Рисуночный тест «Дом — дерево — человек»

Эта методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 году. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому пред­лагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Р. Берне при использовании теста просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и челове­ком представляет собой зрительную метафору.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека — жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение эти­ми понятиями,

Интерпретация признаков в тесте «Дом — Дерево —. Человек»

«Дом»

Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали — чувство отвергнутое™ (отверженности).

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство тепло­ты и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьез­ный конфликт.

Разные постройки — агрессия направлена против фактическо­го хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искус­ственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в ин­терперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отраже­ние конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам мажет желать свободного сердечного общения).

Стены •

Задняя стена, расположенная необычно, — сознательные по­пытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями — субъект стремится.сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакте реальностью (если рисунок помещен внизу).-

Стена е акцентированным контуром основы — субъект пыта­ется вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды. •

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — пред­чувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированы — сознатель­ное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сто­рона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к от­чуждению и оппозиции.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъ­ект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает мень­шим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремле­нии раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одна или несколько), задние или боковые — отступле­ние, отрешенность, избегание.

Двери открыты — первый признак откровенности, достижи­мости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (от­кровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уедине­ние, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чув­ство несоответствия, неадекватности и нерешительности асоци­альных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции, Дым

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональ­ной теплоты дома. Окна

Первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсо­нальным отношениям. Тенденция к изоляции от действительно­сти.

Окна сильно открытые — субъект ведет себя несколько раз­вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок— отсутствие стремления скры­вать свои чувства.

Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодей­ствием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях. -Крыша

Крыша— сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, не­зависимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, — фикса­ция на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопро­вождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления кон­троля фантазии.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

. Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая лич­ностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мни­тельностью) установка.

Комната

Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1)человеком, проживающим в комнате,

2)интерперсональными отношениями в комнате,

3)предназначением этой комнаты (реальным или приписы­
ваемым ей). •

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоци­ональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, - нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Субъект выбирает ближайшую комнату— мнительность.

Ванна — выполняет санитарную функцию. Если мане­ра изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций. ,Труба

Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психологиче­ской теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрос­лых.

Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнитель­ность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — уси­
ленные защитные установки (и обычно повышенная мнитель­
ность). . . *

Дополнения

Прозрачный, «стеклянный» ящик символизирует пережива­ние выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает же-

лание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность за­висимости при доминировании родителей.

Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружа­ют дом, может иметь место сильное желание оградить себя за­щитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе сто­роны дорожки — незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показы­вает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и са­моконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочета­ющаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто воспринима­ется как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос­принимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет — обычное его использование: зеленый — для крыши; коричневый — для стен; желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна,

. 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз. Количество используемых цветов: хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно ис­пользует не меньше 2 и не более 5 цветов. Субъект, раскрашива­ющий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабиль­ным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений. Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является иестоль важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждеб­ности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти. Цвет крас­ный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

' Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выраже­нием эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

Общий вцд

Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чув­ство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое,

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным
ее жильцом,

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона —
эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает не­доступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженно­сти. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание от­вергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки «потери перспективы» (индивид правиль­но рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную ли­нию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигнали­зируют о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, еубъектрисует по меньшей мере четыре отдельные стеньг, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающисебе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначи­тельные, все черты.

Размещение рисунка

Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недо­
стижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях
(внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне. -•
Размещение рисунка точно в цетре листа—незащищенность

и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого кон­троля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это соз­
дает у него депрессивное настроение;

2)субъект чувствует себя ограниченным, скованным реаль­
ностью. „

Размещение рисунка в левой стороне листа—акцентирование прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углу­биться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Кон­тролируемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа—фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свобод­ными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не ис­пытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем слу­чае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиция.

Наши рекомендации