Оценка общей учебной нагрузки
Учебная работа детей и подростков представляет собой умственный труд, связанный, главным образом, с деятельностью центральной нервной системы.
Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и развивается утомление, т.е. наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма. Это отражается в ухудшении количественных (объем работы) и качественных (ошибки) показателях умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деятельности некоторых органов и систем.
Утомление нарастает постепенно и в основном проявляется на последних уроках. У школьников начальных классов утомление нарастает в значительной степени уже к третьему-четвертому уроку, а в средних и старших - к пятому, шестому.
Утомление - это нормальный физиологический процесс, который выполняет определенную защитную роль в организме и предохраняет его отдельные физиологические системы от перенапряжения.
В охране здоровья ребенка важным является не исключение утомления, как такового, а его профилактика или отдаление на более поздние сроки, чтобы не допустить переутомления. Ведь переутомление не является нормальным физиологическим состоянием, оно занимает промежуточное положение между нормой и патологией, т.е. между здоровьем и болезнью, предрасполагает к ней.
У школьников утомление, как правило, развивается в результате нерациональной организации учебного процесса и чрезмерной учебной нагрузки. Учебная нагрузка должна быть такой, чтобы обеспечить нормальную деятельность центральной нервной системы учащихся и высокий уровень их работоспособности.
Очень часто в школах встречаются такие нарушения организации учебного процесса как:
- увеличение учебных часов в недельном расписании;
- проведение отдельных предметов вне сетки расписаний;
- сокращение времени перемен за счет увеличения продолжительности уроков.
Это становится причиной утомления и переутомления организма детей школьного возраста. Кумулятивный эффект (накопление) утомления в течение учебной недели и месяца приводит к перенапряжению центральной нервной и других систем и, как следствие, к дезадаптации и болезни. Рациональное расписание уроков способствует не только снижению утомления, поддержанию работоспособности на высоком уровне, но и успешности обучения без выраженных отклонений в состоянии здоровья. Поэтому школьный медицинский работник должен принимать непосредственное участие на этапе составления и утверждения расписания.
Расписание занятий обычно составляют на полгода и не меняют на протяжении этого периода. Такая необходимость обусловлена тем, что за это время у учащихся формируется устойчивый динамический стереотип учебной деятельности, а это, как известно, способствует эффективности обучения и овладения знаниями.
Особое внимание следует уделять чередованию предметов в зависимости от степени их трудности и сложности их усвоения. Выделяют четыре степени сложности. К I степени сложности относятся математика, физика, история, обществоведение, изучение языков; ко II степени - химия, биология, литература, география, природоведение. Остальные предметы большинство учащихся относят преимущественно к III степени трудности.
Как известно, от продолжительности умственной деятельности (урока) зависит динамика работоспособности учащихся и ее уровень на протяжении всех занятий.
Для первоклассников (дети 6-7 лет) работоспособность и активность наиболее высоки первые 15 минут урока. После 30 минут непрерывной работы, специалисты отмечают у них не только снижение работоспособности, но также ослабление памяти и ухудшение внимания, снижение подвижности основных нервных процессов. Поэтому первоклассникам урок ограничивают 35-ю минутами.
Укороченные уроки целесообразно проводить до 4-го класса, т.к. при такой продолжительности урока школьника заканчивают учебный день при более высоком уровне работоспособности, что очень важно для последующей подготовки домашних заданий.
В каждом школьном звене продолжительность урока должна быть различной, постепенно увеличиваясь до 45 минут. Однако не всегда и не во всех школах представляется возможность осуществить это на практике. Причиной тому являются расположение школьников разного возраста в одном здании, неудобства для преподавателей и прочее. В результате, начиная со второго класса длительность урока составляет 40-45 минут. Однако сами учителя, врачи и даже учащиеся среднего и старшего звеньев школ отмечают, что концентрированное внимание на уроке длится 20-25 минут, после чего оно снижается равно как и работоспособность, повышается отвлекаемость учеников и число двигательных действий. Поэтому для того, чтобы поддержать работоспособность школьников на должном уровне преподавателю необходимо продумать структуру урока и обязательно включать в середину урока динамическую паузу. Чередование видов деятельности в течение урока - необходимое условие для снижения зрительного напряжения, изменения рабочей позы, экскурсии грудной клетки (обеспечение свободного дыхания).
Медицинский персонал школ обязан информировать учителей о целесообразности динамических пауз в середине урока и контролировать по выбору, независимо от места в расписании их проведение.
