Глава 1. Характеристика основных понятий, определяющих работу социального педагога с применением канистерапии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...…3

Глава 1. Характеристика основных понятий, определяющих работу социального педагога с применением канистерапии ………….....………...….6

Глава 2. Описание реализации проекта «Солнечный пес» с использованием канистерапии…………………………………….……………15

Заключение…………………………………………………………...….19

Список литературы…………………………………………………...…20

Введение

Актуальность исследования. В нашей стране, особенно сегодня, остро стоит вопрос о социальной адаптации детей и подростков, имеющих проблемы с состоянием здоровья и другие социальные трудности, например, проблемы в сфере общения. Одним из методов лечения или адаптации для детей, имеющих проблемы в сфере общения, с поведенческими нарушениями, является метод канистерапии.

Деятельность социального педагога так же подразумевает терапевтическое воздействие на детей, поэтому социальные педагоги все чаще применяют канистерапию.

Успех этого метода заключается в том, что собаки не знают слов «невозможно», «не получится», они живут «сегодняшним днем» и отдают все, что у них есть, ничего не требуя взамен. Феноменальная способность собак расслабляться, передавать радость, концентрироваться, очень чутко реагировать на маленькие, еле заметные, изменения в состоянии маленького друга, незаменима. Не придумали еще такой аппарат, который ежесекундно отмечает и моментально реагирует на все изменения в эмоциональном настрое ребенка.

Канистерапия – это лечение или реабилитация человека при участии специально обученных собак и под наблюдением специалиста(в данном случае – социального педагога). На сегодняшний день это один из самых активно используемых методов пет-терапии. Эффективность канистерапии в настоящее время подтверждена научно. Некоторые детские психиатры, неврологи, психологи и психотерапевты в России и за рубежом отмечают поразительный эффект такого лечения. Собаки помогают детям, имеющим проблемы в сфере общения, адаптироваться в окружающей среде, стать полноценными членами общества. Осуществляется это взаимодействие через игру, отработку команд, уход за собакой, в зависимости от того, с какой проблемой пришел ребенок.

Такие занятия способствуют эмоционально приподнятой, творческой, дружеской обстановке, формируют у ребёнка и его родителей чувство уверенности, доверие и желание сотрудничать с педагогами.

Системность и научность данного подхода заключается в том, что проведение занятий с детьми - это не просто общение с собакой, но и пребывание ребенка в поле взаимодействия с животным. А это является терапевтическим воздействием на ребенка.

Поскольку собаки очень социальные животные, с которыми легко работать, а так же, не требующие больших затрат в содержании и обучении, их можно использовать в школе, детских домах, больницам – везде, где есть социальный педагог.

Степень разработанности проблемы в литературе. На сегодняшний день канистерапия, благодаря множеству положительных примеров излечения, стала общепризнанной методикой в мировом масштабе. В ряде стран, таких как США, Британия, Канада и Франция, есть специализированные медицинские ассоциации, которые проводят конференции, семинары и исследования, посвящённые актуальным вопросам применения данной методики.

В России только начинают разрабатываться методики канистерапии. Это связано как с относительной новизной вопроса, так и с тем, что, в отличие от зарубежных коллег, российским канистерапевтам приходится иметь дело с очень разными группами заболеваний, в основном требующих индивидуального подхода, что значительно затрудняет разработку общих методик. Однако, уже сейчас, исходя из накопленного опыта, можно описать общие формы, принципы построения и этапы занятий.

В настоящее время действуют фонд «Ордынцы», группа «Солнечный пес», учебно-кинологический центр «Собаки - помощники инвалидов» в Москве. В Санкт-Петербурге разработана программа «Петербургская зоотерапия». В Тверской области занимается канистерапией Центр Ездового Собаководства «Чу». В Казани в клубе любителей животных «Фауна». В Мурманске клуб «Надежда». В данных программах реализуется работа с детьми, направленная на коррекцию проблемного поведения детей, социализацию аутистов, детей с ДЦП, инвалидов. Родоначальником канистерапии в СССР является врач М.Е. Бурно.

Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Работа социального педагога с применением канистерапии».

Объект исследования: деятельность социального педагога по использованию канистерапии с подростками.

Предмет исследования: содержание работы социального педагога по канистерапии с подростками.

Цель: определить содержание работы социального педагога по использованию канистерапии с подростками.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать основные понятия, определяющие работу социального педагога с применением канистерапии.

2.Описать реализацию проекта «Солнечный пес» по использованию канистерапии с подростками.

Методы исследования:анализ литературы, электронных источников по проблеме исследования, наблюдение, беседа, синтез, опытно-исследовательская работа, сase-study

База исследования: МБОУ «СОШ 4» г. Новомосковска.

