Условия развития эмоций и чувств у дошкольников

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. Как показано в исследовании М. И. Лиси­ной, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. "

У детей, воспитанных с ранних лет вне семьи, недоста­точное эмоциональное развитие может сохраниться на всю жизнь. Это обусловлено тем, что в дошкольных учреж­дениях на одного взрослого приходится много детей и эмоциональных контактов воспитателя с каждым ребенком мало. Однако воспитатель должен стремиться к установле­нию тесных интимных контактов с каждым ребенком. В семье ребенок имеет возможность испытать целую гамму переживаний. Источником сильных переживаний являются прежде всего родители. Пятилетняя Руфа го­ворит: «Папа, я тебя добросовестно люблю». Шестилетний Ваня подарил матери стихотворение: «Я маму уважаю, я мамочку люблю, ей цветочек подарю!» Дети чутко реагируют на интонацию голоса взрослых. Трехлетнему Кирюше отец громко сделал замечание. Кирюша жалуется матери: «Меня папа звуком обидел».

По данным М. М. Кольцовой, неблагополучие в семье улавливается детьми и может немедленно отразиться в рисунках. М. М. Кольцова приводит рисунок Наташи Р. (5,2). Девочка никогда не говорила о семье, но когда было предложено нарисовать ее, Наташа сказала: «Папу нельзя рисовать вместе с нами» и изобразила его отдель­но коричневой краской.

Источником эмоционального отклика могут быть пере­живания братьев и сестер.

Неправильное общение в семье порой способствует формированию односторонней аффективной привязан­ности (чаще всего к матери). При этом иногда ослабевает потребность в общении со сверстниками, ребенок может быть чрезвычайно зависимым в своем поведении от взрос­лого, может испытывать сильные отрицательные пережи­вания (например, ревность). Как показано в исследова­ниях М. М. Кольцовой и В. С. Мухиной, проявление ревности к родителям бывает связано с рождением в семье еще одного ребенка.

Процесс общения и в семье, и в дошкольном учрежде­нии должен быть тщательно организован. Общение со взрослым может стать для ребенка источником сильных от­рицательных эмоций. Известен неврогенный субфебрили­тет (повышение температуры тела), отсутствующий в выходные дни и появляющийся тогда, когда ребенок должен идти в детский сад. Нарекания, окрики в адрес одного ребенка отрицательно влияют на всех присутству­ющих детей, порождают неприязнь к воспитательнице, нежелание ходить в детский сад.

В исследовании Т. А. Комиссаренко показана прямая связь настроения детей с настроением взрослых. Пять минут специально организованного воздействия воспита­теля изменяли состояние и поведение ребенка, влияли на установление им контактов со сверстниками. После отрицательного воздействия (неласковый тон или мимика, строгий взгляд, отсутствие сопереживания, реплики типа «У тебя плохо получается») дети начинали вести себя со сверстниками агрессивно, дрались, отнимали игрушки. Половина детей не вступала в общение со сверстниками, у них наблюдалась заторможенность, подавленное настро­ение. Положительное воздействие взрослого (ласковый тон, улыбка, сопереживание) вызывало иную реакцию. Общение в группе со сверстниками становилось активным, носило игровой характер, игры строились на эмоциональ­ном взаимодействии играющих.

Эмоциональный компонент играет заметную роль во внеситуативно-личностном общении взрослого и ребенка (М. И. Лисина). В процессе общения со взрослым соз­дается зона ближайшего развития эмоциональной сферы ребенка: это те переживания, те отношения к объектам действительности и к своим потребностям, которые возни­кают в результате влияния взрослого.

Эмоции и чувства наиболее интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятель­ности — в игре. Игра для дошкольников является не толь­ко ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности.

Развитию эмоций и чувств способствует и специально организованная деятельность, например музыкальные за­нятия. На этих занятиях дети не только учатся определять настроение и характер музыкальных произведений, не только испытывают определенные чувства, связанные с восприятием музыки, но и в совместной с другими детьми творческой деятельности имеют возможность видеть на­строение других детей, проявлять свои переживания. Эмоциональное единство группы дошкольников может проявляться и в процессе выполнения совместных трудо­вых заданий (уборки участка, групповой комнаты).

