Что же происходит с детским организмом?
В период старшего дошкольного и младшего школьного детства продолжается интенсивное созревание организма. В основном заканчивается формирование структуры костной ткани. Однако окостенение скелета еще не завершено: во многом он состоит пока из хрящей. Отсюда его значительная гибкость и подвижность, что открывает большие возможности для правильного физического воспитания и занятий физическими упражнениями. Но это же и таит в себе опасность отрицательных последствий: под воздействием неблагоприятных условий (неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, неудобная постель, мебель) скелет легко деформируется, искривляется.
У детей 5 - 10 лет относительно уже хорошо сформирована двигательная сфера: они умеют ходить с разной скоростью, бегают легко и быстро, овладевают и такими сложными движениями, как лазанье, прыжки с разбега, учатся бегать на коньках, ходить на лыжах, плавать. Разнообразны, ритмичны и пластичны их движения на музыкальных занятиях.
Крепнут мышцы и связки, увеличивается общая мышечная сила. При этом важно помнить, что крупные мышцы развиваются раньше мелких. В силу этого
детям еще сложно выполнять мелкие движения, требующие точности. Отсюда нередки трудности при овладении навыками письма в 1-м классе. Помочь ребенку избежать их можно, привлекая его еще до поступления в школу к выполнению специальных упражнений, стимулирующих развитие мелких мышц пальцев (рисование, лепка, конструирование с использованием небольших по размеру деталей, пришивание пуговиц и т.п.).
В дошкольном и младшем школьном возрасте совершенствуется дыхательная система. Частота дыхания уменьшается до 26 - 22 в минуту, глубже становится вдох и продолжительнее выдох.
Значительно изменяются и органы кровообращения: масса сердца увеличивается, благодаря чему возрастает сила сердечных сокращений. Относительно устойчивой становится деятельность сердечно-сосудистой системы. В результате возрастает выносливость сердца, а мозг хорошо снабжается кровью, что является важным условием его работоспособности.
Продолжается развитие центральной нервной системы. Заметно увеличивается вес головного мозга, особенно лобных долей, играющих большую роль в формировании высших психических функций (мышление, воображение, речь). Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, ее контроль над подкорковыми центрами. Быстро совершенствуется вторая сигнальная система, посредством которой образуются рефлексы на слово. Условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и приобретаемые навыки вначале непрочны и легко разрушаются. Поэтому для образования различных умений и навыков, их закрепления требуются повторяемость и последовательность раздражителей.
В силу легкости распространения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга у дошкольников отмечается неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, эмоциональный характер ответных реакций. Они не в состоянии еще переносить перенапряжение, поскольку запас энергии способен быстро истощаться в нервных тканях.
У младших школьников изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Последнее,
служащее основой сдерживания, самоконтроля, становится более заметным. Однако склонность к возбуждению еще очень велика. Отсюда характерная непоседливость, частая отвлекаемость. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых - необходимые внешние условия формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения.
Необходимо учитывать и функциональную асимметрию мозга. Как известно, полушария человеческого мозга практически симметричны по своему строению, но относительно асимметричны по выполняемым функциям. Левое ответственно за важнейшие психические функции сознания, контроля, речи, абстрактного мышления, правое - за подсознательные, интегрирующие психические процессы, практически-наглядную деятельность, интуицию, образное мышление, музыкальное и художественнее творчество.
Известно, что в раннем детстве оба полушария головного мозга работают как правое. Дифференциация их функций становится заметной позже. Активность левого полушария интенсивно нарастает в дошкольном и младшем школьном возрасте. При этом существенны половые различия. Мальчики, как правило, опережают девочек: уже к 6 годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые мальчики начинают самостоятельно читать лет в пять. Девочки же вплоть до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, функциональную эквивалентность его половин.
Идущий у мальчиков сравнительно быстрее, чем у девочек, процесс дифференциации функций полушарий объясняет, в частности, тот факт, что первые более упрямы, а следовательно, и трудновоспитуемы, нежели вторые (ведь негативизм, упрямство - это своего рода "зародыш" критичности, а за нее "отвечает" левое полушарие). Значит, в процессе воспитания требуется учитывать не просто половые различия, а половые различия в связи с физиологическими особенностями детей.
Не менее важно это и в процессе обучения. Так, некоторые психологи считают целесообразным введение систематического начального геометрического
образования в младших классах. Поскольку становление функциональной асимметрии мозга продолжается вплоть до подросткового возраста, то именно геометрия - практически единственный школьный предмет, ориентированный одновременно и на развитие логики, и на развитие интуиции, - как нельзя лучше отвечает возможностям мозга детей 5 - 10 лет. Геометрическое мышление является разновидностью образного мышления, что функционально присуще правому полушарию мозга. По мере развития геометрического мышления возрастает логическая составляющая и, соответственно, роль левого полушария. Таким образом, занятия геометрией важны в непосредственном физиологическом смысле для детей младшего школьного возраста. При этом геометрический материал в большей степени, чем арифметический и алгебраический, может способствовать формированию творческих способностей учащихся.
Итак, все происходящие в эпоху детства изменения в организме ребенка исключительно важны. Они создают основу для его полноценного включения в различные виды деятельности (в том числе и учебную), требующие как умственного напряжения, так и большой физической выносливости. При этом взрослым всегда полезно помнить, что созревание организма в этот период еще не закончилось, и это надо учитывать во взаимодействии с детьми.
К сожалению, в современных условиях специалисты - педиатры, детские психологи, педагоги - отмечают неблагоприятные тенденции ослабления природных предпосылок психического развития детей эпохи детства. Растет число детей с поврежденной или ослабленной нервной системой, другими устойчивыми или функциональными нарушениями здоровья. Г.В. Бурменская ссылается на данные исследования И.А. Шашковой московских дошкольников. К концу дошкольного периода детства стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого пятого ребенка, функциональные - у каждого третьего, здоровыми же признаны менее половины детей [6]. Эти тревожные факты нельзя игнорировать при организации жизни детей. Особенно это касается некоторых гиперактивных родителей, которые, руководствуясь, конечно, самыми благими намерениями
разностороннего развития своих детей, стремятся именно в этот период загрузить их всевозможными занятиями (музыкой, танцами, изучением иностранных языков, подготовкой к школе и пр.). А когда они становятся школьниками, то эти нагрузки еще более увеличиваются, т.к. к ежедневным школьным урокам, выполнению домашних заданий и посещению секций (студий, центров дополнительного образования) добавляются разнообразные воспитательные мероприятия, факультативы и кружки в школе.