Условия развития эмоций и чувств у дошкольников
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. Как показано в исследовании М. И. Лисиной, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. "
У детей, воспитанных с ранних лет вне семьи, недостаточное эмоциональное развитие может сохраниться на всю жизнь. Это обусловлено тем, что в дошкольных учреждениях на одного взрослого приходится много детей и эмоциональных контактов воспитателя с каждым ребенком мало. Однако воспитатель должен стремиться к установлению тесных интимных контактов с каждым ребенком. В семье ребенок имеет возможность испытать целую гамму переживаний. Источником сильных переживаний являются прежде всего родители. Пятилетняя Руфа говорит: «Папа, я тебя добросовестно люблю». Шестилетний Ваня подарил матери стихотворение: «Я маму уважаю, я мамочку люблю, ей цветочек подарю!» Дети чутко реагируют на интонацию голоса взрослых. Трехлетнему Кирюше отец громко сделал замечание. Кирюша жалуется матери: «Меня папа звуком обидел».
По данным М. М. Кольцовой, неблагополучие в семье улавливается детьми и может немедленно отразиться в рисунках. М. М. Кольцова приводит рисунок Наташи Р. (5,2). Девочка никогда не говорила о семье, но когда было предложено нарисовать ее, Наташа сказала: «Папу нельзя рисовать вместе с нами» и изобразила его отдельно коричневой краской.
Источником эмоционального отклика могут быть переживания братьев и сестер.
Неправильное общение в семье порой способствует формированию односторонней аффективной привязанности (чаще всего к матери). При этом иногда ослабевает потребность в общении со сверстниками, ребенок может быть чрезвычайно зависимым в своем поведении от взрослого, может испытывать сильные отрицательные переживания (например, ревность). Как показано в исследованиях М. М. Кольцовой и В. С. Мухиной, проявление ревности к родителям бывает связано с рождением в семье еще одного ребенка.
Процесс общения и в семье, и в дошкольном учреждении должен быть тщательно организован. Общение со взрослым может стать для ребенка источником сильных отрицательных эмоций. Известен неврогенный субфебрилитет (повышение температуры тела), отсутствующий в выходные дни и появляющийся тогда, когда ребенок должен идти в детский сад. Нарекания, окрики в адрес одного ребенка отрицательно влияют на всех присутствующих детей, порождают неприязнь к воспитательнице, нежелание ходить в детский сад.
В исследовании Т. А. Комиссаренко показана прямая связь настроения детей с настроением взрослых. Пять минут специально организованного воздействия воспитателя изменяли состояние и поведение ребенка, влияли на установление им контактов со сверстниками. После отрицательного воздействия (неласковый тон или мимика, строгий взгляд, отсутствие сопереживания, реплики типа «У тебя плохо получается») дети начинали вести себя со сверстниками агрессивно, дрались, отнимали игрушки. Половина детей не вступала в общение со сверстниками, у них наблюдалась заторможенность, подавленное настроение. Положительное воздействие взрослого (ласковый тон, улыбка, сопереживание) вызывало иную реакцию. Общение в группе со сверстниками становилось активным, носило игровой характер, игры строились на эмоциональном взаимодействии играющих.
Эмоциональный компонент играет заметную роль во внеситуативно-личностном общении взрослого и ребенка (М. И. Лисина). В процессе общения со взрослым создается зона ближайшего развития эмоциональной сферы ребенка: это те переживания, те отношения к объектам действительности и к своим потребностям, которые возникают в результате влияния взрослого.
Эмоции и чувства наиболее интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре. Игра для дошкольников является не только ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности.
Развитию эмоций и чувств способствует и специально организованная деятельность, например музыкальные занятия. На этих занятиях дети не только учатся определять настроение и характер музыкальных произведений, не только испытывают определенные чувства, связанные с восприятием музыки, но и в совместной с другими детьми творческой деятельности имеют возможность видеть настроение других детей, проявлять свои переживания. Эмоциональное единство группы дошкольников может проявляться и в процессе выполнения совместных трудовых заданий (уборки участка, групповой комнаты).