Глава 1. Характеристика основных понятий, определяющих работу социального педагога с применением канистерапии

Основная цель профессиональной деятельности социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Также он выступает для своих воспитанников в различных, профессиональных ролях: в качестве посредника между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями; в качестве защитника интересов и прав ребенка; в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды; в качестве наставника, осуществляющего социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах; в качестве исследователя проблем социального развития детей. Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы образовательного учреждения, основным средством организации индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной среды.

Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

Содержание практической деятельности социального педагога можно представить как реализацию различных социальных ролей: посредника, защитника, наставника, помощника, эксперта, советчика, общественного деятеля, друга, психотерапевта, исследователя.

Социальный педагог в своей деятельности может использовать как традиционные методы, так и инновационные , например канистерапию.

В последнее время данный вид терапии применяется среди психологов, психотерапевтов. Данную терапию можно также использовать в своей профессиональной деятельности социальный педагог с детьми, страдающими аутизмом, проблемами в социализации, сфере общения, детьми-инвалидами.

Отдельным направлением анималотерапии является канистерапия - лечение при помощи собаки. Основные принципы анималотерапии сформулированы на основе канистерапии. Канистерапия является одним из самых востребованных видов анималотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных. Применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций. Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом (ДЦП), страдающих олигофренией. У детей улучшается координация движений, уменьшается спастичность, улучшается память.

История возникновения канистерапии и ее этапы.Общение с животными оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние и поведение человека. В отечественной психологии всё больше внимания начинает уделяться обращению к животным, как для лечения различных заболеваний, так и для достижения необходимых психолого-социальных изменений. Отечественный врач М.Е. Бурно (1989), являющийся создателем направления «терапия творческим самовыражением», достаточно большое внимание обращает на работу с животными [2]. Он пишет, что этот вид общения психологически обеспечивается тем, что животное обладает рядом качеств, сходных с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Только у совсем уж закрытого человека не возникают в ответ чувства привязанности, преданности, любви. Наконец, многому может научить человека дружба с животными: способности понимать и сочувствовать, сострадать, а подчас и преподать пример надежности, верности и преданности. За рубежом существует целая дисциплина, целью которой является изменение состояния человека посредством общения с животными – терапия взаимодействием с животными. В 1944 году в журнале «Mental Hygiene» была опубликована статья Джеймс Боссерд, посвященная терапевтической роли собаки. Отмечалось значение, которое домашние животные играют в жизни семьи и в психическом здоровье ее членов; особенное внимание уделялось состоянию детей. На основании личных наблюдений и социологических исследований Боссерд описывал множество «ролей», которые может иметь животное в семье. Он изображал животное и как источник безоговорочной любви, и как выход выражения любви у людей, как возможность для человека осуществлять власть, как учителя детей в таких темах, как приучение к туалету, сексуальному воспитанию, ответственности, партнерстве, социальному взаимодействию.

Борис Маер Левинсон, детский психолог, расширил идеи Боссерда о значении животных в семье, сфокусировал внимание на их роли в процессе терапии и научно обосновал, что присутствие животных в процессе консультирования может быть оправданным и положительно влияет на переживания клиента. В 1962 году он опубликовал свою первую работу «Собака как ко-терапевт» (Левинсон, 1962), где отмечал, что мог достичь существенных успехов в психологической работе с тревожными детьми, если на сессии присутствовала собака терапевта. Он обнаружил, что многие замкнутые и необщительные дети успешно взаимодействовали с ней. Домашнее животное, таким образом, служило промежуточным, переходным объектом, способствующим контакту пациента и врача. Идеи Левинсона, связанные с «терапией домашними животными», или «детской психотерапией, ориентированной на домашнее животное» или «терапией в сопровождении животного» (эти термины он придумал специально для своей работы) были встречены коллегами с непониманием и даже цинизмом и презрением. Тем не менее, идея активно развивалась. Появились направления, привлекающие к терапии различные виды животных и описывающие особенности работы с ними. Начались исследования, посвященные использованию собак, кошек, лошадей, дельфинов, птиц, рыб и многих других животных.

В 1979 году в Великобритании группа психиатров, психологов, социальных работников и ветеринаров основала общество изучения животных – спутников человека (The Society for Companion Animal Studies - SCAS). Целью организации стала пропаганда исследований, посвященных взаимодействию людей и животных, его друзей и партнеров по жизни и усилению осознанности важной роли животных в обществе.

