Развитие психологических знаний в рамках учений о душе

В.Н. ПОМОГАЙБИН

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ:

ЛИЦА,

ВЗГЛЯДЫ,

КОНЦЕПЦИИ

Москва

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор А.Я.Анцупов,

кандидат психологических наук, доцент Ю.В.Ткаченко,

кандидат психологических наук А.Л.Акулич.

ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы обрести способность к психологическому познанию далеко недостаточно испытывать к нему интерес, что тоже очень важно. Необходимо, окунувшись в неисчерпаемый океан психологической мысли, почувствовать его своеобразие, особенности, направленность, обусловленность и характер развития. Этот "мир психологии" формировался в течении тысячелетий и поэтому процесс его становления носит далеко не случайный, а закономерный характер, основанный на факторах всех сфер жизнедеятельности человечества: от совершенствования общественно-экономических отношений до процесса развития собственно психологического знания. Этот мир имеет довольно сложный для начального восприятия язык, свою систему закономерностей, принципов, категорий и понятий, включает в себя огромную совокупность идей, выдвинутых мыслителями различных времен и народов.

Далеко не каждому под силу сориентироваться в этом безбрежном мире. Необходимо средство - "компас", который бы помог ознакомиться с психологическими теориями, концепциями, идеями прошлого и современности, выделить в них наиболее ценное для теоретической и практической деятельности. Таким теоретико-методологическим средством служит история психологии – наука о закономерностях развития психологического знания на различных этапах эволюции человечества.

На сегодняшний день психология - огромный мир знаний, включающий более сотни отраслей. Она "и очень старая, и совсем молодая наука, … имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем" (С.Л.Рубинштейн). Истории психологии в этой системе психологического знания принадлежит особая роль: она отвечает на вопрос, как развивалась эта система? Данное обстоятельство позволяет определить место истории психологии. Во-первых, это - введение в психологию - психологическая пропедевтика; во-вторых, это - теоретико-методологическая основа деятельности психолога любого уровня. Ибо, не определившись в мировозренческих установках и характерной для нее системе познавательных и регулирующих средств, невозможно построение психологического познания и практики в научных рамках.

Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах. К таковым следует отнести:

сбор, обработку, систематизацию, обобщение психологических идей прошлого и современности, установление их источников;

выявление закономерностей и зависимостей развития психологического знания, прогнозирование на их основе возможных путей его эволюции. Ответ на вопрос: почему психологические концепции развивались в определенном направлении?;

проведение науковедческих изысканий, формирование информационной базы теоретико-методологического обеспечения современного решения и разработки проблем психологии, закрытие ее "белых пятен";

создание картины поступательного развития психологической мысли, а не только "поля брани психологических идей". Выявление критериев теоретической и практической значимости психологических концепций, обеспечение возможности ориентации и учета уроков в эволюции психологического знания.

Созвучной в этой связи представляется позиция выдающегося отечественного психолога Б.М.Теплова: "Одна из самых актуальных для современной науки задач истории психологии заключается в том, чтобы в психологии оставалось возможно меньше проблем, в которых легче открыть Америку, чем узнать, что она уже открыта".

История психологии обладает всеми принятыми на сегодняшний день признаками науки (хотя, как известно, вариантов построения научных систем достаточно много). Так, объектом истории психологии выступает психологическое знание. Предметом истории психологии являются закономерности и тенденции процесса эволюции психологического знания. История психологии имеет свой, отличный от других наук язык, выраженный в системе категорий и понятий, например: генезис психологических идей; становление, развитие, эволюция и оформление психологического знания; периодизация психолологии; критерии ценности и научности психологических идей; эвристичность психологической концепции; психологические школы, течения и направления; и т.д. Во многом категориально-понятийные аппараты психологии и ее истории взаимно "перекрываются", "пересекаются" и невозможны один без другого, что свидетельствует об их тесной связи, ибо изучение науки о психике и сознании (как и любой другой области знания) невозможно без ее ретроспективного контекста.

В качестве научных признаков науки у истории психологии можно выделить общие, особенные и частные закономерности. К общим закономерностям, присущим всему процессу развития психологического знания, следует отнести: дифференциацию психологического знания и его поступательное развитие; противодействие материалистических и идеалистических направлений в рамках психологических учений; зависимость эволюции психологического знания от экономических факторов, социально-политических условий, уровня и образа жизни народов и наций, состояния их культуры, естественнонаучных открытий, развитости рациональных и эмпирических средств познания психических явлений и сознания, личностного фактора и т.д. К особенным закономерностям истории психологии следует отнести таковые, присущие отдельным эпохам и регионам (например, эпохи средневековья или эволюции психологической мысли на Европейском континенте). Частные закономерности характеризуют развитие психологической науки в конкретных странах и периодах (например, становления психологии в России, развития немецкой или французской психологии в XIX веке).

