Понятие возраста в психологии
Понятие возраста или возрастная стадия развития является одним из сложных и базовых понятий для возрастной психологии. Исходя из него дается характеристика каждой из возрастных стадий в психическом развитии, определяются ее границы и последовательность возрастных стадий в целостном жизненном пути человека.
В категории возраста выделяются следующие аспекты:
1) паспортный (хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (годах, месяцах и т.п.), характеризующих отрезок жизни, прожитый человеком от рождения;
2) биологический возраст отражает биологическое развитие человека, в том числе состояние его здоровья;
3) социальный возрастхарактеризует социальную зрелость человека, те социальные роли, которые он выполняет и с которыми он справляется;
4) психологический возраст характеризует особенности психического развития человека на той или иной возрастной стадии.
Перечисленные аспекты могут у одного и того же человека как совпадать, так и значительно отличаться. Другими словами, паспортный возраст у человека может быть одним, а биологический может или опережать его или отставать от него. Тоже самое можно сказать и о социальном возрасте человека. Социальная зрелость человека, выполняемые им социальные роли, могут существенно отличаться как в ту, так и в другую сторону от паспортного возраста.
Психологический возраст как категория возрастной психологии подробно рассматривается в психологических исследованиях. При этом, раскрывается его структура и составляющие; новообразования, характеризующие каждый возрастной этап; социальная ситуация развития.
Проблема психологического возраста глубоко исследовалась в работах Л.С. Выготского, в частности в его труде «Детская психология» в главе «Проблема возраста». Выготский указывает, что возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении. Законами изменения этого целого определяется движение каждой его части. Другими словами, в психическом развитии на каждом возрастном этапе выделяют центральные и побочные линии развития. При переходе от одной возрастной ступени к другой перестраивается вся структура возраста, то что было центральным в предыдущем возрасте, в настоящем возрасте может стать побочным.
Основным критерием деления детского развития на отдельные возрастные этапы для Л.С. Выготского служат новообразования, возникающие в психике ребенка на данном возрастном этапе. Под возрастными новообразованиями, указывает Л.С. Выготский, следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и в основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Становление возрастных новообразований в стабильные и критические периоды в психическом развитии ребенка происходят, по мнению Л.С. Выготского, различно. В относительно устойчивые, или стабильные периоды развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного передела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими стабильными периодами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства.
В критические периоды на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) происходят резкие капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. В эти периоды, как было сказано ранее, имеют место инволюционные процессы. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный критический период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.
К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л.С. Выготский предлагает называть социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития обуславливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические новообразования, возникающие к его концу. При этом каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для данного этапа тенденций развития. Иными словами, возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности.
Возраст, как неоднократно указывал Л.С. Выготский, - объективная категория, а не условная произвольно выбранная и фиктивная величина. Поэтому вехи, разграничивающие возраст, могут быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно и единственно в тех, в которых объективно заканчивается один и берет начало другой возраст. Поэтому, в психологическую характеристику возраста, которая в дальнейшем будет даваться для различных этапов развития психики ребенка необходимо включать описание социальной ситуации развития в этом возрасте и характеристику новообразований в личности ребенка данного возраста.