Исследователи, названной группы определили следующие этапы и структуру занятий канистерапией. [15]

На первом (вводном) занятии собирается подробный анамнез, изучаются медицинские документы, проводится беседа с родителями, в ходе которой выясняются личностные характеристики ребёнка и родителей, особенности нарушений, черты характера ребёнка, его склонности, симпатии и антипатии, привычки, его отношение к животным и собакам и т.д.

Социальный педагог разъясняет родителям особенности занятий канистерапией, даёт установки по технике безопасности во время занятий информирует о необходимости соблюдения дисциплины.

Проводится наблюдение за поведением ребёнка, его реакциями на собак, социального педагога, родителей, оценивается развитие крупной и мелкой моторики, контактность, желание сотрудничать. На основании анамнеза, медицинских заключений, рекомендаций (если есть) врача, логопеда, дефектолога разрабатывается индивидуальная программа занятий с ребёнком, учитывающая его зоны ближнего и актуального развития, особенности дизонтогенеза, индивидуальные особенности ребёнка .

Сами занятия в зависимости от состояния и успехов ребёнка делятся на несколько этапов.

Как правило, всем детям необходим подготовительный (пропедевтический) этап, на который требуется, в зависимости от состояния ребёнка, от одного до десяти и более занятий продолжительностью не более пятнадцати минут. Такое ограничение во времени объясняется тем, что ребёнок на первых занятиях быстро утомляется от большого количества раздражителей и воздействия на различные анализаторы, особенно тактильного (шерсть собаки, разнофактурные игрушки, ковры с разнофактурной поверхностью) , зрительного, слухового, а также от обилия новых впечатлений.

Во время подготовительного этапа ребёнка, если он боится, проявляет негативную реакцию, постепенно приучают к собаке, не предъявляя к нему завышенных требований. На этом этапе часто используют звуковую стимуляцию, чтобы привлечь внимание ребёнка: звуки бубна, колокольчика, бубенцов, погремушек, пищащих игрушек и т.д. Обычно ребёнок, даже если боится взять в руки поводок или специальную жёсткую шлейку, охотно тянется к тем же предметам, если к ним прикреплены бубенцы, проявляет интерес к собаке, играющей звуковой игрушкой. Часто используется и демонстрация собакой с владельцем-волонтёром элементов фристайла, цирковых трюков, которые, если ребёнок проявляет особо негативную реакцию, выполняются в замедленном темпе ( без резких движений) на значительном расстоянии от ребёнка ( на другом конце зала) с постепенным приближением.

Иногда, при негативной реакции ребёнка, требующей более быстрой корекции, применяется упражнение "Ход конём", во время которого ребёнка вместе с мамой удобно усаживают на мягкий мат с подстеленной овечьей шкурой. Затем, начиная с одной собаки, которая в плавном замедленном темпе, постепенно приближается из противоположного конца зала, выполняет элементы фристайла, цирковые элементы, включаются и остальные собаки, которые движутся на поводках в сопровождении социальных педагогов в разном темпе и разных направлениях. Наиболее спокойная и опытная собака на поводке постепенно подводится к ребёнку, затем, если ребёнок подпускает к себе эту собаку и спокойно на неё реагирует, по команде все собаки ложатся и лежат неподвижно, а ребёнку предлагается поводок. Обычно при таком упражнении дети достаточно быстро проявляют интерес и начинают доверять самой спокойной собаке, берут поводок, пытаются воздействовать на собаку и иногда уже на первом занятии могут сделать свои первые шаги с собакой на поводке. Особенно это упражнение эффективно при выраженной патологической симбиотической связи ребёнка с мамой.

Следует подчеркнуть, что на первом этапе необходимо как можно внимательнее отслеживать все реакции ребёнка, не форсируя тактильный контакт и быстрое приближение собаки при негативной реакции ребёнка. Желательно, чтобы на таких занятиях с ребёнком работали наиболее спокойные и опытные собаки, которые с такими детьми сами движутся плавно, как в замедленной съёмке, часто поворачиваются к ребёнку спиной или отворачивают морду, что помогает ребёнку преодолеть свой страх.

Помимо негативной реакции ребёнка, выраженной в нежелании общаться с собакой, мы часто наблюдаем другую крайность: аутичные дети и дети с поведенческими нарушениями могут причинить собаке боль, резко дёргая поводок или пиная, выкручивая шкуру, выщипывая шерсть, могут даже укусить собаку. Причиной такого поведения может быть как агрессия, так и страх, и повышенный интерес ребёнка к собаке. Задача социального педагога в таком случае-быстро разобраться в причинах поведения, реагируя адекватно ситуации, спокойно, но твёрдо и последовательно пресекать такие попытки, учить ребёнка правильному взаимодействию с собакой.

