П. Делает предложения и инициирует действия
■Ф- Просит о внимании или чтобы его заметили.
<- Просит об информации и фактах. <- Анализирует ситуацию, интерпретирует. <■ Просит о выражении чувств или мнений. •Ф- Предлагает свои действия. ■Ф- Предлагает действия для других. •Ф- Поддерживает или поясняет свое предложение. ■Ф- Защищает свои предложения.
■Ф- Инициирует включение в задачу действий, которые возобновляются или продолжаются.
♦ Поддерживает предложения другого.
■О- Соглашается или одобряет (голосует «за»). •Ф- Информирует.
♦ Имеет представление в связи с чем-то. ■Ф- Общая дискуссия о задаче.
•Ф- Выражает мнение.
III. Противоречит и аргументирует (определенному значению).■Ф- Отклоняет или скептичен.
■Ф- Возражает другому.
•Ф- Противоречит другому горячо (вспыльчив).
<~ Грубит и принижает других.
■Ф- Дерзит, держит себя заносчиво.
IV. Берет на себя руководящую роль в процессе действий. ■Ф- Информирует об осуществлении действия.
■Ф- Хвалит, рекомендует, вознаграждает. •Ф- Желает, чтобы нечто сделали. ■Ф- Просит о помощи другим. •Ф- Просит о помощи себе, •ф- Интегрирует группу.
V. Принимаетподчиненную рольв процессе решения задачи.■Ф- Следует предложениям и указаниям.
•Ф- Предлагает свою помощь, помогает.
•> Делает что-то вслед за другими.
•Ф- Просит разрешения.
■Ф- Работает вместе с другими.
■Ф- Отвечает на вопросы.
■Ф- Выполняет несложную работу вместе с другими.
■Ф- Выполняет несложную работу (один).
•Ф- Помогает (пассивно).
VI. Нерезультативное и непродуктивное поведение при решении задачи.
■Ф- Инициирует действия, которые не возобновляются и не продолжаются.
■Ф- Нерезультативная вербальная перебранка. ■Ф- Слушает, ничего не выражая, безучастно.
VII. Различное.
■Ф- Стоит рядом и ничего не делает.
•ф- Работает с активностью, которая ничего не дает для решения групповой задачи. ■Ф- Участвует в болтовне во время работы.
Основные диагностические классы: IV (принятие руководящей роли) и V (принятие подчиненной роли). Остальные классы категорий демонстрируют форму и стилистические особенности принятия той или иной роли.
Биографические методы.К биографическим методам, получившим достаточно широкое распространение в прикладных разработках, относятся биографические опросники и методы критических жизненных событий.
Биографические опросники относятся к числу старейших методов отбора персонала. Впервые они были применены в США в 1894 г. для отбора страховых агентов. В практике отбора менеджеров активно применяются начиная с 50-х гг. XX в.
Основной принцип построения биографических опросников — поиск биографических данных как предикторов профессиональной успешности. События жизненного пути личности, характерные черты поведения и установки в различных ситуациях в прошлом рассматриваются с точки зрения их связи с профессиональной успешностью в будущем. Эвристической основой для построения опросников при этом служат два приема: анализ деятельности с целью выделения характерных ситуаций и черт успешного профессионального поведения, поиск сходных ситуаций и черт на отрезках жизненного пути, предшествующих выполнению деятельности, пригодность для которой оценивается.
При этом содержание опросника охватывает не только профессиональную, но и все остальные жизненные сферы личности. В остальном биографический опросник конструируется так же, как и обычный личностный тест, с использованием таких же психометрических процедур. Таким образом, основной принцип построения биографических опросников — изоморфность ситуаций и поведения испытуемого в прошлом и будущем.
С этим связана некоторая эклектичность биографических опросников, включающих в себя весьма разнородные с психологической точки зрения данные. Это отличает их от личностных опросников, в основу которых положена более или менее последовательная концепция личности (индуктивно-дедуктивный подход по Р. Кэттелу). В этой связи известный систематик методов психодиагностики Р. Егер говорил, что личностный опросник больше тестирует (испытывает), а биографический — инвентаризирует.
Таким образом, для построения биографического опросника необходимо «инвентаризировать» биографические данные, описывающие жизненный путь личности в условиях определенной культуры, а затем эмпирически выделить из них данные, связанные с успешностью деятельности, и определить их факторную структуру.