Обязательно должны иметь место 15-ти и 20-ти минутные перемены, используемые детьми для приема пищи и активного отдыха. Включение большой перемены у учащихся начальной школы после третьего урока является запоздалым и не обеспечивает желаемого подъема работоспособности организма. Мы предлагаем продолжительность перемен для начальной школы: 10-20-10-10 минут; для учащихся средней и старшей школы: 10-10-20-10-20 минут. Таким образом, мы рекомендуем школьным врачам и медицинским сестрам пересмотреть структуру учебно-воспитательного процесса с целью устранения 5-ти минутных перемен и заменой их на более продолжительные.
Особое место в процессе учебного дня должно отводится физическому воспитанию и двигательной активности школьников. Известно, что недостаточная суточная и недельная двигательная активность отрицательно влияет на структуру скелетных мышц и миокарда, снижает иммунную реактивность организма и устойчивость к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода.
Достаточная двигательная активность является еще одним мощным средством в укреплении здоровья школьников и, по мнению специалистов, благоприятно влияет на корковую нейродинамику и предупреждает переутомление учащихся. Важно определить место урока в расписании, так как переключение детей с умственной работы на иной вид деятельности способствует более длительному сохранению работоспособности.
Установлено, что в начальной школе занятия физической культурой целесообразно проводить на третьем или четвертом уроке, в средних и старших классах - на первом, третьем или четвертом. Проведение урока перед началом общеобразовательных предметов, способствует более быстрому вхождению учащихся в работу, а введение этого урока третьем или четвертым помогает организму поддержать умственную работоспособность на высоком уровне до конца школьных занятий.
Проведение уроков физкультуры после 4-х часов учебных занятий не эффективно и не целесообразно, так как к 5-6-му урокм у учащихся уже накапливается умственное переутомление и любая двигательная активность, предлагаемая из вне, только усиливает его, вызывая переутомление.
Не допускаются сдвоенные уроки физического воспитания. Продолжительность урока до 2-х часов возможна лишь зимой во время хождения на лыжах.
В течение учебной недели, помимо прочих элементов двигательной активности (утренняя гимнастика, прогулка, занятия в секциях), обязательным является проведение не менее двух уроков физической культуры. Следует помнить, что замена уроков физической культуры занятиями по общеобразовательным предметам приносит большой вред здоровью детей и подростков.
В последнее время все большое распространение приобретает спортивный час и активный отдых, особенно в начальном звене школы. Физкультурные часы здоровья мы рекомендуем проводить после основных занятий перед обедом - на свежем воздухе, а в непогоду - в хорошо проветренном помещении. Час здоровья включает в себя игры, спортивные развлечения, комплексы физических упражнений.
Так как сейчас в некоторых школах сформированы классы компенсирующего обучения для детей с замедленным психомоторным развитием, с низким уровнем психосоматического здоровья, мы рекомендуем проводить для них специальные ритмические упражнения с обязательным музыкальным сопровождением. Медицинский персонал школ, совместно с преподавателя подбирают необходимый комплекс упражнений, направленных не только на укрепление мышц туловища и конечностей, но и для мелких мышц и пальцев рук. Это повышает работоспособность учащихся этих классов, содействует развитию мелких мышц кисти и совершенствованию тонких двигательных координаций. Важно это еще и потому, что двигательная активность, особенно тонкие движения пальцев рук, играют существенную роль на всех этапах развития речевой функции ребенка.
Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают положительные изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях, а также в обмене веществ. Под влиянием физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода. Это рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем: частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса в 2-3 раза. Резко возрастает выделение углекислого газа с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.
Таким образом, повышение двигательной активности в жизни школьников, особенно при возрастающих информационных нагрузках предупреждает не только переутомление, но и до определенного момента способствует предотвращению неврозов, повышению общей и иммунной реактивности организма, устойчивости к заболеваниям.
Обеспечивая школьников необходимым уровнем знаний, умений, навыков, многие преподаватели забывают о том. что учебный (трудовой) день учащихся не ограничивается стенами школы. Большинство детей школьного возраста придя домой затрачивают на приготовление домашнего учебного задания более 2-х часов.
Изучение образа жизни школьников, их внешкольного бюджета времени поможет медикам и педагогам оценить факторы, влияющие не здоровье учащихся. Одним из таких факторов, по мнению многих специалистов, является перегрузка детей учебным материалом.
