Рисование (дом, дерево, человек)
Оборудование: бумага, цветные фломастеры.
Проведение обследования: методика та же, что и для 6-го года жизни.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, интерес к заданию, анализ рисунков — стремление к сюжетному изображению.
Оценка в баллах
1. "Найди место фигуре" (матрица фигур):
1 балл — не принимает и не понимает задание;
2 балла — принимает задание, но трудности вызывает анализ условий задачи и само решение в мысленном плане, пытается поставить крестики в любой клеточке, т.е. не выполняет задание ни на классификацию, ни на сериацию;
3 балла — принимает задание, понимает его условие, решает задачу в плане классификации (выбор по форме), трудности отмечаются в выборе по размеру, т.е. в плане сериации. Это говорит о недостаточном уровне развития перцептивных действий;
4 балла — принимает и понимает задание, решает задачу в плане классификации и сериации.
2. "Найди время года":
1 балл — не принимает и не понимает задание;
2 балла — принимает задание, но не может назвать время года в момент обследования, не соотносит его с изображением на картинке, выделяет по слову только два времени года — зиму и лето. Отмечаются только фрагментарные представления о временах года;
3 балла — принимает и понимает задание, имеются представления о всех временах года, может соотнести слово и изображение, однако представления об определенной смене времен года еще не сформированы;
4 балла — принимает и понимает задание, соотносит время года в момент обследования с изображением на картинке, знает определенную последовательность времен года.
3. Группировка картинок по количественному признаку:
1 балл — не принимает и не понимает задание;
2 балла — принимает задание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую;
3 балла — принимает задание, понимает условие задачи, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки — признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может;
4 балла — принимает и понимает условие задания, группирует по существенному признаку, в речевом плане формулирует этот принцип.
4. Счет:
1 балл — не принимает и не понимает условие задания, в обучении действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, но не может выполнить ни одного из предложенных вариантов, имеются счетные операции в пределах трех-четырех;
3 балла — принимает задание, но самостоятельно выполнить его не может, однако после обучения выполняет счетные операции в пределах пяти;
4 балла — принимает задание, понимает условия всех его вариантов, выполняет счетные операции в пределах семи — десяти.
5. "Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре):
1балл — не принимает или не понимает условия задания;
2балла — принимает задание, но требуется многократная помощь к началу его деятельности, либо может дорисовать один предмет, либо "уходит" от условия задачи и начинает рисовать элементарные предметы (домики, дорожки и т.д.);
3балла — принимает задание, дорисовывает два (редко три предмета); все заданные формы не использует, причем сами рисунки весьма однообразны;
4балла — принимает задание, рисует с интересом, используя все предложенные формы.
6. Серия сюжетных картинок (игра с кубиками):
1балл — не понимает задание, перекладывает картинки либо ведет себя неадекватно заданию;
2балла — воспринимает каждую картинку изолированно, т.е. не объединяет серию картинок в один сюжет (воспринимает серии картинок как набор рядоположенных событий, рассказывает о каждой картинке отдельно);
3балла — выделяет сюжетное содержание сериала картинок, вычленяет центральную идею сюжета, но серьезные затруднения вызывает временное развитие событий, логическая последовательность операций. У ребенка нет понимания начального этапа действия и его завершенности, затрудняется в составлении рассказа;
4балла — воспринимает событие на серии картинок как единое целое, понимает, что событие представлено последовательно, может составить логический рассказ.
7. "Продолжи ряд" (письмо):
1балл — не принимает или не понимает условия задачи;
2балла — принимает задачу, но не может работать по образцу, пишет элементы букв, не учитывая принцип чередования, не всегда придерживается строчки;
3балла — принимает задачу, работает по образцу, учитывает принцип чередования, но в процессе работы нарушает его, размеры элементов букв не всегда выдержаны;
4 балла — принимает задачу, работает с интересом, хорошо анализирует образец, учитывает принцип чередования, размеры элементов букв сохранены.
8. Анализ слова:
1 балл — не принимает задание или не понимает условия задачи;
2 балла — принимает задание, но не может выполнить анализ слова, после обучения не может определить место звука в слове;
3 балла — принимает задание, понимает его условия, однако самостоятельно проанализировать слово не может; после обучения выполняет анализ слова из трех звуков;
4 балла — принимает задание, понимает условия задачи, самостоятельно может проанализировать слова и определить место звука в слове из пяти-шести звуков.
9. Подбор иллюстраций к тексту (день рождения):
1 балл — не принимает задание;
2 балла — принимает задание, но выбрать нужную иллюстрацию к тексту не может, берет любую картинку;
3 балла — выбирает правильно иллюстрацию, но обосновать в словесном плане свои действия не может;
4 балла — принимает задание, сразу правильно выбирает иллюстрацию, словесно обсновывает свой выбор логично.
10. Рисование (дом, дерево, человек):
1 балл — задание не принимает или принимает, но не может нарисовать предмет;
2 балла — задание принимает, рисует заданные предметы без деталей, не используя цвет как признак определенных свойств предметов (рисунок человека, как правило, без шеи);
3 балла — задание принимает, рисует заданные предметы с деталями, но не используя цвет как признак определенных свойств предметов, в рисунках нет стремления к сюжетному изображению;
4 балла — задание принимает, рисует заданные предметы с деталями, используя цвет как определенный признак предметов, четко отмечаются тенденции к сюжетному изображению.