Существенной трудностью при этом является наличие не только культураль-ных различий, затрудняющих перевод и адаптацию биографических опросников, но и различий между когортами. Когорта — это популяция лиц с близкими годами
рождения. Поскольку свой жизненный путь представители различных когорт проходят в разных культурно-исторических, эпохальных условиях, у них могут резко различаться и состав, и предикторная значимость биографических данных. Особенно это характерно для нынешней России, в которой представители разных когорт развивались в достаточно сильно отличающихся условиях, и состав нормативных для каждой когорты событий оказывается совершенно разным.
Несмотря на существование культуральных различий, по результатам биографических исследований менеджеров были выделены общие для различных культур биографические факторы: вертикальная профессиональная мобильность за счет хорошего образования, реалистические ориентации, адекватное восприятие собственных способностей в абстрактных областях, позитивные установки по отношению к семье, самостоятельность, ответственность, ориентация на профессиональные задачи, социальная активность в межличностных отношениях, конформное (без конфликтов) приобретение успеха, зрелость, психическая и интеллектуальная результативность. Таким образом, есть основание предполагать наличие общих особенностей жизненного пути успешных менеджеров, перекрывающих частично даже влияние культурных различий.
Ниже приводится сводка биографических данных как предикторов профессиональной успешности менеджеров по результатам исследований, проведенных в США и Западной Европе. Данные систематизированы в соответствии с основными видами профессиональных требований к менеджеру.
1. Область функциональных требований:
•> мотивационные и волевые качества: степень мотивации достижений; конкретные карьерные цели уже при вступлении в профессию; укрепление позиций независимо от любого начальника; активное участие в определении собственных задач; стремление к власти, автономии и статусу; степень идентификации себя с предпринимателем; эмоциональная независимость от окружающих; планирование своего времени;
•Ф- коммуникативные качества: социальная активность и активность в межличностных отношениях; семейные ситуации, установка на семью (при первом контакте с интервьюируемым не используется); трудности в восприятии и понимании других людей; поведение при контакте; кооперация; интеграция; убеждение; эмоциональная стабильность; гибкость; уверенность в себе в интерактивных ситуациях; лидерское поведение в различные возрастные периоды; поведение в конфликте;
♦ интеллектуальные качества: восприятие собственных способностей в абстрактных областях; установки по отношению к профессиональным задачам; интеллектуальная результативность (устойчивость к нагрузкам интеллектуального характера); креативность; широта интересов; темпы обучения.
2. Область квалификационных требований:
■Ф- профессиональная подготовка: образование; повышение квалификации; самообразование; установки по отношению к образованию;
■О- опыт: в предметной области; коммуникативный; управленческий;
•Ф- социализация: пребывание в организациях различного типа; сроки работы на управленческих должностях; зрелость; реалистичность ориентации; позитивная — негативная карьерная мотивация, тип карьерной мотивации; вер-
тикальная мобильность (темпы карьеры); актуальная стадия профессиональной карьеры.
3. Область организационных требований:ориентация на персонал; ориентация на задачу; представления о мотивации персонала; имплицитная концепция руководства; горизонтальная мобильность (смена мест работы), лояльность; мотивация работы в организации; представления о целях организации.
4. Личностные и общетрудовые качества:склонность к риску; устойчивость к стрессу; активность; инициативность; устойчивость к нагрузкам; продуктивность; состояние здоровья; занятия спортом; увлечения; вредные привычки. Вторая разновидность биографических методов — метод критических жизненных событий.Критическое жизненное событие (КЖС) — это событие на жизненном пути личности, которое характеризуется изменением жизненной ситуации личности и соответствующим приспособлением. КЖС — это стадия неравновесия, неконгруэнтности между личностью и окружающей средой, тот случай, когда для какой-то ситуации у индивидуума нет готовой программы поведения. Непосредственное переживание КЖС сопровождается сильными аффективными реакциями. Спектр КЖС охватывает широкий круг событий — от личностной катастрофы до обыденных случаев, которые, тем не менее, приобретают для личности особую значимость.
Поскольку приспособление к критической ситуации предполагает изменение программ поведения и установок личности, считается, что КЖС является естественной интервенцией в развитие личности, или своего рода жизненным экспериментом.
Возможны два варианта использования метода критических жизненных событий.
Первый — развернутый качественный анализ критических жизненных событий испытуемого. Пример схемы такого анализа дан С. Филиппом.
1. Предыстория события (прошлые взаимодействия с КЖС): качество и баланс преодоления КЖС в прошлом, формы антиципаторной социализации (студенческая практика может рассматриваться как форма антиципаторной социализации по отношению к будущей профессиональной деятельности).
