Совместимость сотрудников коллектива
Успешность коллектива
Приложение Б
«Методика вопросного ряда по оценки организационного климата коллектива»
Инструкция: Перед Вами 13 утвердительных вопросов, предполагающих один однозначный вариант ответа, выберете удовлетворяющее Вас суждение и отметьте его любым графическим знаком в соответствующей графе вопросника.
Таблица Б.1 - Вопросный ряд оценки организационного климата
Вопросы методики | Да | Нет |
1.Нравится ли Вам ваша работа? | + | |
2.Хотели бы Вы ее поменять? | + | |
3.Если бы Вам сейчас предстояло заняться поиском работы, остановили бы Вы свой выбор на Вашем настоящем месте? | + | |
4.Достаточно ли Ваша работа для Вас интересна и разнообразна? | + | |
5.Устраивают ли Вас условия на рабочем месте? | + | |
6.Удовлетворяет ли Вас оснащение, оборудование, которое Вы используете в работе? | + | |
7.Удовлетворяет ли Вас оплата труда? | + | |
8.Имеете ли Вы возможность повышать квалификацию? | + | |
9.Устраивает ли Вас объем выполняемой Вами работы? | + | |
10.Устраивают ли Вас отношения с Вашим руководителем? | + | |
11.Часто ли возникают в Вашем коллективе конфликты? | + | |
12.Считаете ли Вы своих коллег квалифицированными работниками? | + | |
13. Пользуетесь ли Вы доверием и уважением у коллег? | + |
Приложение В
Тестовая методика определения атмосферы в группе А.Ф. Фидлера
Информация: Психологическая атмосфера в группе играет очень важную роль при осуществлении совместной деятельности. Насколько комфортно ощущает себя каждый из отдельных индивидуумов, настолько и будет эффективной коллективная работа.
Инструкция: Перед вами десять противоположных по смыслу пар слов. Необходимо отметить определенным знаком (крестик, точка и т.д.) каждый параметр, тем самым, присваивая ему определенное место. 1 место - это самое значимое, 9 место - это самое не значимое и т.д. Таким образом, вы оцениваете, какое для вас место занимает каждый параметр в группе. Для простоты ранжирования рекомендуется закрыть одну из сторон таблицы (предпочтительнее правую).
Таблица В.1 - Ряд параметров определения атмосферы в группе
Параметр | Присеваемое место ( от 1 до 9) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Параметр | |
Дружелюбие | Враждебность | ||
Удовлетворенность | Неудовлетворенность | ||
Увлеченность | Равнодушие | ||
Продуктивность | Непродуктивность | ||
Теплота | Холодность | ||
Согласие | Несогласие | ||
Продолжение таблицы | |||
Продолжение таблицы | |||
Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества | ||
Взаимная поддержка | Недоброжелательность | ||
Занимательность | Скука | ||
Успешность | Неуспешность | ||
Обработка результатов: Оцененные параметры позволяют определить положительный или отрицательный характер атмосферы в группе. Зона от 1 до 5 свидетельствует о положительной атмосфере, зона от 5 до 9 - отрицательной атмосфер.
Приложение Г
Тестовая методика «Поведение в конфликтных ситуациях» К.Томаса
Информация: Очень часто психологический микроклимат в группе зависит от уровня конфликтности. Поведение каждого из членов группы в возникающей конфликтной ситуации во многом определяет общее настроение группы.
К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Инструкция: Перед вами 30 пар суждений, в каждой из которых предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения.
ОПРОСНИК
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.