Общая продолжительность учебной нагрузки в течение дня (уроки в школе и самоподготовка), соответствующая возрастным возможностям здоровых учащихся, составляет (с учетом перерывов через каждые 45 минут работы) в астрономических часах:
во II классе - 3,5 часа;
в III-IV классах - 4,5 часа;
в V-VI классах - 5,5 часов;
в VII-IX классах - 6.5 часов;
в X-XI классах - 8 часов.
Учебная нагрузка учащихся I классов, детей 6-7-ми лет, ограничивается 2,5 часами.
Своего апогея учебная нагрузка достигает в старшем звене школы: в IX-XI классах, особенно, у лицеистов и в классах с углубленным изучением некоторых предметов. По данным многих ученых, в том числе и врачей-гигиенистов, рабочая неделя старшеклассников-лицеистов (а учеба - это работа) превышает рабочую неделю взрослого служащего в 1,5-2 раза. Такая нагрузка является чрезмерной и отражается на состоянии здоровья детей и подростков, т.к. неизбежно приводит к сокращению длительности сна и активного отдыха.
Изучение школьного и внешкольного бюджета времени учащихся старших профильных классов показало, что выполнение уроков дома требует значительно больше времени, чем предусмотрено гигиеническими нормативами. Включая выполнение домашних заданий и занятия с преподавателя (репетиторами) вне школы, общая учебная нагрузка у них занимала более 60 процентов недельного времени. На все виды деятельности и ночной сон оставалось не более 40 процентов. Подобные нарушения режима дня считаются недопустимыми, так как согласно физиолого-гигиеническим нормативам только на ночной сон человек должен отводить не менее 38% суточного времени. В результате у учащихся на 2,5 часа и более сокращалась продолжительность ночного сна, совсем не оставалось времени на творческую работу и личное самообслуживание.
Продолжительность ночного отдыха - очень важный момент в жизнедеятельности детей, потому что сокращение ночного сна, нарушение его полноценности приводят к ухудшению памяти, снижению способности сосредоточиться, к пониженному фону настроения, головной боли и другим функциональным расстройствам психоневрологической сферы.
Однако врачам редко приходится слышать от старшеклассников жалобы на самочувствие. Подростку порой бывает сложно оценить свое самочувствие. Сказываются компенсаторные возможности молодого организма, стойкая положительная мотивация на обучение и установка на поступление в ВУЗ любой ценой. И эта цена за приобретаемые знания, умения бывает слишком дорогой: перенапряжение физиологических систем, возникновение серьезных изменений в состоянии здоровья.
Для выявления внешних факторов, влияющих на здоровье и развитие учащихся, используют методику программного опроса. С помощью этой методики медицинский персонал, психологи школ и преподаватели могут легко установить, соответствует ли продолжительность самостоятельной учебной работы, сна и других моментов внешкольной жизни учащихся возрастным нормативам, сколько детей не выдерживают эти нормативы, кто и почему нарушает их. Такой скриннинговый опрос позволяет выявить группу внешних факторов, влияющих на состояние здоровья ученика, а затем высказать обоснованные предложения как преподавателям, так и родителям по коррекции учебной нагрузки и внешкольного бюджета времени с целью укрепления здоровья детей и подростков.
Источник: Медико-психологическое обеспечение учебного процесса: Методические рекомендации. - М., Педпоиск, 1997.
§1.4Последствия эмоционального стресса для детей
Стресс в жизни ребенка - это очень страшно. Но последствия стресса, так называемые посттравматические состояния – бывают еще страшней.
Сильный стресс, физический или психологический, ставит под угрозу развитие ребенка. Он может привести к серьезным психическим заболеваниям.
В жизни каждого случаются эмоционально-стресовые ситуации – как правило, они связаны с жизненными кризисами. Например, когда человек теряет близких или родителей, остается без работы, переживает тяжелое страдание. Эмоциональные последствия таких событий часто принимают вид адаптационных нарушений. Иногда они преодолеваются, человек смиряется с утратой, однако чаще травмы приводят к тому, что сама способность адаптации нарушается. Способность контролировать свою жизнь в угрожающей ситуации становится проблематичной, человек оказывается беззащитным и беспомощным. Переживаемый шок имеет в таком случае длительный характер, человек по-другому смотрит на мир и по-другому к нему относится. [10;123]
Психологическая травма возникает, когда организм сталкивается с превосходящим его способность к адаптации стимулом и становится не в состоянии регулировать этот стимул. Травма приводит к сильным стрессовым нарушениям длительного характера.