2. Условия, влияющие на интерпретацию события как КЖС: индивидуальные особенности (возраст, пол, состояние здоровья, цели и мотивы действий, перспективы, когнитивная структурированность, знания относительно события, чувство «Я», локус контроля), особенности контекста события (эпохальные черты, черты политической системы, широта экологического поля, сеть социальных отношений, материальные и финансовые ресурсы, семейная среда).
3. Черты самого КЖС: объективные и объективированные (временные рамки, временная структура события, локализация в жизненном пространстве, интерференция с другими КЖС, широта воздействия, универсальность и нормативность, степень психической нагрузки, валентность, объективная контролируемость, предсказуемость), субъективные (желательность, значение, представление о контролируемости, степень воздействия, вызовы, угрозы, сходство с другими КЖС).
4. Черты взаимодействия с КЖС: инструментальная активность, направленная на среду («наступление»), инструментальная активность, направленная на себя (принятие лекарств, поиск чьих-то советов и т. д.), когнитивная активность, на-
правленная на КЖС (например, смыслообразование), когнитивная активность, направленная на себя (например, рефлексия для разблокирования мышления в тупиковой ситуации), общее торможение или повышение активности.
5. Эффекты КЖС: личностные эффекты (ухудшение здоровья, разочарование, экстернализация контроля, повышение значимости «Я», расширение поведенческого репертуара, стабилизация установок, переформулирование целей деятельности), интеракционные эффекты (реорганизация окружающей персону среды: равновесие, неконгруэнтность, многостороннее приспособление или неприспособленность). Изменение среды, контекста жизни (уменьшение доходов, уменьшение частоты контактов с близкими людьми, изменение социального статуса, изменение круга друзей, сужение предмета для контактов).
Второй вариант метода КЖС — формализованный и иногда стандартизованный. Существует большое количество вариантов формализованного метода КЖС — например, только в одном обзоре В. Браукманна и С. Филиппа упоминается 21 методика различных авторов. В России существуют два варианта формализованного метода КЖС — каузометрия А. А. Кроника и методика психологической автобиографии Е. Ю. Коржовой.
Основной принцип построения формализованных методов КЖС прост: составленный разработчиком или испытуемым список жизненных событий оценивается испытуемым по набору оценочных критериев (частота, степень или вес жизненных изменений, желательность, аффективное значение, тематическая принадлежность события, временные характеристики). По полученным оценкам затем определяются характер и степень воздействия жизненных событий, изменения в уровне приспособленности испытуемого или строится событийная реконструкция жизненного пути личности (каузограмма А. А. Кроника, кубическая модель истории жизни В. Браукманна и С. Филиппа).
В течение 17 лет проводились исследования менеджеров с помощью метода КЖС. Вначале список из 43 событий оценивался менеджерами с точки зрения воздействия на жизненные изменения. Оказалось, что неуспешные менеджеры обнаруживают большую подверженность воздействию КЖС: тяжесть воздействия отдельных КЖС и само число жизненных событий, приобретающих статус критических, у них оказалось существенно большим, чем у успешных менеджеров. Дополнительное исследование показало, что неуспешные менеджеры обнаруживают большое число симптомов стресса: сердечные заболевания, нарушения сердечного ритма, кровяного давления, симптомы астмы и т. д. — всего 21 стрессогенное нарушение.
Скорректированный для менеджеров список значимых жизненных событий изменился и оказался в целом более коротким, чем в исходном варианте, он включает 30 событий (например, смерть брачного партнера, отделение от родителей, смена места работы, изменение ответственности и т. д.). Исследование интерпретации КЖС и мотивации их преодоления позволило выделить 12 измерений жизненного стиля, которые проявляются в действиях, руководстве и жизни в целом. В число этих измерений вошли: человечность, присоединение, согласие, конвеицио-нальность, зависимость, отклоняющееся поведение, оппозиция, власть, соревнование, стремление к улучшениям, достижения, самореализация. Для успешных менеджеров наивысшие значения имеют самореализация, достижения, человечность, самые низкие значения — отклонение, зависимость, оппозиция.
Таким образом, на протяжении всей жизни менеджера в различных ее сферах обнаруживается общий жизненный стиль.
Литература
Базаров Т. Ю., Беков X. А., Аксенова Е. А. Методы оценки персонала государственных и коммерческих структур. М., 1995.
ИванцевичД. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом, М., 1993.
Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М, 1992.
Науман Э. Принять решение — но как? / Пер. с англ. М., 1987.
Поляков В. А. Технология карьеры. М, 1995.
Глава 12