Проблема воли в зарубежной психологии
В посл. годы запад. психология вновь открывает для себя проблему воли. Первым научным эксперимент-ым исследованием воли была работа Н. Аха,он предложил метод «систематич. эксперим-ого самонаблюдения», волевой акт, считает Н. Ах, связан с преодолением препятствий и имеет 2стороны: феноменологич. и динамическую. Первая включает 4 момента: образный (ощущение напряжения), предметный (представление цели и ее отношение со сред-ми), актуальный — наиболее значимый компонент волевого акта, кот. выражается в осознании «я хочу» с исключением др. возможности действия, кроме намеренного, момент состояния (переживание трудности усилия). Динамич. сторона связана с успехом реализации действия. Важной заслугой Н. Аха явл. выделение момента актуального действования, когда содержание будущей деят-ти жестко определяется. Но при этом он оставил без внимания борьбу мотивов, эмоции, возникающие при волевом акте и влияющие на принятие решений. Один из наиболее интересных подходов к проблеме волевого поведения развивал К. Левин. он занялся поисками мотивирующей силы поведения, предполагая, что она заключается в нарушении равновесия отношений «индивид — среда». Волевое поведение связывал с преодолением тенденций поля. При этом воля проявляется при выполнении не любого действия, а лишь намеренного,поднимающего чел-ка над полем. Одно из заметных направлений в запад. психологии, связанных с традиц.проблем-кой изучения волевого поведения, сост-ют исследования настойч-ти. Настойч-ть как хара-ка поведения, по мнению большинства америк. авторов, отличается от уровня исполнения или усилия, вовлеченного в активность, и от ее направления и представляет собой важное поведенческое проявление мотивации. Еще МакДауголл в своих исследованиях инстинкта считал настойч-ть одним из объективных кач-в целенаправ-го поведения. К анализу феномена настойчивости обращались такие авторы, как Э. Толмен, К. Левин, Дж. Аткинсон, Д. Биндра и др. Подъем этого направления в конце 30-х — начале 40-х гг. связан главным образом с эксперим-ми работами Р. Крутчера, Д. Райанса, А. Кремера и с разработкой матем-го аппарата факторного анализа для этого подхода в работах Г. Торнтона и Дж. Гилфорда. Новый подъем в конце 50-х — начале 60-х гг. связан с «мотивац. подходом» к указанной проблеме, развитым в работах Дж. Аткинсона и Н. Физера. В наст. время продолжается накопление эксперимен-ого материала глав. образом в областях, пограничных с обсуждаемым направлением: связь настойчивости с уровнем социализации в онтогенезе, влияние индивид-ых различий в локусе контроля на уровень настойч-ти в поведении. Все исследования настойч-ти, начиная с самых ранних, можно разделить на 3 большие группы:1) настойч-ть рассм-ся как некот. св-во хар-ра, определяющее поведение данного субъекта. Ситуативные факторы в данном подходе игнорируются; следует отметить, что измерение настойч-ти - как в описанных, так и во всех послед. исследованиях — ограничивается двумя количест-ми вариантами: либо общее время («временная настойч-ть»), либо колич-во попыток, затраченных субъектом на решение задачи («устойчивость к угасанию»). Значител. роль в исследованиях настойч-ти сыграл факторный анализ. Одним из первых его применил Е. Вебб. Основные результаты факторно-аналитич-го подхода к проблеме настойч-ти резюмированы в работе Г. Айзенка: общий фактор настойч-ти имеет два подфактора — «физ-ую» настойч-ть и интеллек-ую, кот. при более тщательном анализе также распадаются на состав-щие. 2)настойч-ть как устойчивость к угасанию. Главным результатом исследований можно считать установление существенной роли уровня ожиданий успеха или неудачи в проявлении настойч-ти. Активно ведущиеся в наст. время исследования связи настойч-ти и локуса контроля показывают, что различ. образом сформированные ожидания успеха (или неудачи) могут сильнее влиять на уровень проявления настойч-ти, чем различия по шкале интернальности—экстернальности. 