Сценарий выставки как логическая задача

Детектив так детектив! Попробуем поиграть в детектив. Это поможет понять выставочную презентацию с неожиданной и выигрышной стороны. Посмотрите на условия, которые мы имеем, как на пазл, головоломку, которая может выглядеть весьма запутанной, но, как и полагается головоломкам из занимательных книжек, обязательно имеет изящное решение. И все, что нужно, — это понять, что же за задачу мы решаем.

ЛЕВАЯ СТЕНА и ВНУТРЕННЕЕ ПОМЕЩЕНИЕ   ПРАВАЯ СТЕНА
ЕНТРАЛЬНЫЙ ШИТ

U

Я осознанно беру для нее усложненные исходные условия. К примеру, компании AT (Avalon's Tree) и WB решили совместно выставиться на ежегодной выставке Амстердам «IT Offshore Outsourcing Expo & Conference 2001», как это явствует из названия, посвященной аутсорсингу. Для этого им потребовалось разработать дизайн выставочной экспозиции.

Само помещение, бокс, представляло собой в плане прямоугольник 3x6 метров, расположенный на перекрестке двух проходов.

При этом компания AT является оффшорной компанией, занимаю­щейся аутсорсингом. А компания WB является ее дочерней компанией, занимающейся разработкой собственных продуктов.

Урок 8. Выставка

Иначе говоря, по условиям выставки это должна быть презентация AT. Но что захватывающего внимание можно сказать про аутсорсинговую компанию, когда все, что нужно, умещается на один лист?! Компания-профессионал в аутсорсинге — это компания-субподрядчик, которая не делает законченный продукт. Это компания, чаще всего специализирую-щаяся на таких программных инструментах и заказах, которые в дизайн никак не укладываются. Причем, чем профессиональнее подобная компания, тем труднее показать ее работу наглядно. Не вынесешь же на стенку строчки кодов?! Или отзывы партнеров? Хотя так как раз и делают, но причем здесь дизайнер и презентация?

Вот это все и есть вопросы, которые надо решить за один выстрел, а в итоге получить именно то воздействие, которое желательно.

Начну с вопроса: не ввести ли в дизайн экспозиции упоминание третьей компании — Softboat, которая изготавливала для WB и AT презен­тацию? Так сказать, компания-посредник, занимающаяся выводом на рынок других компаний. Этот прием частенько применяется на выставках.

В этом есть определенный смысл. Подумайте сами, какое психологическое воздействие может оказать на покупателя то, что про заказчика говорит другое лицо? Самое малое — от этого рождается ощущение, что у компании есть средства, чтобы нанять дорогостоящего представителя. Это уже дает какое-то доверие на рынке, где очень важно знать, насколько твой партнер стабилен. Во-вторых, людям свойственно не доверять тем, кто расхваливает себя сам. А именно таким расхваливанием воспринимается перечисление достоинств компании, которые позволяют ей рассчитывать на получение заказов.

Как бы ни решался этот вопрос о рассказчике на деле, но прием «рассказчик» стоит использовать.

И если компании-представителю удастся найти вызывающий доверие образ себя как рассказчика, это может оказаться сильнейшим подспорьем заказчику. Но если мы не хотим тратиться на посредника или считаем, что сами проведем Презентацию лучше, то образ рассказчика стоит создать искусственно как некий персонаж экспозиции.

Следующий вопрос: как гармонично выстроить из материшюв WB рассказ об AT? Выстроено это должно быть только так, потому что, с одной стороны, по условиям выставки мы должны сделать презентацию AT, но, с другой стороны, у нас нет для рассказа других образов, кроме содержащихся в работах WB.

Итак, еще раз зададимся вопросом: что хочет AT? Какой заказ она делает нам как презентационщикам?

AT хочет найти выгодные заказы на оффшорное программирование. Значит, компания, во-первых, должна приачечь к себе внимание потенциальных заказчиков, а во-вторых, доказать им, что она достойна этих заказов.

Часть II. Создание Выставочной Презентации



Следовательно, [имя AT | должно стоять на тех местах, которые являются самыми естественными для привлечения внимания в выставочном павильоне.

Соответственно, сходная шапка AT должна быть помещена в верхней части среднего, то есть главного, рекламного щита. Здесь можно привести основную информацию об AT и поместить его Слоган, который позволит посетителю почувствовать, что он все понял про AT, и или уйти, или перейти к пересмотру деловой информации о возможностях AT.

Саму эту информацию лучше дать буклетом,чтобы можно было унести с собой и внимательно изучить на досуге. Нет неблагодарнее и утомительнее занятия, чем читать техническую информацию на стендах выставки после целого дня утомительного блуждания по одинаковым павильонам и бесконечным коридорам.

