Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе

В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. «Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного пере­живания»[150]. Эмоции и чувства рассматривают как формы отражения действительности, проявляющиеся в отноше­нии ребенка к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.

Выделяются следующие общие линии развития эмоций и чувств: формирование эмоциональных состояний в связи с изменением ситуаций жизни ребенка, формирование высших чувств на основе эмоций, становление эмоций и чувств в русле личностных новообразований.

Развитие эмоций и чувств в онтогенезе имеет опреде­ленные закономерности.

I. В онтогенезе вначале появляются эмоции, отражаю­щие простейшие переживания, связанные с удовлетворе­нием естественных потребностей (уровень аффективно-эмоциональной чувствительности, связанный по преиму­ществу с органическими потребностями). Такие эмоции есть и у животных. Но простейшие эмоции ребенка следует отличать от простейших эмоций животных, поскольку форма их проявления имеет у человека социальный харак­тер. Эмоции человека обусловлены социальной формой удовлетворения потребностей.

Результатом социальных воздействий является возник­новение положительных эмоций (например, появление у младенцев комплекса оживления, осознанной улыбки). Положительные эмоции выполняют роль активизирую­щего механизма, с помощью которого осуществляется связь между различными анализаторами, что создает предпосылки к обучению.

Для ребенка начиная с 2 лет наиболее информатив­ными являются реакции людей, отражающие радость, одобрение, поощрение. В экспериментальном исследова­нии детям 2—9 лет предлагалось распознать по фотогра­фиям мимические реакции (удивление, гнев, страх, радость и др.), а затем — воспроизвести их. Оказалось, что пер­вой в ряду мимических реакций дети распознавали ра­дость. Радость также была первой в ряду произвольно воспроизводимых мимических реакций. Таким образом, способность распознать и произвольно воспроизвести ми­мические реакции формируется сначала в отношении по­ложительных эмоций.

Благоприятное воздействие положительных эмоций на психическое и физическое развитие дошкольника несом­ненно. Однако, как верно подчеркивал В. А. Сухомлинский, если ребенок только потребляет радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, черствым, равнодушным.

II. Развитие эмоций происходит, как их дифферен­циация, как обогащение переживаний. Примером пере­живаний, имеющих положительный эмоциональный тон и отрицательный эмоциональный тон, могут быть пережи­вания, связанные с удовлетворением или неудовлетворе­нием потребности младенца в пище. Переживание не­удовольствия дошкольником может проявляться как пе­реживание страха, гнева, отвращения, а переживание удовольствия — как переживание нежности, умиления, ду­ховной близости с родителями.

Дифференциация эмоций и обогащение переживаний связаны с общим развитием личности ребенка, расшире­нием круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик (от врожденной органической потребности — до взаимо­отношений с другим и людьми, оценки собственных поступ­ков, восприятия событий общественной жизни).

III. Развитие чувств у детей происходит как обобще­ние эмоций, направленных на определенный объект.

В сформировавшейся системе эмоций и чувств эмоции являются проявлением переживаемого чувства. .

У дошкольников система эмоций и чувств еще толь­ко формируется. Поэтому их эмоции — не столько прояв­ление переживаемого чувства, сколько материал для обоб­щения и формирования на их основе высших чувств.

IV. Процесс развития эмоциональной сферы дошколь­ника характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний. Чем младше ребенок, тем в большей степени слиты для него харак­теристики объекта и характеристики субъективного пе­реживания. Для заболевшего мальчика 3 лет медсестра, которая делает ему уколы и причиняет боль, является «плохой тетей». В данном случае ребенок отрицатель­ную характеристику своего эмоционального состояния переносит на человека, связанного сэтим состоянием.

Слитность объекта переживаний и отношений к нему проявляется в отождествлении объекта переживаний с са­мим собой (при восприятии дошкольниками произведе­ний искусства, в частности драматического искусства). К. Чуковский описывает такой случай. Мальчик 5 лет с увлечением глядел на сцену, вдруг, в тот момент, когда для героя обстоятельства складывались неблагоприятно, он крепко закрыл себе ладонями глаза: «Больше не ста­ну смотреть. Ты скажешь, когда начнется хорошее». С. Об­разцов писал о том, что дошкольникам нельзя показывать сказку «Красная Шапочка». Сказочную бабушку они отождествляют со своей бабушкой, сидящей рядом, а в конце им жаль и волка. Спектакль для дошкольников дол­жен иметь счастливый конец. Дети отождествляют себя с персонажами пьесы, особенно с благородным героем. При восприятии сказок дошкольники часто стремятся пе­ределать сюжет, чтобы в конце была счастливая развязка.

V. В дошкольном детстве происходит развитие дина­мической и содержательной сторон эмоций и чувств. Раз­витие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребенка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение. Развитие динамиче­ской стороны обусловлено формированием умения конт­ролировать и регулировать свои эмоциональные проявле­ния. Содержательный аспект эмоций и чувств связан с причинами, с объектами переживаний. Динамический ас­пект эмоций и чувств характеризуется глубиной, про­должительностью, частотой возникновения переживаний.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью. С помощью речи происходит осознание ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений, управление ими. Дети не только говорят о необходимости удовлетворе­ния имеющихся у них потребностей, но и определенным образом характеризуют свои переживания. Например, шестилетний Женя говорит: «Знаешь, мама, какая тоска меня гложет?» — «Какая?» — «Я есть хочу!» С по­мощью речи ребенок различает внешнее выражение эмо­ций и их переживание. Мальчика 5 лет спра­шивают: «Тема, ты сегодня плакал в детском саду?» — «Нет, я не плакал, я печалился».

Влияние слова на эмоциональную сферу зависит от возраста детей. Как отмечает М. М. Кольцова, до 4,5—5 лет внушение через слово не удается, что объясняется слабыми связями между первой и второй сигнальными системами. «В более старшем возрасте по мере усиления взаимосвязи сигнальных систем усиливаются как эмоцио­нальная окраска второсигнальных реакций, так и контроль второй сигнальной системы над проявлением эмоций. Нуж­но подчеркнуть, что даже у детей дошкольного возраста связь эмоциональной сферы с первой сигнальной сис­темой более выражена, чем со второй. В наблюдениях, проведенных в старшей и подготовительной группах дет­ского сада, можно было убедиться, что если дети слушали сказку или рассказ без показа картинок или диафиль­мов, то их эмоциональные реакции оставались довольно слабыми. Если же рассказ сопровождался иллюстрация­ми, то эмоциональность реакций детей сразу же возраста­ла, что проявлялось и в последующих пересказах: услы­шанное передавалось в живой, образной форме, с более выразительными интонациями»[151].

Наши рекомендации