Рисование (дом, дерево, человек)

Оборудование: бумага, цветные фломастеры.

Проведение обследования: методика та же, что и для 6-го года жизни.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, интерес к заданию, анализ рисунков — стремление к сюжетному изображению.

Оценка в баллах

1. "Найди место фигуре" (матрица фигур):

1 балл — не принимает и не понимает задание;

2 балла — принимает задание, но трудности вызывает анализ условий задачи и само решение в мысленном плане, пытается поставить крестики в любой клеточке, т.е. не вы­полняет задание ни на классификацию, ни на сериацию;

3 балла — принимает задание, понимает его условие, ре­шает задачу в плане классификации (выбор по форме), трудности отмечаются в выборе по размеру, т.е. в плане сериации. Это говорит о недостаточном уровне развития перцептивных действий;

4 балла — принимает и понимает задание, решает задачу в плане классификации и сериации.

2. "Найди время года":

1 балл — не принимает и не понимает задание;

2 балла — принимает задание, но не может назвать вре­мя года в момент обследования, не соотносит его с изображе­нием на картинке, выделяет по слову только два времени года — зиму и лето. Отмечаются только фрагментарные представления о временах года;

3 балла — принимает и понимает задание, имеются пред­ставления о всех временах года, может соотнести слово и изображение, однако представления об определенной смене времен года еще не сформированы;

4 балла — принимает и понимает задание, соотносит вре­мя года в момент обследования с изображением на картинке, знает определенную последовательность времен года.

3. Группировка картинок по количественному признаку:

1 балл — не принимает и не понимает задание;

2 балла — принимает задание, но условия задачи не по­нимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую;

3 балла — принимает задание, понимает условие задачи, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки — признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может;

4 балла — принимает и понимает условие задания, груп­пирует по существенному признаку, в речевом плане форму­лирует этот принцип.

4. Счет:

1 балл — не принимает и не понимает условие задания, в обучении действует неадекватно;

2 балла — принимает задание, но не может выполнить ни одно­го из предложенных вариантов, имеются счетные операции в пре­делах трех-четырех;

3 балла — принимает задание, но самостоятельно выполнить его не может, однако после обучения выполняет счетные операции в пределах пяти;

4 балла — принимает задание, понимает условия всех его вари­антов, выполняет счетные операции в пределах семи — десяти.

5. "Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре):

1балл — не принимает или не понимает условия задания;

2балла — принимает задание, но требуется многократная по­мощь к началу его деятельности, либо может дорисовать один пред­мет, либо "уходит" от условия задачи и начинает рисовать элемен­тарные предметы (домики, дорожки и т.д.);

3балла — принимает задание, дорисовывает два (редко три предмета); все заданные формы не использует, причем сами ри­сунки весьма однообразны;

4балла — принимает задание, рисует с интересом, используя все предложенные формы.

6. Серия сюжетных картинок (игра с кубиками):

1балл — не понимает задание, перекладывает картинки либо ведет себя неадекватно заданию;

2балла — воспринимает каждую картинку изолированно, т.е. не объединяет серию картинок в один сюжет (воспринимает серии картинок как набор рядоположенных событий, рассказывает о каждой картинке отдельно);

3балла — выделяет сюжетное содержание сериала картинок, вычленяет центральную идею сюжета, но серьезные затруднения вызывает временное развитие событий, логическая последователь­ность операций. У ребенка нет понимания начального этапа дей­ствия и его завершенности, затрудняется в составлении рассказа;

4балла — воспринимает событие на серии картинок как единое целое, понимает, что событие представлено последовательно, мо­жет составить логический рассказ.

7. "Продолжи ряд" (письмо):

1балл — не принимает или не понимает условия задачи;

2балла — принимает задачу, но не может работать по образ­цу, пишет элементы букв, не учитывая принцип чередования, не всегда придерживается строчки;

3балла — принимает задачу, работает по образцу, учиты­вает принцип чередования, но в процессе работы нарушает его, размеры элементов букв не всегда выдержаны;

4 балла — принимает задачу, работает с интересом, хорошо анализирует образец, учитывает принцип чередования, разме­ры элементов букв сохранены.

8. Анализ слова:

1 балл — не принимает задание или не понимает условия задачи;

2 балла — принимает задание, но не может выполнить ана­лиз слова, после обучения не может определить место звука в слове;

3 балла — принимает задание, понимает его условия, одна­ко самостоятельно проанализировать слово не может; после обучения выполняет анализ слова из трех звуков;

4 балла — принимает задание, понимает условия задачи, са­мостоятельно может проанализировать слова и определить мес­то звука в слове из пяти-шести звуков.

9. Подбор иллюстраций к тексту (день рождения):

1 балл — не принимает задание;

2 балла — принимает задание, но выбрать нужную иллюст­рацию к тексту не может, берет любую картинку;

3 балла — выбирает правильно иллюстрацию, но обосновать в словесном плане свои действия не может;

4 балла — принимает задание, сразу правильно выбирает ил­люстрацию, словесно обсновывает свой выбор логично.

10. Рисование (дом, дерево, человек):

1 балл — задание не принимает или принимает, но не мо­жет нарисовать предмет;

2 балла — задание принимает, рисует заданные предме­ты без деталей, не используя цвет как признак определен­ных свойств предметов (рисунок человека, как правило, без шеи);

3 балла — задание принимает, рисует заданные предметы с деталями, но не используя цвет как признак определенных свойств предметов, в рисунках нет стремления к сюжетному изображению;

4 балла — задание принимает, рисует заданные предме­ты с деталями, используя цвет как определенный признак предметов, четко отмечаются тенденции к сюжетному изоб­ражению.

Наши рекомендации