Образовательные технологии
Учебная дисциплина «Качественные и количественные методы исследований в психологии» изучается на основе теоретико-методологических, экспериментальных позиций психодиагностических подходов отечественной и зарубежной психологии в области оказания психологической помощи психологических услуг. Она относится к разряду научно и практически ориентированных дисциплин, определяющих профессиональную направленность магистранта в области практической психологии.
Образовательными составляющими освоения дисциплины являются: формирование у обучающегося теоретических знаний, способствующих ориентировке в современных направлениях экспериментальных исследований и в проблемах, возникающих при решении исследовательских задач в психологической работе, грамотной постановке и решению научно-исследовательских и практических задач в области оценки результатов и эффективности психологического процесса, исследованию факторов, влияющих на успешность оказания психологической помощи и психологических услуг; формирование целостной системы знаний о методах экспериментального исследования и психодиагностики психологического процесса, характеристик его участником и особенностей их взаимодействия.
Воспитательным моментом выступает формировании интереса обучающихся к проведению экспериментальных и психодиагностических исследований в психологической работе, как в практической деятельности психолога в целях собственного профессионального развития и совершенствования научных подходов к оказанию психологически помощи и психологических услуг.
Развивающая составляющая дисциплины предполагает совершенствование аналитического, критического мышления обучающегося, а также развитие вариативности и способностей прогнозирования на этапах планировании, оказания психологической помощи и оценки результатом профессиональной деятельности психолога.
В результате изучения дисциплины должна быть сформирована психологическая готовность к использованию генетических знаний и практических навыков, полученных в обучении, для сбора и обработки результатов по теме диссертационного исследования а также в дальнейшей практической и научно-исследовательской деятельности.
“Преподавание дисциплины должно осуществляться н тесной связи с такими дисциплинами‚ как «Общая психологии», «Теория и практика консультирования и психотерапии»‚ «Организационная психология», «Групповые формы психологической работы (с практикумом)», «Психология управленческого консультирования» и др. В процессе проведения занятий активно применяются индивидуальные и коллективные контрольные работы в рамках практических занятий в ходе тестирования усвоенных знаний.
Темы курса составлены таким образом, что предусматривают изучение экспериментальных исследований в психологическом процессе в основных направлениях оказания психологической помощи и предоставления услуг (темы 2 -4) и проблемы применения психодиагностики в психологическом консультировании и психотерапии (темы 5, 6, 7 и 8).
Обучение рекомендуется проводить в составе учебной группы. Основными видами занятий являются лекции, семинары и практические занятия.
В ходе лекций дается систематизированное изложение основных проблем истории развития, методологических подходов и направлений экспериментальных исследований психодиагностики психологическом процессе в отечественной и зарубежной психологии. Основное внимание необходимо уделять раскрытию учебного материала, связанного с проблемами планирования, организации, проведения и интерпретации экспериментальных исследований. На лекциях необходимо уделить значительное внимание направлениях и особенностям применением психодиагностики в основных концепциях и направлениях оказания людям психологической помощи и предоставления психологических услуг.
Лекции должны носить проблемный характер, строиться по принципу введения в проблемы и решения проблемных задач и предполагать сосредоточение усилий обучающихся на самостоятельной работе по изучению рекомендованной литературы и отработке практических заданий.
Основное внимание необходимо уделять раскрытию учебного материала, связанного, прежде всего, с предстоящей деятельностью психолога, приводя студентам примеры из экспериментальных исследований ведущих школ и направлений практической психологии.
Лекционные занятия должны сопровождаться демонстрацией иллюстративных материалов путем использования традиционных (схемы, плакаты) и современных (кино-, видео-, аудио-, компьютерных) методических средств, а также практического представления стимульного материала психологических методик и компьютерных программ.
В содержании дисциплины выделяются 8 основных тем.
