Органические ощущения
Органические ощущения (лат. organismus – живое тело) — форма ощущений, свидетельствующих о протекании процессов во внутренней среде организма и связанные с органическими потребностями. Появление органических ощущений обусловливает удовлетворение соответствующих органических потребностей. Могут носить локальный характер и побуждать к восполнению какого–то конкретного вещества, которого не хватает организму.
Виды. К органическим ощущения обычно относят чувство голода, жажды, болевые ощущения, ощущения, связанные с половой активностью.
Ноцицептивная чувствительность.
Ноцицептивная чувствительность — форма чувствительности, позволяющей распознавать вредоносные для организма воздействия. Ноцицептивная чувствительности субъективно может быть представлен в виде боли, а также в виде различных интерорецептивных ощущений, таких как изжога, тошнота, головокружение, зуд, онемение.
Болевые ощущения — форма ощущений, которые возникают как ответ организма на такие воздействия, которые могут вести к нарушению его целостности. Характеризуются выраженной отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков). По отношению к болевой чувствительности сенсорная адаптация практически отсутствует.
Болевая чувствительность определяется по болевым порогам, среди которых выделяют:
— нижний, который представлен величиной раздражения при первом появлении ощущения боли,
— верхний, который представлен величиной раздражения, при которой боль становится непереносимой.
Структура. Болевые сигналы передаются через спинной мозг к ядрам таламуса и затем — к новой коре и лимбической системе. Вместе с неспецифическими механизмами возникновения болевых ощущений, которые включаются при повреждении любых афферентных нервных проводников, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с особыми хеморецепторами, которые раздражаются при действии на них кининов, образующихся при взаимодействии белков крови с нарушенными тканями. Кинины могут быть заблокированы обезболивающими средствами (аспирин, пирамидон). В экспериментах Фрея было доказано, что на поверхности кожи есть особые болевые точки.
Восприятие времени — образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.
Восприятие пространства — образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств (Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх — вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали.
Восприятие человека человеком— понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.
Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.
Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека:
1. Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков — ученый);
2. Эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;
3. Перцептивно–ассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего;
4. Социально–ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.
Глубинное зрение— зрительное восприятие трехмерности пространства. Различают восприятие относительной удаленности видимых предметов друг по отношению к другу и восприятие абсолютной удаленности предметов от наблюдателя. Эффекты глубинного зрения обусловлены бинокулярными факторами (стереопсис), которые существенно зависят от врожденной организации зрительного аппарата, и монокулярными факторами, связанными с прошлым опытом, такими как монокулярный параллакс, линейная и воздушная перспектива, наложение близлежащих предметов на более отдаленные.
Двойственное изображение— изображение, которое допускает дифференциацию составных его элементов на субъективно воспринимаемые „фигуру“ и „фон“ взаимно противоположным образом: то одна часть этого изображения воспринимается в качестве „фигуры“, а другая — в качестве „фона“, то наоборот. Этот феномен объясняется свойством предметности восприятия. Выделение при распознавании изображения какой–либо характерной его детали, ассоциированной с определенным предметом, ведет к актуализации представления этого предмета и переводу соответствующей части изображения в статус „фигуры“, та часть изображения, которая не интегрируется в данную „фигуру“ автоматически распознается как „фон“.
Параллакс(от греч. parallaxis – уклонение) — кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла его восприятия.
Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций.
Подпороговое восприятие — предметное восприятие, осуществляющееся без сознательного контроля сознания. В работах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.
Поле зрения — пространство, видимое глазом при фиксированном взоре и неподвижной голове. Средняя величина поля зрения составляет: вверх — 55 градусов, вниз — 60, снаружи — 90, внутрь — 60 (для ахроматического стимула, для хроматического — меньше). Наименьший размер поля зрения характерен для зеленого цвета, наибольший — для синего.
Предметность восприятия — членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними предметами.
Селективность (избирательность) восприятия — свойство восприятия. Характеризуется избирательным выделением в сенсорном поле каких–либо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как „фигура“, а все остальные объекты воспринимаются как ее „фон“. В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от других. При выполнении индивидом той или иной задачи, избирательно воспринимаются такие признаки, которые в какой–то мере соответствуют содержанию этой задачи.
Фактор общей судьбы — объединение в гештальт элементов, имеющих общую динамику функционирования и развития. Это может быть, например, выделение трех точек, движущихся в одном направлении, среди множества других, движущихся в разных направлениях.
Целостность восприятия — свойство восприятия. Характеризуется тем, что отдельные признаки какого–либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего мира.
Апперцепция — влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого–либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания.
Тема: ВНИМАНИЕ
Понятие внимания
Особенности внимания по сравнению с другими психическими процессами. Основные свойства внимания. Объем внимания. Зависимость объема внимания от задачи испытуемого (материал, операции, цели, установки). Селективность (избирательность внимания). Эксперименты Ч. Черри. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Помехоустойчивость. Отвлечение внимания. Интенсивность внимания. Направленность внимания. Переключение и распределение внимания Ориентировочный рефлекс. Активационная теория внимания. Доминанта А.А. Ухтомского.