Эволюция психологического знания (как и всех известных наук) происходила сменой парадигм - общепринятых образцов научной практики, совокупности единственно возможных идей в конкретный исторический период (Т. Кун). В истории психологии известны парадигмы, выступившие в различных формах детерминизма (стихийного, атомистического, механистического, биологического и т.д.), эмпиризма, ассоцианизма, эволюционизма, функционализма, гуманизма и т.д. Эти и другие парадигмы родились из решения учеными, мыслителями, исследователями поистине вечных диад - противоспоставлений: "сознание - материя", "тело - душа", "мозг - душа", "внешнее - внутреннее", "биологическое - социальное", "сознательное - подсознательное", "сознательное - бессознательное", "деятельность - сознание", "действие - слово", "значение - смысл" и т.д. Попытки решения этих диад породили в истории психологии ее ведущие – поистине "вечные проблемы", решаемые всеми поколениями мыслителей и ученых: психофизическую, психобиологическую, психофизиологическую, психосоциальную, психосоматическую, психогенетическую, психохимическую и т.д.

В связи с разнообразием форм представления психологии в системе научного знания в различные эпохи (от наскальных рисунков до многотомных трудов и наработок на ЭВМ) совокупности методов историко-психологических исследований присущ междисциплинарный характер. Методы истории психологии выражены предметным, сравнительным и критическим анализом, теоретической реконструкцией, сопоставлением, усложнением и наращиванием психологических знаний, составлением структурно-логических и динамических схем и моделей, привязкой процесса эволюции психологического знания к хронологии, персоналиям и конкретным событиям, ретроспективным воспроизведением научных концепций и идей различных времен и народов.

Система методов любой области знаний, в том числе истории психологии, определяется наличием реального фактического материала, с которым "работает" наука - ее источников. В широком смысле к ним можно отнести духовную и материальную культуру человеческой цивилизации. Конкретными источниками истории психологии являются тексты - труды историков, философов, естествоиспытателей, психологов, других авторов; события и конкретно-историческая обстановка, как следствие уровня психологического знания и научного образа мысли прошлого; анализ действий людей и групп в различные эпохи, способов решения социально-психологических проблем на личностном и групповом уровнях; психологические стереотипы и результаты самопознания (как люди познавали, понимали и представляли себя) и т.д. Таким образом, источниками истории психологии являются все доступные исследованию результаты деятельности человечества, отражающие исторический процесс накопления психологических знаний, все известные достижения нашей цивилизации, напрямую или опосредованно влияющие на развитие и становление науки психологии.

Определение некоторых методологических позиций позволяет определить значение истории психологии, заключающееся в нескольких уровнях:

во-первых, мировоззренческом (знание процесса эволюции науки о психическом и сознании имеет фундаментальное значение для начинающих или опытных психологов любого уровня, обусловливает арсенал их познавательных и практических средств);

во-вторых, личностном (восприятие себя через историческое понимание психики и сознания - фактор зрелости личности, а для психолога - это условие формирования способности изучать и понимать людей, помогать разрешению их психологических проблем);

в-третьих, общенаучном (имеет принципиальное значение для других, как гуманитарных, так и естественных наук: без истории психологии они бедны и беспредметны, ибо, начиная с Древнего мира все рациональные попытки человека объяснить себя и свое место в окружающем мире изначально психологичны);

в-четвертых, собственно психологическом. Для психологической науки ее история - это память науки, без которой неизбежны ошибки и заблуждения. Для становления психолога знание истории психологии – это показатель его культуры, профессионального кругозора и исходной научной базы: без знания как развивались представления о психике и сознании понимание их сущности невозможно.

Изучение истории психологии возможно двумя путями. Первый – это обращение к первоисточникам (монографии, хрестоматии и сборники оригинальных текстов дают для его реализации достаточные основания). Второй – знакомство с процессом эволюции психологической мысли по комментариям, учебникам и пособиям, что дает возможность в ограниченное время оперативно черпать знания из «вторых», а то и «третьих рук». Но как бы эти «руки» ни были чисты и талантливы, ничто не может заменить в историко-психологическом познании общения с оригинальными сочинениями – первоисточниками.

В этой связи, основной целью предлагаемой читателю работы является не только конспективное отражение процесса эволюции психологического знания от античности до XX века, но и определение возможных направлений его исследования по дошедшим до нас первоисточникам. Поэтому чтение пособия рекомендуется осуществлять параллельно с изучением оригиналов – трудов выдающихся мыслителей и ученых различных времен и народов.