Это означает, что на этом рассказ собственно про AT можно было бы завершить и перейти к гораздо более красочному и увлекательному рассказу о WB. Но как это сделать?

Вот тут я предлагаю ответить на такой вопрос: а что на сегодняшний день является самым распространенным и действенным способом презен­таций компаний в мире компьютеров? Отвечу сам. Конечно, сайт.

Av. Tree

Сайт — это то лицо, которое компания показывает компьютерному миру и по которому ее узнают. Это значит, что если вынести на самое привлекающее внимание место первую страницу сайта компании, все, кто с ней работал, узнают это лицо, как старого знакомого. А тот, кто познакомится с компанией впервые на выставке, придя на ее сайт, впоследствии опять же узнает того, к кому пришел. И одно это узнавание стоит многого! Поэтому в качестве самого простого и исходного оформления выставочной презентации компании я показываю вам решение на основе корпоративного сайта.

Такое решение и было применено нами на выставке. Мы вынесли на лицевую панель экспозиции сайт Авалона. Точнее, его верхнюю левую часть, где дается название компании и обычно помещаются кнопки, позволяющие перейти на страницы с информацией.

П

Главная рекламная информация выносится поверх кнопок и позволяет посетителю вкратце составить себе представление о деловых качествах AT. Именно вкратце, потому что внизу ряда этих псевдо-кнопок стоит стрелка, говорящая:

«подробнее здесь»

А там лежат проспекты, позволяющие получить исчерпывающее впечатле­ние об AT как о деловом партнере и софтовой фирме. Об AT достаточно.

Урок 8. Выставка

Теперь от рассказа об AT мы переходим к рассказу о WB. Как сделать, чтобы переход был естественен и оправдан? Проблему оправданности перехода можно решить Слоганом.Помещается он вверху, даже над именем AT, то есть над сайтом. И звучать он мог бы так:

«Ну что можно рассказать даже о хорошей аутсорсинговой компании?! Чтобы показать наши возможности, мы создали WB. Лучше посмотрите, что мы делаем как разработчики, и приходите разговаривать».

Мог бы, но пока это лишь рабочая связка. Окончательно слоганы должны продумываться после создания сценария выставки и перед передачей его в работу дизайнерам.

AT
WB
Сценарий выставки как логическая задача - student2.ru
п

Вот теперь можно естественно передать сцену WB. Это уже подготовлено тем, что основой рассказа об AT взят сайт. В отношении сайтов все в компьютерном мире знают, что с одного сайта, всего лишь щелкнув по кнопке или баннеру, можно мгновенно перенестись на другой. И тот раскроется прямо на листе предыдущего. Поэтому композиция из двух сайтов, один как бы выходящий из другого,

людьми из компьютерного мира будет восприниматься, как самая естественная. Особенно если на сайте AT будет указано разворачивание сайта WB из баннера WB. Такой образ к тому же усилит ощущение связи двух компаний и даже разворачивания WB из AT.

Вот такое решение нашего пазла было предложено как исходное. И я думаю, оно, хотя и не шедевр, но может считаться своего рода классикой. Почему я так свободно говорю о классичности этого решения? А потому, что в нем использованы самые распространенные, узнаваемые и понятные всем в компьютерном мире образы. Это как бы начало, проще которого без потери смысла не придумаешь. Вот это «проще не приду­маешь» и есть признак того, что мы столкнулись с «началами», то есть исходными образами, которые лежат в самом основании мира. В данном случае, мира Интернета.

Запомните эти понятия — «Начала» и «Исходные образы», они же — первообразы. Это понятия из мира мифологии. А мифология — это наука о творении миров. Сеть — это молодой мир, но вот своей мифологии он еще не имеет. А это такой богатый рынок — мифология! Особенно для дизайна.

Теперь можно перейти к описанию экспозиции WB. Начнем с задач,которые она должна решить.

Прежде всего, WB должна помочь AT показать профессионатьные возможности, которыми он обладает. Это значит, что в дизайне WB должнозвучать: во-первых, что сделанное в WB — это сложная программистская

Часть II. Создание Выставочной Презентации

работа, на которую способна не всякая компания. Выйти с заказов

на собственную разработку — это вообще не малый уровень для софтовой

фирмы. Во-вторых, надо показать, что у WB и AT хороший менеджмент,

и это видно в том, что мы делаем сложные проекты и справляемся

со всеми их сложностями, доводя их до рынка. А это невозможно

без соответствующего профессионализма. В-третьих, нужно показать, что

мы можем выполнить много заказов, потому что у нас большая команда.

