Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими

На разных уровнях их усвоения

Уровень конкретизированной цели Шкалы оценивания
Порядка Наименования Отношения Интервалов
Знать I II III распознание запоминание понимание I:II:III:IV:V 1 : 3 : 5 : 7 : 9 I:II:III:IV:V 1 : 3 : 5 : 7 : 9 4:12:20: 28:36
Уметь IV применение
Владеть V владение

Требования к отбору заданий для текущего контроля сформированности компетенций промежуточной аттестации

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации

и сформированности компетенции:

1. Определение коэффициента успешности (КУ1, КУ2, КУ3) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности;

n – количество выполненных операции (заданий) студентом;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.

2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

Кком=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

Кком=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

Кком=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент, у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике.

Порядок проведения промежуточной аттестации

Первый этап допуск к зачету:

Студент является допущенным к зачету, если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5. Оценка на зачете выставляется в зависимости от суммарного рейтинга студента в соответствии с переводной шкалой.

Для получения зачета студенту необходимо сдать все индивидуальные задания и выполнить все практические работы, при этом его суммарный рейтинг по этим видам работ должен быть не менее 60%.

Рейтинг студента по дисциплине в конце семестра является основанием для освобождения студента от сдачи зачета. Студент освобождается от зачета, если его рейтинг по дисциплине находится в пределах 85–90%.

Студенты, не освобожденные от зачета, сдают зачет.

Второй этап – зачет:форма проведения зачета: итоговое тестирование или собеседование по вопросам.

5.7. Примерные критерии оценивания знаний студентов на зачете

«зачтено» – демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; – последовательное, правильное выполнение тестовых заданий итогового контроля по курсу не менее чем на 75%; – умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
«не зачтено» – отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий; – выполнение заданий итогового тестового контроля по курсу не менее чем на 75%

Перечень вопросов к зачету

1. Предмет «Основы генетики и психогенетики». Связь дисциплины «Основы генетики и психогенетики» с другими науками. Мировоззренческих характер психогенетики.

2. Определение понятий биологическое и социальное, врожденное и приобретенное, наследственное и средовое.

3. Проблема индивидуальности в психогенетике. Теории индивидуальности (М.В. Русалов, Олпорт).

4. История развития психогенетики. Развитие психогенетики в отечественной науке.

5. Основные понятия генетики. Наследственность и изменчивость. Формы изменчивости. Генотип и фенотип. Соотношение генов и признаков. Норма реакции (Менделеевская генетика).

6. Хромосомная теория наследственности. Хромосомы человека.

7. Мутации и их разновидности. Сдвиг рамки считывания. Репарации.

8. Молекулярные основы наследственности. Генетический код. Свойства генетического кода.

9. Законы Менделя.

10. Закономерности наследования признаков человека (типы наследования менделирующих признаков и заболеваний).

11. Наследование, сцепленное с полом.

12. Наследование полигенных (мультифакториальное наследование) и количественных признаков. Коэффициент наследуемости.

13. Генетическое здоровье. Неменделевская генетика: синдромы Прадера-Вили и Энгельмана; миотоническая дистрофия; развитие раковых заболеваний; хромосомные аберрации.

14. Основные методы психогенетических исследований.

15. Признаки в популяциях. Качественные и количественные признаки. Генетика количественных признаков.

16. Популяционный метод. Закон Харди-Вайнберга.

17. Генотип-средовые корреляции.

18. Понятие о средовых влияниях на вариативность признака.

19. Генотип-средовые взаимодействия.

20. Гено – средовые эффекты (ассортативность).

21. Психогенетические основы дизонтогенеза. Психический дизонтогенез (аутизм, болезнь Альцгеймера, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения).

22. Генотип-средовые влияния в развитии психологических признаков.

23. Психогенетические исследования неспособности к обучению.

24. Психогенетические исследования интеллекта. Основные результаты.

25. Психогенетические исследования специальных способностей (одаренность, когнитивные функции).

26. Психогенетические исследования темперамента, экстраверсии, нейротизма, личности.

27. Практическое значение психогенетических исследований для организации обучения и воспитания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам.
Индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Реферат Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.
Подготовка к зачету При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

Соотношение текущего и итогового контроля по разделам программы
(в процентах)

Раздел Текущий контроль Промежуточный контроль Всего
1 этап
Раздел 1. Психогенетика как область науки. Основы общей генетики
Раздел 2. Генотип и среда. Методы психогенетических исследований
Раздел 3. Психогенетика и психопатология
2 этап
Зачет
  итого

Наши рекомендации