Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими на разных уровнях их усвоения

Для оценивания сформированности компетенции используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий контрольной работы. В контрольную работу можно включить пять заданийI,II,III,IV,V уровней; четыре задания I,II,III,IV уровней и три задания I,II,III уровней. В соответствии с выбором инструментария (содержания и количества контрольных заданий) изменится интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ.

Таблица 7

Уровень конкретизированной цели Шкалы оценивания
Порядка Наименования Отношения Интервалов
Знать I II III распознание запоминание понимание I:II:III:IV:V 1 : 3 : 5 : 7 : 9 I:II:III:IV:V 1 : 3 : 5 : 7 : 9 4:12:20: 28:36
Уметь IV применение
Владеть V владение

5.4 Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

5.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.

2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике

Порядок проведения промежуточной аттестации

Первый этап допуск к зачету (экзамену)

Студент допущен к зачету, если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Второй этап – зачет (экзамен).

Зачет принимается в традиционной форме (ответ по билетам, содержащим два вопроса).

Вопросы к зачету (1 семестр)

1. Предмет психологии, развитие взглядов на предмет психологии.

2. Методы современной психологии.

3. Психологический эксперимент, его переменные и способы их контроля.

4. Наблюдение, его виды. Стандартизированное наблюдение.

5. Структура и задачи современной психологии.

6. Понятие и функции психики.

7. Критерии наличия психики и этапы ее развития: различные точки зрения.

8. Ощущения, понятие, свойства, физиологические основы.

9. Классификация и значение ощущений.

10. Основные закономерности ощущений. Развитие ощущений в онтогенезе.

11. Восприятие: понятие, свойства.Основные закономерности восприятия.Теории восприятия.

12. Восприятие пространства, времени, движения.Развитие восприятия в онтогенезе.

13. Память: подходы к определению понятия, виды.

14. Теории памяти.

15. Основные процессы и закономерности памяти.

16. Мышление: подходы к определению понятия в различных теоретических концепциях.

17. Виды мышления.

18. Операции мышления, их происхождение и развитие.

19. Формы мышления и их развитие у детей.

20. Мышление как процесс. Индивидуальные особенности мышления.

21. Стадии формирования мышления у детей в моделях различных авторов.

22. Внимание: теоретические концепции.

23. Виды и свойства внимания. Развитие внимания в онтогенезе.

24. Речь: подходы к определению понятия, функции.

25. Связь речи с другими психическими процессами.

26. Этапы развития речи.

27. Сознание: подходы к определению понятия., функции.

28. Самосознание: сущность, структура, развитие самосознания.

29. Бессознательное: его структура и значение.

30. Воля: подходы к определению понятия, функции.

31. Волевые качества человека, их развитие.

32. Деятельность, ее характеристики. Структура деятельности и уровни ее усвоения.

33. Деятельностный подход в психологии.

34. Направленность как подструктура личности.

35. Концепции мотивации в зарубежной и отечественной психологии.

36. Эмоции : понятие, функции.

37. Теории эмоций.

38. Формирование умений и навыков.

39. Деятельностный подход в психологии.

40. Направленность как подструктура личности.

41. Концепции мотивации в зарубежной и отечественной психологии.

42. Темперамент: понятие, теории темперамента.

43. Особенности воспитания детей с различным темпераментом.

44. Характер, его сущность и структура. Становление характера.

45. Способности: понятие, виды. Развитие способностей.

46. Психоаналитическая теория личности.

47. Гуманистическая теория личности.

48. Личность в бихевиорально-когнитивной психологии.

49. Теории личности в советской психологии.

50. Теории личности в современной отечественной психологии.

Вопросы к экзамену (3 семестр)

1. Предмет социальной психологии.

2. Методы социальной психологии.

3. Этапы развития социальной психологии и ее задачи на современном этапе.

4. Общение, его структура.

5. Функции общения: анализ различных классификаций.

6. Виды общения: анализ различных классификаций.

7. Средства общения.

8. Структура коммуникативного процесса.

9. Особенности массовой коммуникации.

10. Имидж и его создание.

11. Сущность и механизмы социальной перцепции.

12. Каузальная атрибуция.

13. Взаимодействия между людьми: сущность, виды.

14. Механизмы воздействия человека на человека.

15. Приемы косвенного убеждения.

16. Трансактный анализ Э. Берна как подход к изучению взаимодействий.

17. Групповое давление и конформизм.

18. Конформность и факторы, влияющие на ее уровень.

19. Малая группа: подходы к определению понятия, границы.

20. Феномены малой группы.

21. Нормы и санкции в малой группе.

22. Роли и структура малой группы.

23. Лидерство и руководство в малой группе.

24. Теории лидерства.

25. Стили лидерства.

26. Совместимость и ее виды.

27. Сплоченность группы: подходы к определению понятия, виды.

28. Факторы, влияющие на уровень сплоченности. Развитие сплоченности детского коллектива.

29. Динамика малой группы: анализ различных концепций.

30. Большие группы и их виды.

31. Механизмы воздействия на личность в больших группах.

32. Толпа: понятие, виды, психологические особенности.

33. Общественное мнение и его формирование.

34. Феномен деперсонализации в больших группах.

35. Социализация: подходы к определению понятия.

36. Этапы и институты социализации.

37. Социальная адаптация, ее уровни.

38. Социальная дезадаптация школьника: причины, виды, проявления.

39. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации..

40. Конфликты, их виды, факторы, влияющие на их течение.

41. Стратегии поведения в конфликте. Разрешение конфликтов.

42. Сущность педагогической деятельности.

43. Способности к педагогической деятельности, их классификация.

44. Мотивы выбора педагогической деятельности.

45. Структура педагогической деятельности.

46. Педагогические умения.

47. Стили педагогической деятельности.

48. Педагогическое общение: понятие, функции.

49. Стили педагогического общения.

50. Эмоциональное выгорание педагога: сущность, факторы,

51. Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагога.

52. Деформации личности педагога и способы их профилактики.

Наши рекомендации