Попытки ребенка адаптироваться к парадоксальной, психически дестабилизирующей ситуации требует от него колоссального эмоционального усилия. Но даже предпринятое усилие не гарантирует ребенку формирования стабильной, внятной, надежной картины мира. Эмоциональная дезориентация, являющаяся следствием травмы, приводит к «деформации» познавательной деятельности. Она подрывает доверие ребенка к самому себе, к своей способности воспринять, понять и познать окружающее адекватным образом.
Не все жизненные драмы, не всякий несчастный случай обязательно нарушают развитие ребенка. Шок может оставаться в памяти, но не оказывать влияние на эмоциональное созревание и познавательную деятельность, особенно если рядом с ребенком в момент переживания находился взрослый, способный оказать ему эмоциональную поддержку. Исследователи отмечают, что отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость ребенка к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.
Однако постоянное применение силы и жестокость оставляют неизгладимый след, то есть к такой травме адаптироваться практически невозможно. [2;67]
В первые четыре года мозг ребенка достигает двух третей конечного объема, и сложность самого процесса развития может быть исключительно велика. Стресс может привести к физиологическому и даже анатомическому ущербу определенных мозговых центров. [10; 124]
Стресс, перенесенный в раннем детстве, часто становятся причиной возникновения депрессивных расстройств. Ощущение пережитого в раннем возрасте страха сохраняется на всю жизнь.
При определенных условиях эмоциональный стресс может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также патологических изменений сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.
Пережившие эмоциональный стресс дети страдают от одиночества, от трудности и даже невозможности установления близких отношений с другими людьми. Возникает так называемая «психическая изоляция». Ребенка тянет к людям, перенесшим подобные переживания. Ребенок невольно, а порой и вполне осознанно, отталкивает сверстников, считая, что они не могут понять его. Другие дети, в свою очередь могут сторониться пострадавшего, обвиняя его самого в случившемся, и как бы боясь заразиться несчастьем. На эти мысли их могут неаккуратно натолкнуть их родители. Часто одинокими оказываются переселенцы (например, под такую категорию попадали дети Чернобыля, которых в школах называли «светлячками», родители запрещали своим детям играть с ними). Такие дети оказываются не только в психической, но и в физической изоляции.
Ребенок вновь и вновь возвращается к пережитому. То, что с ним произошло – слишком неожиданно, беспричинно и поэтому воспринимается как нечто бессмысленное. Для него совершенно невозможно понять, почему он страдал и страдает. Почему именно он. И если взрослый хотя бы может сформулировать эти вопросы, то ребенок их только чувствует и не способен их ни с кем обсудить.
Ребенок, перенесший психотравму, не разделяет себя и ситуацию, которая к ней привела. Думая о ситуации, он думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходит деление событий на «до ...» и «после...». Так, видение прошлого может быть искажено, часто идеализированно.
Пережитые в детстве травматические события притягивают к себе человека всю жизнь. Он психологически остается в том времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически, переживший травму человек может останавливаться в своем личностном развитии.
Эмоциональный стресс также отражается и на будущем. Люди, перенесшие травму нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действия. Статистика показывает, что 70% насильников в детстве пережили насилие). Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого эмоционального стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.
Поэтому столь важно своевременное вмешательство специалистов в случае, если ребенок переживает эмоциональный стресс. Чтобы не было потом слишком поздно или слишком сложно. Чтобы не накрутился этот снежный ком проблем, разгребать который потом приходится годами, даже с помощью психотерапевта.
Для того чтобы ребенок продолжать жить, свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Часто люди, особенно дети, стараются избавиться от травмирующего воспоминания – вытеснить его из сознания, вроде как забыть. Но этот способ столь же привлекателен, сколь и коварен. Загнанная на уровень подсознания травма как заноза будет давать о себе знать в виде неврозов, навязчивых мыслей, иррациональных страхов, кошмарных сновидений. Вытесненные переживания также могут проявляться в виде психосоматических заболеваний. [16]
Именно поэтому следует ограждать детей от стрессовых ситуаций, чтобы не травмировать их психику и не вредить здоровью. Детям необходима забота и поддержка со стороны взрослых, что они должны обеспечивать для эмоционального благополучия каждого ребенка.