Развитие психики животных
Тема 1. Лекция 2. Эволюционное развитие психики
1. Научная психология
2. Развитие психики животных
3. Особенности психического отражения действительности.
4. Материальная основа психики
Научная психология
Существует три вида психологических знаний: научные, житейские и практические. Научными называют такие знания о психологии людей, правильность которых можно доказать, пользуясь достоверными фактами и логикой научного доказательства. Они представлены в современной научной литературе, в выступлениях ученых на различных научных собраниях.
Житейскиминазывают знания, которые научно не проверены, получены путем жизненного опыта. Их имеет каждый человек, но они недостаточно надежны и достоверны.
Практическиминазывают психологические знания, которые используются для оказания прямого психологического воздействия на самих себя и на других людей. Они могут быть научными и житейскими.
Психология как наука появилась в начале второй половины I тыс. до н.э. Психологию определяли как науку о душе, или науку о психике. Именно в это время были созданы и дошли до наших дней первые философские трактаты, где рассматривались вопросы человеческой души.
Современный уровень научного психологического знания, накопление новейших знаний началось всего лишь около 150 лет назад в трудах немецких ученых и их последователей. Задачей психологии выступило познание психических явлений (психические процессы, психические состояния и психологические свойства личности). Второй задачей психологии было выяснение связей между психикой и поведением, поиск научного объяснения поведения человека и животных. Таково современное представление о предмете психологии, которое возникло в начале XX в. и сложилось к его середине, когда психология действительно стала экспериментальной наукой, когда были сделаны первые открытия, касающиеся связи психических явлений с физическими, когда была продемонстрирована возможность измерения психических явлений. Для того чтобы психология стала признанной среди других наук, психологам XX в. пришлось обратиться к практике.
Т. о. психология имеет как бы две даты своего рождения. Одна дата относится к древности и представляет собой момент зарождения научных знаний вообще, а другая дата касается современности и характеризует возникновение науки, которая является признанной сегодня и отвечает запросам нашего времени.
В древние времена, когда еще только зарождались науки (I тыс. до н.э.) все существующее в мире не разделялось на живое и неживое. Как живому, так и неживому приписывались такие качества, как движение и температура. Эти же качества приписывались самой душе. Таким образом, душа и жизнь фактически понимались как одно и то же.
В XVII в. жизнь и душа оказались разделенными. Мир стали понимать как сложно устроенную
машину, и эта точка зрения вскоре была распространена на понимание устройства и работы живого организма. Душу как источник движения оставили за человеком и животными и объявили особой сущностью, отличающейся от биологических явлений жизни (жизнь, начиная с этого времени, стала пониматься как сложные биохимические процессы, происходящие в организме). С XVII в. возникла проблема взаимодействия души и тела (психофизической проблема). Современное решение психофизической проблемы представляет психические явления возникающими только лишь в жизни животных и человека. В растительном мире и тем более в неживой природе психических явлений нет. В то же время признается, что жизнь существует и на уровне растений.
Отрицательный ответ на вопрос о том, есть ли психика у растений, существовал почти триста лет - с XVII по XX в. Психологи отмечают ряд похожих ситуаций в поведении животных и растений.
1. Известны формы жизни, которые занимают промежуточное положение между животными и растениями. Это - вирусы. Одни ученые считают их растениями, другие животными. Если все-таки вирусы являются растениями, нервной системы у них нет, и это позволяет считать, что нет у них и психики. 2. Некоторые формы движений, совершаемых растениями, напоминают движения животных. Это - тропизмы, которые представляют собой целенаправленные реакции частей или органов растений на физические, химические и другие воздействия окружающей среды (разворот листьев растений в сторону света, прорастание корней вниз, к источнику воды, прорастание ствола вверх к источнику света),
Однако нужно помнить, что в таком поведении существуют и принципиальные различия. 1. У растений нет нервной системы - органа психики и не может быть и психики. 2. Поведение животных представляет собой активный поиск необходимых раздражителей, а растения только реагируют на то, что на них воздействует извне.
Развитие психики животных
Историческое развитие психики, насчитывающее миллионы лет эволюции, называется филогенезом. История развития психики живого существа в течение жизни от рождения до смерти называется онтогенезом.
В своих трудах известный отечественный ученый Алексей Николаевич Леонтьев предположил, что психика возникла, когда у животных появилась необходимость воспринимать и отражать в виде ощущений различные свойства окружающего мира и состояния организма, важные для сохранения и продолжения жизни. Звук или свет в определенных условиях могут стать сигналами того, что рядом с животным находится, например, хищник (который издает звук) или недалеко от животного начинается опасный для его жизни пожар. Т. о. элементарные психические явления у животных появились тогда, когда у животных возникла нервная система и когда его организм усложнился, что вызвало необходимость в поиске условий для его нормального существования.