3 настойч-ть рассм-ся в контексте проблемы мотивации. Наибольший интерес предст-ет теория К. Левина и теория мотивации достижения Дж. Аткинсона. Последняя явл. одним из вариантов общего подхода, в кот. детерминантами мотивации рассм-ся сила мотивации, уровень ожидания (субъектив. вероятность удовлетв-ия этого мотива) и значимость определ. цели или побуждения в конкретной ситуации (побудит. ценность). В работах Н. Физера фокус внимания смещен именно на эти проблемы: настойч-ть исследуется в условиях взаимод-ия мотивов и ситуативно-усиленных ожиданий путем одновременного варьирования обоих факторов. Заслугой рассм-ого направления явл. акцент па двойственном хар-ре детерминации проявлений настойч-ти — стабильными личностными чертами и ситуативными влияниями. Поскольку проблема воли в амер. психологии оказалась поглощенной исследованиями мотивации, в этих исследованиях стали выявляться факты, требующие для своего объяснения понятий выбора, намеренности, самоподкреплений, настойчив-ти, упорства и пр., что заставило авторов аналитич. обзора теорий мотивации сделать справедливое заключение о неявно выраженном возращении проблемы воли в психологию. Наряду с попытками объяснить волевые проявления в теориях мотивации имеются и прямые обращения к понятию воли. Ж. Нюттен в созданной им теории мотивации выделяет волевые действия как личностные. Формирование воли он связывает с развитием представлений чел-ка о собственных динамических силах, т.е. с формированием образа потреб-ей и осознаваемой схемы своих мотивов. Проблеме воли, ее месту в современной системе психологич. понятий посвящена монография известного америк. практикующего психоаналитика Л. Фарбера. Он пишет: «...без ясной и четкой концепции воли как главного источника движения мы стараемся протащить волю в наши психологич. системы под другими именами (как либидо, по Фрейду)». Л. Фарбер определяет волю как «категорию, кот. мы пользуемся при исследовании тех жизн. процессов, кот. движут нами в определ.направлении или к конкретной цели в данное время». Р. Мэй сравнивает понятие воли со смежными, на его взгляд, категориями «бессознательное желание» и «интенциональность». Волю он харак-ет как категорию, определяющую способ-ть организовывать личность т.о, чтобы совершалось движение к заданной цели, в заданном направлении. К проблеме воли обращается в своих работах и В. Франкл. При разработке логотерапевтической системы он исходит из 3 основополагающих предпосылок: свободы воли, воли (стремления) к смыслу, осмысленности жизни. В. Франкл выдвигает тезис о том, что свобода чел-ка, учитывая конечность его существования, есть небезграничная свобода, ибо чел-к слишком зависим от разнообразных условий — физич., психологич. или соц. порядка. Своеобразное понимание воли и стр-ры волевого поведения представлено в работах Р. Ассаджиоли, основателя психосинтетического направления в психотерапии. Р. Ассаджиоли отводит воле центр. роль среди др. психич. функций. Ведь через волю «я», центр личности, выражает себя, управляет и дает чел-ку испытать радость выбора любых возможностей. Умелое использование воли — это координация и управление др. психич. функциями. «У воли есть направляющая и регуляторная функции, она балансирует и конструктивно использует остальные виды активности и энергии чел-ка, не подавляя ни одной из них» Среди качеств воли выделяются:1) энергия - динамич. сила — интенсивность; это качество зависит от трудности достижения цели; 2) мастерство — контроль — дисциплина; здесь подчеркивается такая функция воли, как регулирование и контроль др. психич. функций;3) концентрация - сосредоточенность — внимание; это качество имеет особое значение в тех случаях, когда объект воздействия или задача не явл. привлекательными сами по себе; 4) решительность — быстрота — проворность в принятии решения; 5) настойчивость -стойкость - терпение; 6) инициатива — отвага — решимость (на поступки); у этого качества есть два истока: во-первых, осознание факта, что абсолютной безопасности не сущ-ет где бы то ни было и рисковать все равно приходится; во-вторых, переживание радости, чувства «расширения» сознания при встречах с риском и опасностью; 7) организация — интеграция — синтез; здесь снова отражена тенденция воли как организующего звена к объединению, тех средств, которые нужны для успешного решения задачи. Акт воли состоит из 6 стадий: Цель, оценка, мотивация. Цель должна быть осознанной, не только видимой, но и желанной. Из оценки поставленной цели рождаются мотивы. 2. Размышление. 3. Выбор (одной цели из нескольк). 4. Подтверждение. 5. Составление программы действий, ориентир-ной на имеющиеся средства. 6. Исполнение. Т.о, мы видим, что в западной психологии проблема воли сохраняется в явном и неявном виде. Больший интерес вызывают не теоретические представления о воле, а эксперимен. исследования отдельных вопросов, традиционно связанных с проблемой воли, и практика использования различных приемов тренировки волевого поведения.