Тема 1 «Введение в дисциплину «Экспериментальный метод в психологии: история и предмет психологического исследования» направлена на формирование у обучающихся представлений об экспериментальных исследованиях и психодиагностике в психологической работе как отрасли психологической практики, раскрытие особенностей объекта и предмета экспериментальных исследований на различных исторических этапах. В результате изучения темы студенты должны получить представление о современных направлениях качественных и экспериментальных исследований и особенностях применения психодиагностики в практике. Также в рамках темы дается услуг общая характеристика дисциплины, что позволяет сформировать у магистранта представления об особенностях ее изучения.
В теме 2 «Общая характеристика качественных исследовании соотношение качественных и количественных подходов, классификация, стратегии исследования» раскрывается методология проведения качественных исследований, их принципы и задачи, тенденции,связанные с особенностями качественной оценки психологических явлений. Качественные исследования определяются, исходя из двух основных критериев: текста и эпистемологического основания. Выявляются особенностикачественных способов анализа психологических явленийи качественных данных. Рассматриваются различные теоретические подходы: интерпретационный подход М. Паттона, сетевой подход Дж. Белисс, квазистатистическийподход М. Майлза и А. Губермана, подход «обоснованнойтеории» Б. Глазера, А. Страусса и Дж. Корбина, феноменологический анализ А. Джорджи, нарративный анализЭ. Дж. Мишлера и др. К принципам качественных исследований отнесены: предпочтение полевой формы, обращении к социальному контексту, стремление к холизму, интерес к единичным случаям, индуктивный подход к данным, гибкость и отсутствие стандартизации, трактовка исследуемогокак эксперта, повышенное внимание к языку, ориентировка изучение смыслов и переживаний, опора на рефлективность исследователя. Рассматриваются различия и целостность количественного и качественного подходов. Обсуждаются классификации качественных исследований,согласно подходам П. Банистер и А.Смита. Выделяютсяи рассматриваются стратегии качественного исследования:феноменологическое, биографическое, этнографическоеисследование, «обоснованная теория», исследование индивидуального (единичного) случая (кейс—стади), дискург-анализ. Обсуждаются методы качественного исследования:полуструктурированное феноменологическое интервью.самоотчеты о пережитом опыте, биографическое интервью, анализ личных документов и автобиографий, включенныеполевое наблюдение, анализ бытовых разговоров, анализ письменных свидетельств и культурных артефактов, изучение аудио и визуальных материалов, тексты : полевые записи, дневники, расшифровки интервью, анализ событий, действий, инцидентов, случаев, исследование текстов в ситуации взаимодействия (изучение всевозможных прагматических, социолингвистических, идеологических и пр. составляющих разговора людей). Анализируются проективные методы и технологии. Рассматриваются особенности их применения на практике.
Спектр учебных вопросов темы 3 «Измерение в психологии: виды, уровни, измерительные шкалы, статистические методы»предполагает овладение обучающимисякатегориальным аппаратом сравнения эмпирических данных, а также получить представление об основных проблемах направлениях и особенностях применения математических методов в условиях психологической практики.Значительное внимание в теме уделено особенностям применения статистики. Рассмотрение указанных вопросовпозволяет сформировать у магистрантов профессиональныекомпетенции в практической деятельности по реализацииисследовательских программ в рамках исследования конкретных социально-психологических явлении. Изучение
Темы предполагает, что обучающиеся должны усвоить содержание и практическое использование измерительных шкал, распределения данных и стандартизация переменных.
Тема 4 «Общая характеристика количественных методов: особенности психологического эксперимента, объективность психологического измерения»завершает общее рассмотрение психологических исследований в основных направлениях оказания психологической помощи и психологических услуг представлением основных проблем и направлении экспериментальной практики. Исторический экскурс предопределяет научную дефиницию психологического эксперимента. В ходе изучения данной темы студенты усваивают формы, типы и виды психологического исследования, а также проблематику моделирования в психологии, которое представлено как моделирование предмета психологического исследования и как общая модель процесса психологического эксперимента. Обучающиеся должны усвоить проблематику объективности психологического измерения, влияние опыта психолога на объективность результатов исследования, достоверность психологического измерительного инструментария, валидность, надежность, прогностичность ‚ и эффективность методов и методик.