Можно сделать вывод о том, что элементарная форма психики имеется практически у всех животных, обитающих в настоящее время на Земле. Если допустить, что много сотен миллионов лет назад простейшие живые организмы были такими же, как сейчас, то можно сделать вывод, что психика появилась, когда возникли эти организмы.
В конце XVIII - начале XIX в. из психологии выделилась и превратилась в самостоятельную отрасль психологической науки зоопсихология. К середине XX в. в трудах отечественного ученого Алексея Николаевича Леонтьева был выделен ряд стадий развития психики животных, которые можно представить следующим образом, начиная с низших и кончая высшими животными. 2
1. Стадия элементарной сенсорной психики.
На этой стадии находятся простейшие, живущие в водной среде, брюхоногие моллюски (улитки), черви, медузы и др. Самая характерная особенность психики этих живых организмов – отражение света, тепла и движения. У простейших животных нервные клетки разбросаны по всему телу. У червей нервные клетки соединены между собой, образуя цепочку.
Если насекомое попадает в паутину, паук сразу направляется к нему и опутывает его своей нитью. Оказалось, что для паука важно только то, какова вибрация паутины, которую создает насекомое. Если вибрация прекращается, то паук к насекомому перестает двигаться. Вибрация крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной к пауку заставила его обратиться в бегство.
2. Стадия перцептивной психики.
Она характеризуется наличием у животных способности отражать предметы целиком в виде образов, а также использовать жизненный опыт в решении новых задач. Здесь выделяют три уровня.
1). Животные ведут активный образ жизни, поиск необходимых для их жизни веществ и воздействий. У них хорошо развито защитное поведение. Однако эти формы поведения имеют характер инстинктов. На этом уровне находятся высшие беспозвоночные животные, рыбы, а также насекомые.
2). Второй уровень характеризуется «пониманием» связей, существующих между предметами и явлениями. Здесь отмечается активность животного, направленная на познание окружающего мира. Кроме инстинктов имеется и развитая способность к приобретению жизненного опыта. На втором уровне находятся птицы и некоторые млекопитающие.
3). Третий уровень характеризуется способностью решать задачи, находить лучший выход из сложных ситуаций, в том числе из тех, которые не встречались в прошлом опыте животного. На этом уровне развития находятся большинство хищников и млекопитающих.
Американские ученые проводили такой опыт. 1). На глазах у коровыпрятали лакомство за ширму, вместо него ей давали обычную пищу. Отвергнув ее, животное искало лакомство, поиск прекращался, когда корова находила лакомство. 2). В еще одном случае первую группу жабвскармливали капустой, а вторую - дождевыми червями. Затем перед каждой положили мох и гвозди. Жабы из первой группы набрасывались на мох, из второй — на гвозди. Т.е., биологический смысл пищи не является для земноводных постоянным
3. Стадия человекоподобного интеллекта.
Животные, находящиеся на этой стадии, способны проявлять интеллектуальные способности.(Оно часто напоминает человеческое мышление, те формы, которые наблюдаются у детей до 3-летнего возраста). На данной стадии животные способны изготавливать и использовать элементарные орудия. Для них характерна развитая система общения и свой внутривидовой
язык. Они способны понимать жесты и мимику человека и общаться на этом уровне с людьми. Животные могут сообществами, внутри которых существует определенная система отношений. К этой стадии относятся собаки, обезьяны, дельфины.
1).Обезьяна по кличке Султан, находилась в клетке, к потолку которой подвешивали банан. Султан вначале пытался достать банан, но безуспешно. Затем обезьяна придвинула ящик под висящий банан и вновь попыталась дотянуться до него. Через какое-то время, сильно оттолкнувшись, Султан изловчился и сорвал плод.
2). В другом случае обезьяна находилась в клетке, в которой лежала палка. За клеткой находился плод. Достать рукой его не удавалось. Тогда обезьяна взяла рукой палку и ею через прутья клетки дотянулась до приманки, придвинула ее к себе.
3). В Сухумском питомнике вожак обезьян сидел поодаль и наблюдал за всем стадом. Некоторые обезьяны добывали еду попрошайничеством. Как только их добыча превышала допустимые нормы, вожак мгновенно оказывался рядом и ее отнимал.
4). В одной из телепередач приматолог рассказывала о своих наблюдениях за обезьянами. По ее словам, если стадо меняет местожительство, то вожак распределяет между членами обязанности: кто что несет, кто за кем смотрит, чтобы не отстал, резвясь.
5). Дельфины: умны, почти как люди. Мозг некоторых дельфинов больше человеческого. Не обладают ли они скрытыми сверхспособностями? Ученые уверяют, что обладают. Большой мозг нужен дельфинам для того, чтобы запоминать очертания береговых линий и ориентироваться. Он - своеобразное хранилище информации, нечто вроде жесткого диска в компьютере.