Структура и отрасли психологии

Становление психологии как науки.

Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в 19 веке в его трактате «О душе». Но собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее – на рубеже XIX-XX вв. Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки.

I этап (IV в. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений.

II этап (середина XVII в., - середина XIX в.) – психология как наука о сознании. Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания.

III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология как наука о поведении. С 60-х гг. XIX в. начался новый период развития психологической науки. В это время возникает много разных «психологий» со своими принципами и языком. Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.

IV этап (середина XX в. по настоящее время) психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

3.Материализм и идеализм.
Материализм
Материализм – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального.1) мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания; 2) материя первична, а сознание - свойство материи; 3) предметом познания является познаваемая объективная реальность. Для материализма характерна опора на науку, доказательность и

проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм.

Этапы развития материализма.
Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур).Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. В 16-18 веках, в странах Европы – второй этап развития материализма - Бэкон, Гоббс, Гельвеций, Галилей, Гассенди, Спиноза, Локк и другие сформулировали метафизический и механистический материализм. В 1840-х годах Карл Маркс и Фридрих Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма – это было начало третьего этапа развития материализма.
Понятие идеализм
Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального. «Душа вечна, появляется с рождением человека, исследовать ее невозможно, так как она идеальна.»
Идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад. Платон считается родоначальником идеализма. Главная мысль его учения: идеи вечны и неизменны, а материальные предметы изменяются и гибнут. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального,. Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс.
По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией.
Все самостоятельные формы идеализма, подразделяет на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к

содержанию индивидуального сознания.

Структура и отрасли психологии.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

1.Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека; медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала; педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания; спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов. 2.Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития: возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека; психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка. 3.Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества: социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом ;этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д. Юридическая психология — раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб. Юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях. Юридическая психология ставит задачи: 1.осуществлять научный синтез знаний психологического и юридического плана; 2.раскрывать в достаточной мере психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий; 3.обеспечивать достаточно четкое понимание юристами объекта своей профессиональной деятельности —поведение человека; 4.раскрывать деятельность различных субъектов правоотношений 5.выработку рекомендаций, направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества.

4.Развитие психики в филогенезе.Психика является продуктом длительного, но сложного процесса развития органического мира. Простейшие организмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения - раздражимость - способность как-то реагировать на воздействия внешней среды. Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы: у кишечнополостных (гидра, медуза). Развитие психики у животных: I. Стадия элементарной сенсорной психики: поведение животных побуждается свойством, которое непосредственно не совпадает со свойством от которого зависит жизнь. На этой стадии отражается отдельное свойство и нет еще отражения предмета в целом. Паук: реагирует на вибрацию паутины от мухи, но нет отражения мухи как предмета.Эта стадия присутствует у инфузорий, червей. ракообразных. насекомых. Для этой стадии характерно инстинктивное поведение - наследственное поведение не требующее научения; оно совершается под влиянием определенных раздражителей заданным образом, одинаково у всех представителей данного вида, способствует выживанию. Инстинкт - это ответ всего организма в отличии от рефлекса; инстинкт - шаблонны, проявляются одинаково в одинаковых действиях.II. Перцептивная психика. Характеризуется способностью отражения уже в форме отражения объектов, поведение становится более сложным; появляется новая форма закрепления опыта - двигательные навыки - закрепленные операции, автоматизированные способы выполнения действия, сформированные в процессе упражнения. Впервые двигательные навыки обнаруживаются у животных имеющих кору головного мозга. Навыки формируются методом проб и ошибок; возможны переносы навыков.III. Стадия интеллекта (обезьяны. дельфины). Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов. а также отражение связей между предметами. IV. Стадия сознания: отражаются существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, возникает логическое мышление.(Детье, Стеллар)

5.Основные направления в психологии XX в.:

1. Психология сознания. Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с именем В. Вундта. Единственным прямым методом психологии Вундт считал самонаблюдение, поскольку предмет психологии - непосредственный опыт, как он дан самому человеку.

2. Бихевиоризм. В качестве предмета психологии выступает поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Основатель направления - Дж. Уотсон. Вклад этого направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания стимул-реактивные отношения.

3. Психоанализ. Предметом психологии является бессознательное. Основатель направления - 3.Фрейд. Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами, влечениями, инстинктами, желаниями, вытесненными из сознания. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу ; энергия влечения («либидо)

4. Гештальтпсихология. Принципы гештальтпсихологии предполагают, что мозг человека не просто регистрирует информацию, поступающую к нему от окружающей среды. Человек, воспринимающий сенсорные сигналы, организует их в «гештальт», что по-немецки означает «форма» или «целое». Гештальтпсихология дала описание многочисленных примеров такой способности человека. Представителями гештальтпсихологии являются М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин.

5. Когнитивная психология. Сторонники этого подхода утверждают, что человек-это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Представители - У Найссер, Дж. Келли, Г. Саймон.

6. Гуманистическая психология. Одна из основ гуманистической психологии - ориентация на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Предметом исследования здесь выступает уникальная и неповторимая личность. Представители - Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, К. Роджерс. А. Маслоу. В. Франки.

6.Принципы психологии:

1.Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди; 2.Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно; 3.Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия. 4.Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту, по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека. 5.Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).

Наши рекомендации