Опираясь на первоисточники, а также результаты исследований отечественных ученых по истории психологии, автор применил персоналистско-хронологический подход отражения процесса развития психологических идей, концепций и теорий. В этой связи, следует отметить, что выполненная работа хрестоматийна и является синтезом в основном знакомых читателю представлений о формировании психологического знания. Особое внимание автор уделил изложению и развитию взглядов и подходов на проблемы истории психологии, изложенные в трудах Л.И.Анциферовой, А.Н.Ждан, А.П.Петровского, Е.Е.Соколовой и М.Г.Ярошевского.

Очерки-обзоры характеризуют содержание и вклад представителей различных эпох и народов в формирование психологии как науки, намечают некоторые возможные направления исследования путей развития ее школ и теорий. Не прибегая к обширному аппарату ссылок и примечаний, что затруднило бы восприятие излагаемого материала, внимание читателя сконцентрировано на процессах становления и развития, а также содержании взглядов и концепций конкретных мыслителей, ученых и школ психологии.

Пособие предназначено для начинающих изучение курса истории психологии, всех интересующихся процессом становления и развития психологического знания.

Раздел 1

развитие психологических знаний в рамках учений о душе

Содержание

Античная психология. Предпосылки возникновения античных представлений о душе. Зарождение психологических идей в Древней Греции. Развитие психологического знания в период расцвета Древней Греции. Психологические взгляды Платона и Аристотеля. Эволюция психологических учений в периоды эллинизма и Древнего Рима. Значение вклада античных ученых в становление мировой психологической науки.

Психологические взгляды мыслителей средневековья. Социокультурные и научные предпосылки развития психологической мысли арабского Востока и Западной Европы в средние века. Развитие психологических идей восточного мира в средние века. Эволюция психологического знания феодальной Европы. Психологическая мысль в эпоху Возрождения. Научное значение и особенности психологических воззрений периода средневековья.

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной протонауки.

В свою очередь, установившийся контакт предполагал не просто заимствование, а развитие плодотворных идей. При этом гениальные “ученики” довольно быстро по историческим меркам превзошли своих учителей. Именно “греческому чуду” (Э. Ренан) с его специфической интеллектуальной отвагой предстояло найти такую форму спекулятивной мысли, которая полностью преодолела бы восточный миф.

Исходным принципом толкования психологических проблем в античности явилась попытка объяснения окружающего мира из присущих ему законов. Знание о душе формировалось в зависимости от эволюции мышления - укрепления инвариантного подхода к наблюдаемым психическим процессам: опосредования их как естественно-природными факторами, так и божественными причинами. Ограниченность средств познания психических явлений отражалась в потенциях их объяснения. Это, в свою очередь, порождало не только жестко детерминистские концепции души, но и “очищенные” от опытной практики умозрительные теории, сыгравшие значительную роль в становлении психологического знания. На данные обстоятельства существенный нравственный отпечаток накладывали отношения неравенства людей в развивающихся рабовладельческих полисах, что придавало некоторым психологическим взглядам ярко выраженную социально-этическую направленность.

Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин в совокупности с противоречивыми попытками презрения к “земной” деятельности и личности, с одной стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности античной психологии. Но, вместе с тем, они явились грандиозной попыткой построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира, что является для современной психологической науки ключом к пониманию своего образа и предназначения.

Психологические взгляды античности дают основания утверждать, что древние греки первыми интуитивно реализовали принцип дополнительности (сформулированный в XX веке У.Джеймсом) в объяснении душевных явлений. Благодаря этому принципу психическое с различной степенью адекватности отражалось в античной науке путем одновременного соположения, казалось бы, противоречащих друг другу понятий и образов. Возможность, а порой и необходимость использования различных способов описания и объяснения явлений сознания сегодня уже не подлежит сомнению.

Знакомство с научными взглядами античности убеждает нас и в том, что основные парадигмы, школы и направления психологии в различных формах были рождены именно в Древней Греции. Конечно, было бы преувеличением утверждать приоритет конкретного мыслителя и его учения в формировании современных школ психологии по типу суждений: интроспективный метод впервые обозначен Сократом, а психофизиологическая проблема поставлена Аристотелем. Это было бы механической экстраполяцией и в то же время недооценкой глубины и значимости интеллектуальных достижений древних греков для современной психологии. Мир античной мысли “не ставил” и “не мог поставить” перед собой такие цели. Вместе с тем игнорировать очевидную связь психологических идей античного мира с современными направлениями психологии мы не можем. Тем более знание процесса возникновения и эволюции этих идей позволяет понимать и разрешать современные психологические проблемы.

Античные психологические взгляды отражены довольно широким кругом теоретических концепций и представлены не меньшим спектром школ и ученых. Данное обстоятельство не позволяет отразить все многообразие психологического знания древнегреческого мира: такая задача по своей сути была бы абсурдной. Но даже описание концепций представленных в пособии авторов, их научного поиска, наследия и вклада в развитие учения о душе убеждает в безбрежности и актуальности для нашего времени античной мысли.

Наши рекомендации