Маленькая компания не может вести сразу несколько разработок.

И последнее — все, что делает WB, относится к AT.

Начнем опять с конца, как и в предыдущей головоломке. Задачу показать связь WB и AT решают слоганы, точнее, основной слоган WB, помещаемый над сайтом.

«Когда нам не хватает заказов, мы немножко отогреваемся разработкой. Чтобы не простаивать».

Вот теперь, когда связь двух компаний обоснована, можно перейти к описанию презентации материалов WB.

Сценарий

Итак, мы сделали переход от сайта AT к сайту WB на центральном стенде выставки. Логично было бы начать рассказ о WB именно с этого места. Я специально говорю «логично было бы...», чтобы вы почувствовали, как естественно выскользнули эти слова. С психологической точки зрения, это знак того, что точно такие же мысли возникнут у зрителя при взгляде на центральный щит.

Точнее, мысль эта будет такова: Логично было бы здесь, на центральном стенде, поместить что-то такое, с чего начинается весь рассказ. То есть начало экспозиции.

Сценарий выставки как логическая задача - student2.ru

А что может быть началом рассказа? Как ни странно — оглавление, которое обычно помещают в конце книги. Но то, что я называю сейчас оглавлением, это не совсем то же самое, что оглавление книги. Это, скорее, оглавление, совмещенное с введением. Иначе говоря, введение — краткий рассказ о том, что посетитель может увидеть на этой выставке, чтобы сразу понять, стоит ли смотреть дальше.

Исходный сайт WB выполнен в виде орбиты, на которой располагаются кнопки, то есть те же названия глав или разделов сайта. Иначе говоря, сам

Урок 8. Выставка

сайт уже устроен в виде оглавления. Правда, это оглавление электронной книги, рассказывающей о компании WB. А теперь нам надо рассказать не о самой компании, а о выставке ее продукции. Значит, кнопки надо заменить. Заменить на изображения того, что делает WB и о чем хочет рассказать на этой выставке.

А рассказать WB хочет о своих проектах — уже выполненных или находящихся в разработке. Следовательно, содержанием рассказа WB являются ее проекты. Соответственно, и изображения, составляющие оглавление, должны отражать эти проекты. Ну а уж если есть задача продемонстрировать логичность всех наших построений, то располагаться эти символы проектов должны в какой-то вызывающей ощущение обоснованности последовательности. Например, открывать ряд должен тот проект, который является первым и наиболее завершенным, а завершать — тот, что фирма впервые анонсирует и тем самым прощупывает рынок.

Однако, рассказ, который мы поведем о дизайне, будет разбит на две части, поскольку у нас две стены для оформления — левая и правая по бокам от центрального щита. Это тоже необходимо учесть и использовать, чтобы усилить ощущение нашей рассудительности.

Современному человеку европейской культуры, воспитанному на чтении книг, логично начинать просмотр любых текстов, включая чисто зрительные, какими являются экспозиции выставок, начиная с левого верхнего угла. И лишь потом переходить к правой стороне.

Сценарий выставки как логическая задача - student2.ru

В таком случае, логично было бы разбить и сайт WB на две части — левую и правую, и посвятить каждую своей стене.

Соответственно, верхнее, то есть первое в оглавлении изображение, должно быть основным мотивом своей стены и узнаваться на ней с первого взгляда. Это и есть начало рассказа.

Я не случайно употребил здесь слово «рассказ». Человек всегда подсоз­нательно хочет, чтобы ему рассказывали сказку. Он вообще хочет в сказку. И это стоит использовать. Но для того, чтобы началась сказка, нужен рассказчик. Я уже говорил об этом чуть раньше. Иначе говоря, нужно живое и вызывающее симпатию лицо, пусть даже человеческое. Если оно появится прямо перед первым Символом оглавления, у посетителя сложится впечатление, что именно это лицо и ведет рассказ. Поэтому в самом верху орбиты WB мы помещаем лицо Шишка. Шишки в русской мифологии — это маленький древний волшебный народец, вроде эльфов или гномов западной мифологии. Их называли лесными или полевыми духами. Но это не лешие. Как и гномы, они часто живут под землей, в холмах или болотах, но это не гномы. Они не роют пещер, просто там

Часть II. Создание Выставочной Презентации



Сценарий выставки как логическая задача - student2.ru
 

прячутся их поселения. Как и эльфы, они водят хороводы и поют, а человек, попавший к ним, забывает о времени. В общем, присутствие Шишка — это всегда знак того, что ты соприкоснулся с иным миром и иной мудростью.

