному его диагноз, такт и человечность должны стоять на первом месте. Лучше сказать о сердечном приступе, чем о тромбозе коронарных артерий; новообразование лучше, чем рак; повышенное давление лучше, чем гипертония; и нервные головные боли лучше, чем невроз тревоги. Эти слова не только мягче, но и более понятны».

(по Н. Магазаннику)

Задание №1.Попытайтесь систематизировать, классифицировать, обобщить факторы, сопровождающие непосредственные болезненные переживания пациента (по материалам современных разработок) и предложить способы их нейтрализации, сведения к минимуму. При необходимости число факторов можно расширить (в этом случае – аргументируйте).

Основные социально-психологические факторы, окружающие пациента в ходе лечения в стационаре

q квалификация персонала q отсутствие информации о ходе заболевания q уменьшение жизненного пространства q изоляция от привычного окружения q готовность помочь со стороны персонала
q лечение, направленное только на болезнь q аторитаризм персонала q конфликт врача с мнением узких специалистов q усталость и психическое состояние персонала q исключительная объективизация
q непонимание происходящего во время обходов q подарки и взятки (их необходимость или отсутствие необходимости) пациент q дружеское, понимающее отношение персонала q социальная дистанция, чужой «язык»
q близкое соседство и сопереживание болезни и смерти   q посещение и советы семьи и друзей   q «медицинская скотома» – вос-приятие симптома, а не человека q психологичес-кая готовность персонала помочь q диагностические и терапевтические вмешательства
q уделяемое персоналом время для пациента q сбор анамнеза и предварительные исследования   q низшая позиция пациента в клинической иерархии   q предписания, необходимость строго им следовать q готовность персонала все как следует объяснить


Задание 2. Ролевая игра «Врач-пациент»

.

1 . ПРИВЕТСТВИЕ * представление (имя, роль)   ….......................
* выяснение имени пациента и предпочитаемой формы обращение к нему ….......................
* постановка цели взаимодействия ….......................
2. ПОДГОТОВКА «СЦЕНЫ» * оптимизация окружения (оформление мест для сидения, физические барьеры, факторы, которые могут отвлекать внимание)     ….......................
* предоставление пациенту возможности чувствовать себя свободно (физический комфорт, эмоциональный дистресс)   ….......................
* вводная фраза для уточнения настоящего состояния (например, «Как вы себя чувствуете?» или другой подходящий комментарий)   ….......................
* передача внимания и заинтересованности (контакты взглядом, поза, действия, правильный ответ на результат вводной справки)   ….......................
3. ОТКРЫТИЕ ОБОЗРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ПРОБЛЕМ) * приглашение поставить проблему (проблемы)   ….......................
* правильное использование молчания ….......................
* баланс открытых и закрытых вопросов ….......................
* использование облегчения, прояснения, других добавочных техник ….......................
* баланс между спонтанными проявлениями пациента и способностью руководить интервью   ….......................
4. ОПИСАНИЕ НАСТОЯЩЕЙ БОЛЕЗНИ * организация течения интервью вокруг нити повествования   ….......................
* выявление деталей симптомов (локализация в теле, качество, количество, хронология, контекст, усиливающие и ослабляющие факторы, сочетающиеся с новыми проявлениями)     ….......................
* изложение жизненного контекста пациента ….......................
* выдвижение гипотез ….......................
* использование правильных методов наведения справок (см. п.3 выше) ….......................
5. НАВЫКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ * показ врачом самого себя (внешний вид, поведение, включая уверенность в себе, доверительность, профессионализм)     ….......................
* речь и использование языка (особенно ясность) ….......................
* качество взаимодействия (теплота, восприимчивость, внимательность, заботливость, эмпатия, отношение к пациенту, например, доверительность, «несудебный» тон и т.д.     ….......................
* работа с сенситивными и личностными проблемами ….......................
* способность справиться с ограничением по времени ….......................
6. ЗАКРЫТИЕ ИНТЕРВЬЮ * сделан ли сбор всего необходимого   ….......................
* спросил ли врач – осталось ли что-то важное, что пациент забыл упомянуть   ….......................
* спросил ли врач – есть ли у пациента какие-либо вопросы ….......................
* внимание к установлению последующих шагов и договоренностей, как это необходимо   ….......................
* прощание ….......................

Наши рекомендации