Необходимо различать эмоциональность и эмоциональную отзывчивость. Эмоциональность как особенность поведения более доступна наблюдению, чем эмоциональная отзывчивость. Эмоциональность выступает в разнообразных формах: плаксивость, обидчивость, динамика настроения. Эмоциональная отзывчивость связана с социальными мотивами, проявляется в эмпатии, идентификации, сотрудничестве со сверстниками. В. В. Абраменкова изучала гуманные отношения детей, которые возникают в процессе совместной деятельности. Проявлением гуманных отношений в группе является действенная групповая эмоциональная идентификация, когда переживания одного члена группы воспринимаются другими как собственные. В экспериментах дети должны были при достижении групповой цели максимально щадить товарищей. Группе испытуемых предлагалось как можно точнее и аккуратнее обвести карандашом окружность. Каждому ребенку давался лист бумаги с нарисованной окружностью и карандаш. Любой выход карандаша за пределы окружности считался ошибкой. В первой серии ошибки засчитывались каждому ребенку. За совершенные ошибки ребенка исключали из игры. Во второй серии назначался бригадир. Ошибки каждого участника засчитывались бригадиру, и ему одному грозили исключением из игры. В этой серии дети должны были стремиться не совершать ошибок, чтобы из игры не был исключен их товарищ. Оказалось, что мальчики в большей степени, чем девочки, склонны к действенной групповой эмоциональной идентификации.
Эмоции и чувства связаны с социально-психологической ситуацией осуществления деятельности ребенка. Эмоциогенные ситуации, т. е. ситуации, вызывающие сильные переживания, характеризуются новизной, необычностью, внезапностью. Ребенок испытывает гораздо больше эмоций, чем взрослый. Это обусловлено тем, что дошкольник, имеющий небольшой жизненный опыт, недостаточно подготовлен к новым, необычным, внезапным ситуациям. Эмоциональный отклик на изменение сложившихся ситуаций является проявлением сигнальной функции эмоций и чувств. Эмоции и чувства сигнализируют о значимых для личности обстоятельствах, связанных с удовлетворением потребностей. Изменения в эмоциональной сфере связаны с изменениями в окружающей среде, в организме, во взаимоотношениях с окружающими людьми. В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. Если ребенок имеет возможность удовлетворить потребность, то возникают положительные эмоциональные переживания (стенические переживания). Если в сложившейся ситуации ребенок не имеет возможности удовлетворить потребность, то возникает отрицательное (астеническое) эмоциональное переживание.
В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Они верят, как писал К. Чуковский, что жизнь создана только для радости, и эта вера — одно из важнейших условий их нормального психологического роста.
Эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями — мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Старшие дошкольники владеют внешними проявлениями эмоций. Это касается не только умения сдерживать себя. Ж. Пиаже и А. Валлон отмечали использование детьми внешних проявлений эмоций для воздействия на другого человека. Чаще всего ребенок может плакать, чтобы получить желаемое,— плачет в присутствии определенного человека, например матери или бабушки, но не отца.
Учет закономерностей эмоций и чувств в онтогенезе, а также условий и возрастных особенностей их проявлений позволяет сформировать у детей психологическую готовность ребенка к школе. Одним из компонентов ее является эмоциональная готовность, она предполагает не только радостное ожидание начала обучения в школе, но и достаточно тонко развитые высшие чувства, сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать).
Литература
Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам //Вопр. психологии. 1980. № 5. С. 60—70.
Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
Комиссаренко Т. О контактах со сверстниками //Дошкольное воспитание. 1977. № 2. С. 19—21.
Маркова Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста //Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968. С. 36—132.
Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965. С. 7—70.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада //Дошкольное воспитание. 1977. № 2. С. 12—19.
Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
Якобсон П. М. Психология чувств. М., 1961.
Вопросы для повторения
1. Каковы общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе?
2. Каковы особенности эмоциональных состояний у дошкольников?
3. Какие высшие чувства появляются в дошкольном возрасте?
4. Покажите на нескольких примерах взаимосвязь развития эмоциональной сферы и личностных новообразований дошкольников.
Практические задания
1. Пронаблюдайте игры дошкольников и опишите проявления эмоций детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
2. Побеседуйте с родителями дошкольников, соберите и проанализируйте факты проявления ребенком эмоций и чувств в общении с близким взрослым.
3. Используя метод изучения продуктов деятельности, проанализируйте рисунки детей, в которых отражается их эмоциональное отношение к разнообразным жизненным ситуациям.