Необходимо различать эмоциональность и эмоциональ­ную отзывчивость. Эмоциональность как особенность поведения более доступна наблюдению, чем эмоциональ­ная отзывчивость. Эмоциональность выступает в разно­образных формах: плаксивость, обидчивость, динамика настроения. Эмоциональная отзывчивость связана с соци­альными мотивами, проявляется в эмпатии, идентифика­ции, сотрудничестве со сверстниками. В. В. Абраменкова изучала гуманные отношения детей, которые возникают в процессе совместной деятельности. Проявлением гуманных отношений в группе является действенная групповая эмоциональная идентификация, когда переживания одного члена группы воспринимаются другими как собственные. В экспериментах дети должны были при достижении групповой цели максимально щадить товарищей. Группе испытуемых предлагалось как можно точнее и аккуратнее обвести карандашом окружность. Каждому ребенку давался лист бумаги с нарисованной окружностью и карандаш. Любой выход карандаша за пределы окружности считался ошибкой. В первой серии ошибки засчитывались каждому ребенку. За совершенные ошибки ребенка исключали из игры. Во второй серии назначался бригадир. Ошибки каждого участника засчитывались бригадиру, и ему одному грозили исключением из игры. В этой серии дети должны были стремиться не совершать ошибок, чтобы из игры не был исключен их товарищ. Оказалось, что мальчики в большей степени, чем девочки, склонны к действенной групповой эмоцио­нальной идентификации.

Эмоции и чувства связаны с социально-психологичес­кой ситуацией осуществления деятельности ребенка. Эмоциогенные ситуации, т. е. ситуации, вызывающие сильные переживания, характеризуются новизной, необычностью, внезапностью. Ребенок испытывает гораздо больше эмоций, чем взрослый. Это обусловлено тем, что дошколь­ник, имеющий небольшой жизненный опыт, недостаточно подготовлен к новым, необычным, внезапным ситуациям. Эмоциональный отклик на изменение сложившихся ситу­аций является проявлением сигнальной функции эмоций и чувств. Эмоции и чувства сигнализируют о значимых для личности обстоятельствах, связанных с удовлетворением потребностей. Изменения в эмоциональной сфере связаны с изменениями в окружающей среде, в организме, во взаимоотношениях с окружающими людьми. В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно раз­нообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. Если ребенок имеет возможность удовлетворить потребность, то возникают положительные эмоциональные переживания (стенические переживания). Если в сложившейся ситуации ребенок не имеет воз­можности удовлетворить потребность, то возникает отри­цательное (астеническое) эмоциональное переживание.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям опти­мистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настрое­ние. Они верят, как писал К. Чуковский, что жизнь создана только для радости, и эта вера — одно из важнейших усло­вий их нормального психологического роста.

Эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями — мимикой, пантомимикой, голосовыми ре­акциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Старшие дошкольники владеют внешни­ми проявлениями эмоций. Это касается не только умения сдерживать себя. Ж. Пиаже и А. Валлон отмечали исполь­зование детьми внешних проявлений эмоций для воздей­ствия на другого человека. Чаще всего ребенок может плакать, чтобы получить желаемое,— плачет в присутствии определенного человека, например матери или ба­бушки, но не отца.

Учет закономерностей эмоций и чувств в онтогенезе, а также условий и возрастных особенностей их проявле­ний позволяет сформировать у детей психологическую готовность ребенка к школе. Одним из компонентов ее является эмоциональная готовность, она предполагает не только радостное ожидание начала обучения в школе, но и достаточно тонко развитые высшие чувства, сформи­рованные эмоциональные свойства личности (умение со­чувствовать, сопереживать).

Литература

Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам //Вопр. психологии. 1980. № 5. С. 60—70.

Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

Комиссаренко Т. О контактах со сверстниками //Дошкольное вос­питание. 1977. № 2. С. 19—21.

Маркова Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей стар­шего дошкольного возраста //Формирование коллективных взаимоотно­шений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968. С. 36—132.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965. С. 7—70.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.

Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада //Дошкольное воспитание. 1977. № 2. С. 12—19.

Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.

Якобсон П. М. Психология чувств. М., 1961.

Вопросы для повторения

1. Каковы общие закономерности развития эмоций и чувств в онто­генезе?

2. Каковы особенности эмоциональных состояний у дошкольников?

3. Какие высшие чувства появляются в дошкольном возрасте?

4. Покажите на нескольких примерах взаимосвязь развития эмо­циональной сферы и личностных новообразований дошкольников.

Практические задания

1. Пронаблюдайте игры дошкольников и опишите проявления эмо­ций детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Побеседуйте с родителями дошкольников, соберите и проанали­зируйте факты проявления ребенком эмоций и чувств в общении с близ­ким взрослым.

3. Используя метод изучения продуктов деятельности, проанализируйте рисунки детей, в которых отражается их эмоциональное отноше­ние к разнообразным жизненным ситуациям.

Наши рекомендации