Очень важно на этом этапе заручиться поддержкой родителей ребёнка, наладить с ними контакт. Часто родители при сборе анамнеза утаивают или не считают нужным сообщить важные подробности, которые, при хорошо налаженном контакте, постепенно выясняются в ходе занятий. Социальный педагог просит родителей отслеживать и записывать в тетрадь любые изменения в поведении и самочувствии ребёнка после занятий, корректируя содержание занятий в зависимости от сообщаемых родителями сведений.

Социальный педагог во время занятия обязательно обращает внимание родителей на малейшие успехи ребёнка, занятие должно заканчиваться на мажорной ноте, что способствует и более быстрому становлению доверительных отношений с родителями, и формирует позитивное отношение родителей и детей к занятиям.

Игры и упражнения на первом этапе подбираются в зависимости от состояния ребёнка и включают в себя, при адекватной реакции, апортировку, ходьбу и бег с собакой на поводке по кругу, в разном темпе, с остановками и продолжением движения по команде, повторение за социальным педагогом простейших команд, уход за собакой: причёсывание, кормление с руки (с пола, с игрушки, руки педагога) если ребёнок боится, но проявляет интерес к кормлению). Для детей с двигательными нарушениями собака с первых же занятий может выступать в качестве подвижной опоры ( такие упражнения разрешаются по показаниям, с разрешения врача- ортопеда и невролога!)

Задачей на данном этапе является формирование у ребёнка позитивного отношения к собаке, занятиям, умения подчиняться командам социального педагога, прибегать к их помощи, умения взаимодействовать с собакой, умения владеть своими эмоциями, формирование сотрудничества с социальным педагогом и ответственности за собаку.

Коррекционные задачи- коррекция крупной и мелкой моторики, пространственной ориентации, развитие коммуникативных навыков, речи, наблюдательности.

Пропедевтический этап в зависимости от состояния ребёнка может длиться от 5-6 до 10 и более занятий.

Занятия носят широкий спектр воздействия: лечебный, коррекционный, образовательный, психотерапевтический и превентивный. Совместные исследования с ВНИИ педиатрии РАМН г. Москвы проводятся с целью боле детального изучения сфер воздействия методики и определения степени ее эффективности при тех или иных симптомах.

В предыдущих главах описывались теоретические аспекты метода лечебной кинологии. Постараемся схематически описать практический аспект методологии. Как уже отмечалось, данный метод находится на стыке различных наук: кинологии, медицины, психологии и педагогики. И это является как привлекательным, так и достаточно проблематичным аспектом. Первой сложностью является отсутствие общего понятийного и терминологического аппарата, второй — отсутствие имперических данных в области зоотерапии и лечебной кинологии в частности, третья достаточно серьезная проблема состоит в отсутствии специалистов, объединяющих все эти области научных знаний. Разрабатывая практическую часть метода, мы учли все эти проблемные области и постарались максимально их разрешить.

Учитывая специфические психолого-педагогические характеристики детей с заболеваниями ДЦП, аутизмом и синдромом гиперактивности, важно понимать, что не все животные подходят для работы с ними. Таким образом, серьезно встал вопрос о том, какие именно животные, с какими характерологическими особенностями будут наиболее эффективно взаимодействовать с детьми, имеющими тот или иной диагноз.

Рассмотрим, например, занятия, в которых используются спортивные элементы дрессуры, такие, как преодоление препятствий с собакой на время. Для такого рода упражнений собака должна быть не только специально подготовлена для прохождения дистанции с барьерами, но и четко реагировать на присутствие ребенка рядом. Можно себе представить, каких усилий требует от гиперактивного ребенка выполнение задания, связанного с преодолением этой дистанции. Необходимо внимательно и без ошибок выполнить задание — провести собаку по дистанции, отдавая четкие команды. Данное задание направлено на развитие концентрации внимания, произвольности и навыков самоконтроля. На обычных коррекционных занятиях достичь стольких целей одновременно достаточно сложно. Более того, трудно подобрать упражнения, при выполнении которых у детей длительное время сохраняется мотивация, а в данной методике это возможно преимущественно за счет того, что главным объектом внимания и субъектом взаимодействия является собака. Без установления контакта и взаимопонимания между собакой и ребенком успеха ждать не приходиться, поэтому в организации пространства взаимодействия и кроется профессионализм и активное участие кинологов, психологов и педагогов. Вот почему проводить такого рода занятия дома, без участия специалистов невозможно.

Таким образом, анализ литературы позволил определить нам основные понятия нашего исследования:

Социальный педагог - специалист по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни.

Канистерапия – это лечение или реабилитация человека при участии специально обученных собак и под наблюдением специалиста(в данном случае – социального педагога)

Наши рекомендации