Содержание темы 5 «Научная проблема, психологическая гипотеза, тема исследования» и направлено на формирование у обучающихся навыков и умений организацииведения психологических исследований основных проблем психологической помощи и услуг, таких как психодиагностическое исследование личности клиента (пациента) и психодиагностика диадного взаимодействия в психологическом процессе, а также проблематика работы с персоналом, принятие решений руководителями, межличностное взаимодействие и отношения в профессиональных группах и др. В ходе лекционных и практических занятий данных тем студент овладевают профессиональными компетенциями по практическому применению тестовых, диалогических и аппаратурных психодиагностических методик отечественных и зарубежных авторов, которые обладают высокой валидностью, надежностью и чувствительны к изменениям личностных характеристик участников психологического процесса. Изучаются такие проблемы, как особенности выдвижения гипотезы, определение объекта психологического исследования, экспериментальная выборка, предмет психологического исследования, проблемы истинности психологического знания, проблематика объективного и субъективного познания как проблема достоверности экспериментальных результатов, научное познание экспериментальной психологии, теоретическое и эмпирическое знание и др.
Тема 6‘ «Характеристика экспериментальных переменных: независимые, зависимые, внешние переменные, артефакты и их контроль, валидность» включаетпередачу обучающимся знаний по защите психологического исследования от воздействия посторонних факторов(контроль экспериментальных переменных, обеспечениевалидности психологического эксперимента, снижение воздействия факторов, влияющих на внутреннюю и внешнюювалидность эксперимента, выявление артефактов и их контроль).
Тема 7 «“Дизайн” психологического эксперимента: доэкспериментальные планы, планы истинного эксперимента, квазиэксперименты, эксперименты в психологии развития»знакомит обучающихся с планированием (схемами) исследований, которые включают : исследования единичного случая, план с предварительным и итоговым тестированием на одной группе, сравнение статистических групп, план с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой, план Р. Соломона для четырех групп, план с контрольной группой и тестированием только после воздействия и нестинг. Даже студентам знания о квазиэкспериментах, раскрывает особенности квазиэкспериментальных планов. Формирует у них умения и навыки проведения исследований на одной выборке, экспериментов с контрольными выборками, знания о способах контроля переменных, технологии исследования валидности психологических экспериментов при неполном контроле переменных. В теме рассматриваются особенности корреляционных исследований. Усваивается понятие корреляции как исследования связей психологических переменных. Приобретая опыт анализа корреляционных зависимостей после воздействия независимой переменной‚ представления и анализа корреляционных зависимостей и плеяд. В ходе изучения вопросов темы исследуется «дизайн» экспериментов в психологии развития, «метод продольных срезов» (лонгитюдный план), «метод поперечных срезов», «комбинированный план» (когортно - последовательный) (Г. Крайг) и особенности экспериментов по плану «Ех роst facto».
Тема 8 «Обобщение и интерпретация результатов психологического исследования. Оформление хода и результатов эксперимента» имеет целью дать обучающимся знания организации эксперимента: формирования рабочей гипотезы, выбора средств и методов психологического измерения, проведения экспериментальногодизайна, определения и анализа экспериментальнойвыборки, осуществления исследования. Студенты усваивают основные пути и методы обобщения эмпирической информации, интерпретации результатов психологического исследования в практике психолога в школе,на предприятии: общая характеристика экспериментальной выборки; анализ познавательной характеристикилюдей; исследование поведения персонала в нестандартных ситуациях; исследование характерологических особенностей людей; исследование авторитетности руководителей и методов управления группой; исследованиеуровня удовлетворенности трудом и мотивации профессиональной или учебной деятельности. Студенты учатсяоформлять хода и результаты психологического исследования: ведение протокола эксперимента, отчета о проведении эксперимента, плана, разделы и параграфы (пункты.подпункты) отчета, работы с литературой. Даются примеры наглядного представления результатов: графики.рисунки, таблицы, а также уясняются особенности презентации результатов исследования в курсовой и дипломнойработах, в научной статье (публикации), методики защитыдипломной работы.