Психологическая характеристика деятельности
Я — творец мира,
и это самое главное во мне. Во все, что я делаю, я вкладываю сознание, что я творец мира.
Д. Хармс
Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель независимо от того, каким видом труда он занимается.
В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельность — категория социальная, она имеет общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды.
Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности.
Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и становление сознания.
В то же время деятельность — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.
Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность.
Человеческая деятельность многогранна. В процессе ее человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.
Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Она может как преследовать общественно значимые цели, так и быть ориентирована на те из них, достижение которых не одобряется другими людьми.
Глава седьмая
7.1. СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологическая характеристика деятельности
КОММЕНТАРИИ
Деятельностьюназывается совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.
Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.
Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта.
Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
Труд — это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
Деятельность имеет свои особенности.
Общественный характер человеческой деятельности.Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения — продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь конкретным видом деятельности, человек выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в про- г мессе его исторического развития, в условиях общественного труда.
Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.
Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных определенной целью, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.
Плановость деятельности.Деятельность — это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом виде деятельности действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.
Систематичность деятельности.Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду еще и ее длительность и систематичность. Именно этими особенностями отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.
Глава седьмая
7.2. ОСНОВНЫЕ НАУКИ О ПРОБЛЕМАХ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологическая характеристика деятельности
КОММЕНТАРИИ
Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант.
Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект деятельности — это то, на что она направлена, субъект деятельности — это человек, ею управляющий.
При этом человек является и субъектом познания окружающей действительности, и самой деятельности.
Более всего необходимо, чтобы для человека сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда он остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность.
К. Д. Ушинский
В процессе деятельности происходит формирование сознания.
Сознаниечеловека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, продукт труда.
Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель, например, судит об уровне знаний и особенностях развития сознания школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер и другие качества личности. Предметом психологического изучения является и личность в деятельности.
Деятельность— категория социальная. У животных она представляет собой лишь биологическое приспособление их организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.
На схеме указаны различные науки, которые изучают человека как субъекта с различными характеристиками.
Глава седьмая
7.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Важнейшие особенности
Деятельность животных | Деятельность человека |
Имеет инстинктивно-биологический характер | Направляется познавательной потребностью, имеет субъективную значимость (субъектность) |
Осуществляется вне общества, вне совместной деятельности | Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности (предметность) |
Животные руководствуются наглядными впечатлениями | Человек абстрагируется, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости между ними |
Деятельность животных является типичными наследственно закрепленными программами поведения | В деятельности человека осуществляются передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков) |
Зачатки орудийной деятельности животных не создают никаких новых операций | В деятельности человека осуществляется изготовление орудий труда |
Психологическая характеристика деятельности
КОММЕНТАРИИ
Основные характеристики деятельности человека — предметность и субъскт-ность.
Онтогенетически специфика предметности определяется тем, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, они преобразуются в процессе деятельности.
Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов — ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.
В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.
Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; а также в аспекте личностном — «значении для себя», когда индивидуальные мотивы человека оказывают влияние на различные события, действия.
При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения:
1) генетический — в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а в качестве механизма развития психики выступает интериоризация, в ходе которой осуществляется переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;
2) структурно-функциональный — в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи единиц деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);
3) динамический — здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность надситу-ативная, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.
Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, рассмотренных в теории функциональных систем психики, акцептора результатов действия и представлений о системной организации высших психических функций.
S 060
Глава седьмая
7.4. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Психологическая характеристика деятельности
КОММЕНТАРИИ
Человеческая деятельность проходит в процессе своего развития следующие этапы:
1. Филогенетическое развитие системы деятельности человекано существу совпадает с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением новых видов деятельности. То же самое происходило но мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.
2. Онтогенетическое развитие системы деятельности человека— это включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития. Данный процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельности называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд — четыре основных вида деятельности.
3. Изменения внутри отдельных видов деятельности —это их трансформациипо мере совершенствования навыков и умений людей в процессе развития самого труда. Внутри конкретной деятельности как бы заложено стремление к более полному и всестороннему ее применению уже и в новых сферах жизни людей, которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к данной деятельности, когда в ходе нее появляются все новые способы и приемы.
4. Дифференциация видов деятельности.В этом процессе из одних видов деятельности рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.
При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей на детскую игру.
В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и, соответственно, средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры.
Во-вторых, в деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и усвоения информации; знакомство с высшей математикой совершенствует способности людей при осуществлении сложных расчетов.
В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки.
В-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.
8*
Глава седьмая
7.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность
Психологическая характеристика деятельности
КОММЕНТАРИИ
Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность — форма активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.
Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе последней происходит идентификация с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается —как потребность в чем-то конкретном — и становится мотивом, который может уже и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.
По С. Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; внешние причины проявляются через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой. Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от трех компонентов: знаний, умений и мотивации.
Единицей анализа в деятельности является действие.
Действиями называются движения, направленные па предмет и преследующие определенную цель.
В отличие от движений, которые зависят лишь от моторкой функции организма, действия имеют социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями и окружающих человека.
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.
Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.
Деятельность — это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся но определенному плану.
Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия.
Глава седьмая
7.6. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологическая характеристика деятельности
КОММЕНТАРИИ
Деятельность имеет свою структуру:мотивы, способы и приемы деятельности, цель и результат.
Мотиваминазываются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью.
Способы и приемы— это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности.
Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.
Цели— это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности.
Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.
Результат— это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек (люди) оценивают результаты своей деятельности, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.
Исследования советских психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные, и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интерио-ризацией.
Рассмотрим это на примере.
Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, абстрагированное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.
Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.
Глава седьмая
7.7. ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Психологическая характеристика деятельности
КОММЕНТАРИИ
В структуру мотивациоиной сферы деятельности человека обычно входят потребности, мотивы и цели. Потребности— это нужда человека в чем-то. В свою очередь, мотиваминазываются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Цель жедеятельности — это образ того результата, ккоторому человек стремится, осуществляя ее.
По содержанию мотивация деятельности может быть материальнойили социальной.В первом случае человек прежде всего заботится о своих материальных благах. Во втором — его действия и поступки подчинены общественным интересам. Мотивация поведения человека также может быть сознательнойи бессознательной.Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие — нет. Многие проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
Мотивационную сферу человека с точки зрения се развитости можно оценивать по широте, гибкости и иерархической организации. Широтамотивациоиной сферы — это качественное разнообразие мотивационных факторов, мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкостьмотивациоиной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотиваци-онного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются книги, периодическая печать, общение с людьми. Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивациоиной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Иерархическая организация— это характеристика строения каждого из уровней мотивациоиной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположепные наборы мотивации. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархичность мотивациоиной сферы.
Глава седьмая
7.8. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Психологическая характеристика деятельности 235
КОММЕНТАРИИ
Характерная для деятельности динамичность, когда при изменении обстоятельств изменяются и ее цели, наиболее ярко проявляется в процессуальном характере ее мотивов. Этот термин означает, что в определенный момент мотив может находиться на одном из пяти этапов своего формирования:
1. На этапе осознания побуждения,когда мотивационное побуждение осознается и начинает выполнять направляющую функцию. Отсутствие этого этапа ведет к слепому поиску, импульсивному поведению.
2. На этапе принятия мотива,который предполагает преобразование осознанного побуждения в личностный мотив. При этом происходит соотнесение и включение побуждения в иерархию субъективно-личностных ценностей. Если мотив внутренне не принимается, возникает чувство раздвоенности, неопределенности, нерешительности. В этом случае возможно формирование второй, как бы параллельной, системы мотивов.
3. На этапе реализации,когда происходит наполнение или насыщение его содержания. Как правило, в этом случае невозможность реализации мотива вызывает фрустрацию побуждения.
Мотивы | наши таковы | что заставляют нас иногда действовать не так, | |||
как нам | самим | хочется. | |||
П. | К. Анохин |
4. На этапе закрепления,который обусловлен тем, что многократное повторение ведет к преобразованию мотива в черту характера человека, в постоянную побудительную потенцию. Если же закрепления мотива не происходит, то формируется нецельность характера, возникает ощущение социально-ролевой неадекватности.
5. На этапе актуализации,когда побуждающая сила мотива откладывается в сознании человека, отражается в проявлении черт его характера. С этого времени может начаться новый цикл формирования мотивационных образований личности.
Однако будучи внутренним побуждением к деятельности, мотив не определяет ее конкретных характеристик. Один и тот же мотив не может реализоваться в разных видах деятельности. Однозначной, жесткой связи между сначала потребностью, потом мотивом н, наконец, способом удовлетворения последнего нет. То, какой именно будет деятельность, исходящая из какого-либо конкретного мотива, определяется целью. Важно иметь в виду, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель конструирует конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель — к ее предмету.
Глава седьмая
7.9. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДЕЙСТВИЯ
Психологическая характеристика деятельности
КОММЕНТАРИИ
Действие — произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Действие — структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Действие осуществляется человеком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Эти способы и приемы — неосознаваемые или малоосознаваемые операции — представляют самый низший уровень деятельности.
Инициация действий — лишь один из этапов определенной активности человека. Ее исходный момент — начало активности головного мозга как результат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или ситуациями. Второй — обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап — наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.
Обработка информации при этом выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктивного поведения. В сложных процессах научения, и особенно при сознательном принятии решений, в этом участвуют память и мышление человека.
Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.
В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), умственные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.
По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным.
Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия.
При наличии намерения у субъекта возникает установка к достижению предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуаций.
Глава седьмая
7.10. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Психологическая характеристика деятельности
КОММЕНТАРИИ
Учитывая многообразие потребностей человека, можно представить и описать совокупность видов деятельности, характерных для отдельно взятого индивида и для групп людей. Но есть и другой муть: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются общение, игра, учение и труд.
Онтогенетически общение — первый вид деятельности, возникающий В процессе индивидуального развития человека За ним появляются игра, учение и труд. Все эти виды деятельности имеют развивающий характер, т. е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямом контакте друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т. п.).
Игра— это такой вид деятельности, результатом которого становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и других видов игр взрослых людей и детей, где результат очевиден с самого их начала). Игры часто имеют характер развлечений, используются для отдыха. Иногда они служат средством символической разрядки напряженности, возникающей под влиянием реальных потребностей человека, которые он не в состояния ослабить иным путем.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, в которой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенными стандартами поведения их участ-
Глава седьмая
ников. Нередко в жизни встречаются смешанные тины игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правила и т. П.
Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, имеют искусственный характер в том смысле, что окружающими они не воспринимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке И его психологических особенностях. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.
Учениевыступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организовано и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд.Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
\