Кинестезические ощущения слепых
Кинестезическими или мышечно-суставными, называются ощущения, возникающие в мозгу при поступлении сигналов от рабочих двигательных органов. Эти ощущения отражают скорость и точность перемещений тела в пространстве, трудовых движений, работы речедвигательного аппарата и т.д. Кроме положения частей тела, кинестезические ощущения отражают пространственные признаки - расстояние и направление, временные - длительность и скорость, механические свойства объектов - твердость, упругость, вес.
Мыщечно-суставные ощущения есть результат раздражения чувствительных нервных окончаний, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах, физиологической основой кинестезических ощущений являются нервные процессы, возникающие при воздействии раздражителей на двигательный анализатор.
Значение двигательного анализатора в познавательной и трудовой деятельности человека очень велико. Он играет ведущую роль в процессах отражения пространственных, физических и временных свойств объективного мира. Впервые роль двигательного анализатора была раскрыта И.М. Сеченовым, назвавшим его наиболее дробным анализатором времени и пространства.
Деятельность двигательного анализатора у человека становится ведущей уже на первых этапах жизни. Однако при нормальном функционировании зрения у человека формируется зрительно-моторная координация, сущность которой заключается в том, что все его движения и действия протекают под зрительным контролем. Абсолютная или частичная слепота в той или иной мере нарушает либо делает невозможным зрительный контроль. Это компенсируется тем, что в процессе деятельности работа двигательного анализатора становится настолько точной и дифференцированной, что может протекать без зрительного контроля. Примером тому является не только трудовая и познавательная деятельность слепых, (стр. 163) но и некоторые виды профессиональной деятельности нормально видящих, во время выполнения которых формируется автоматизм двигательных навыков и действия производятся без зрительного контроля, как бы “вслепую” (игра на музыкальных инструментах, работа машинисток, вязальщиц и т.п.). Возможность замещения деятельности зрительного анализатора двигательным отмечал еще И.М. Сеченов, который писал: “Идет ли речь о контурах и величине или об удалении и относительном расположении предметов, двигательные реакции глаз при смотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу: и там и здесь определителем являются показания мышечного чувства, сопровождающие двигательные реакции восприятия впечатлений”. (Сяченов И.М. Осязание как чувство, соответствующее зрению // Изданные философские и психологические произведения. ~ М.. 1947. С. 555.)
Мыщечно-суставные ощущения человека характеризуются высоким уровнем чувствительности. Пороги ее настолько низки, что для измерения абсолютной мышечно-суставной чувствительности пока еще не выработано достаточно точных методов. Очень низки и различительные пороги. Так, для ощущения тяжести различение возникает при изменении груза на 1/40 исходного веса, а для различения протяженности (длины) необходимо изменение первоначального размера на 1/45.
В процессе деятельности мышечно-суставная чувствительность повышается, причем наибольший эффект сенсибилизации дают трудовая деятельность и занятия спортом (например, при активных занятиях лыжами этот вид чувствительности повышается в 1,5-2 раза).
Включение слепых в различные виды деятельности активизирует работу двигательного анализатора, причем отсутствие или серьезные нарушения функций зрения ведут к увеличению удельного веса мышечно-суставных ощущений в структуре чувственного отражения. Широкое участие данного вида чувствительности в пространственной ориентировке, формировании бытовых и трудовых навыков, овладении умениями в познавательной деятельности при дефектах зрения закономерно дает эффект сенсибилизации.
Однако чувствительность кинестезического анализатора при врожденной или рано приобретенной слепоте не достигает уровня нормы. Обнаруженные более высокие по сравнению с нормой различительные пороги мышечно-суставной чувствительности слепых (стр. 164) обусловлены тем, что при слепоте двигательный анализатор мало или вообще не подвергается влияниям со стороны зрительного, способствующего уточнению сигналов от проприорецепторов.
Называя мышечные ощущения дробным измерителем пространства, И.М. Сеченов указывал на возникновение линейных мер из размеров и движений частей человеческого тела. Их происхождение отражено в наименованиях старых линейных мер - локоть, пядь, четверть. “В обычных условиях, - пишет М.И. Земцона, - эти сложившиеся исторические функции мало используются. При отсутствии зрения человек начинает широко пользоваться длиной руки, размером кисти, как мерками при определении пространственных отношении”1. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. - М., 1956. С. 103. Используются слепыми как линейные мерки и другие части тела. Особенно большое значение для слепых имеет шаг как измеритель расстояний при ориентировке в большом пространстве. Мыщечно-суставные ощущения, возникающие при ходьбе, являются для слепых наиболее существенными показателями пройденного расстояния.
Кинестезические ощущения при дефектах зрения лежат также в основе восприятия форм и величины предметов. По степени мышечного напряжения, взаимоположению рук или пальцев руки и их движениям слепой получает представление о предметах и в последующем опознает их как воспринимавшиеся ранее.
Наиболее широко мышечно-суставные ощущения используются в процессе трудовой деятельности, при выполнении рабочих движений. Многообразие этих ощущений, их высокая точность, дифференцированность и осознанность присущи и нормально видящим, однако полная или частичная слепота требуют еще большего участия двигательного анализатора в процессе выполнения трудовых операций и выдвигают его на первый план. У тотально слепых и частичнозрячих двигательный анализатор одновременно выполняет и рабочие функции, и функции контроля. Естественно, что подобная активизация деятельности повышает кинестезическую чувствительность.
Особенно заметно повышается чувствительность рук слепых, Проявляющаяся в увеличении точности и расширении сферы их движений. Если для нормально видящего человека при искусственно выключенном (повязка, экран) зрении радиус наиболее точных движений рук находится в пределах 35 см от средней точки (стр. 165) тела (линии, разделяющей тело на две симметричные половины), то у слепых эта зона значительно расширяется. По данным М.И. Земновой, радиус зоны наиболее точных движении рук слепых достигает примерно 60 см. Благодаря такому высокому развитию двигательного анализатора слепые могут активно участвовать в трудовой жизни общества, овладевать различными специальностями, операциями, не требующими обязательного зрительного контроля.
Но, несмотря на увеличение зоны точных движений рук, точность произвольных движений, так же как и уровень различительной кинестезической чувствительности, в целом у слепых несколько снижена. Это проявляется, например, в том, что величина произвольных движении при вычерчивании отрезков заданной длины у слепых больше, чем у нормально видящих, то есть менее соответствует заданной величине. Отмеченное у слепых некоторое снижение точности произвольных движений требует особого внимания к развитию кинестезии, так как повышение абсолютной и различительной мышечно-суставной чувствительности является одним из наиболее существенных факторов компенсации слепоты.