Такое существо поселилось в нашем НИИ «Дорога Домой». Его зовут Кирша. И он всегда ведет рассказ от имени «Дороги Домой». Поэтому он будет стоять в середине центрального щита нашей экспозиции. Соответственно, на левой стенке зрителя встречает то же лицо,

которое находится прямо возле того места на левой стене, с которого

надо начинать просмотр.


Сценарий выставки как логическая задача - student2.ru

Конечно, зритель сам решит, как рассматривать изображения левой стенки. Они красивые и их много, так что можно заблудиться и потеряться настолько, что может появиться ощуще­ние, что потерялся смысл его рассматривания. Поэтому нужен знак, который подскажет зрителю: смысл есть, он здесь! Не волнуйся, спокойно рассматривай то, что привлекает внимание. Как только насладишь глаза, я сразу привлеку твое внимание к нужному месту, и мы начнем рассказ о продукции WB. Этим знаком смысла и служит Шишок.

Естественно, то же самое относится и к правой стене, где лицо «Дороги Домой», Шишок Кирша, тоже обозначает смысловой центр экспозиции.

Теперь, прежде чем перейти к дизайну стен, еще несколько слов о центральном стенде. НИИ ДД разрабатывает для Softboat и WB несколько проектов, находящихся на разных уровнях готовности. Некоторые всего лишь на уровне сценариев или сценарных заявок. Но при этом все эти проекты составляют две линии развития теории дизайна интерфейсов. Одна начинается с понятия думающей комнаты(smart home), другая — детской игрушки(baby toy). Каждой линии развития теории соответствует своя стена экспозиции, но при этом мы не рассказываем подробно ни о чем, кроме двух проектов, которые предлагаем партнерам для публикации. По одному на каждой стене.

Урок 8. Выставка


Сценарий выставки как логическая задача - student2.ru

Это означает, что об остальных проектах нам достаточно намекнуть, чтобы вызвать у партнеров ощущение большого будущего нашего сотрудниче­ства. Для этого вполне может служить орбита сайта. Начинаясь сверху от Шишка, две линии развития интерфейсов сначала расходятся, а потом снова сливаются на противопо­ложном полюсе в единый образ. Какой, станет ясно в конце сценария.

Что мы хотим сказать помимо того,

что уже было сказано? То, что продукция, разработанная НИИ ДД, имеет такие отличия, которые определенно обеспечат ей свое место на рынке. Вот об этих отличиях или особенностях наших продуктов и должен говорить дизайн. Но в чем суть этих отличий? Точнее, что мы хотим о них сказать таким сжатым языком, как изображения.

Если отбросить все лишнее, то, по сути, мы хотим сказать, что наши продукты содержат в себе и скрытые возможности, о которых быстро не расскажешь, и огромный потенциал. Мы не можем показать его вам в дизайне, мы можем только намекнуть на то, что он есть.

Как это сделать средствами дизайна?

В общем-то, прием не нов и является одним из основных инструментов драматургии. Вы его уже знаете. Чтобы сказать о чем-то так, чтобы разбудить воображение человека, надо говорить не о том, не прямо. Прямой рассказ не оставляет места воображению. Рассказ не о том, иносказание, намек заставляют человека самого додумать все недосказанное. А это делает его немного творцом и немного соавтором. Соавтор — это родитель произведения, а родители любят своих детей.

Если дизайнеру удастся заставить зрителей рассматривать свое произведение, как иносказание, которое надо разгадать, то это уже сильно. Если же при этом иносказание окажется достаточно доступным для разгадки и красивым, зритель будет любить нашу вещь, как свое произведение, уже с выставки, то есть с первого взгляда. Вот это и есть задача для дизайна.

Но что значит говорить не о том в отношении программных продуктов? Покажу на примерах.

Сценарий выставки как логическая задача - student2.ru

Левая стена будет посвящена нашему Почтовому ящику. Голубиной почте, как мы его называем. Рассказывать здесь о самом мэйлоре, значит подменять рекламные и информационные буклеты. Это бессмысленно и скучно. Все равно серьезный партнер будет изучать не выставочную

Часть II. Создание Выставочной Презентации

экспозицию, а настоящую документацию, а просто зрителю техническая информация не нужна. Ему нужно зрелище и сказка.

Следовательно, здесь надо говорить о том, о чем не будет сказано в других местах. А о чем? О том, что стоит за Голубиной почтой. О мире, с которым она позволяет связаться в нечто единое и цельное.Рассказ же о мире позволит почувствовать и те закономерности, которые правят этим миром и одновременно проявляются в наших интерфейсах как простейшие образы, позволяющие иметь простое и понятное управление. То самое, что человечество тысячелетиями разрабатывало для общения с иным разумом.

Наши рекомендации