Проблема агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ

Студентки 1 курса группы 1 НИЯ
Филипповой Натальи Васильевны
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
по профилям «Начальное образование», «Иностранный язык»
 
Научный руководитель:
доктор психологических наук, профессор
Краснянская Т.М.
Работа допущена к защите Дата защиты
«____»__________ 2015 г. «_____»_________ 2015 г.
Зав. кафедрой Оценка _______________
к.и.н., доц. А.В. Барнаш _____________  

Ессентуки, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Расставьте страницы!!!

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ    
1.1. Проблема агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии  
1.2. Психологическая характеристика волевого самоконтроля
Выводы по главе 1  
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ  
2.1. Организация изучения агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля
2.2. Результаты изучения агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля  
Выводы по главе 2  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
ПРИЛОЖЕНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.Агрессивность-проявление протеста ребенка, попытка поменять неблагоприятную для него ситуацию. Это одна из проблем психического здоровья личности нашего времени.

Рассматривая злость как качество личности, проявляемое, как верховодило, в не соответствующих принятым нормам формах поведения, принципиально изучить не лишь причины, действующие на злость деток, однако и формы её проявлений в зависимости от особенностей отношений подростков с родителями.

Нужно упражнять надлежащие способы и средства коррекции брутального поведения личности как подростков, так и их родителей. Психический парадокс агрессии человека, представлен в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Ж. Годфруа, А.И. Захарова, Д. Майерса, Н.А. Волковой, И.А. Фурманова, А.А. Любинской, Е.А. Рогова, М.П. Якобсона.

Теоретическая значимость состоит в обосновании значительности воздействия наблюдаемой подростковой агрессии.

В то же время до реального момента в исследованиях не уделено подобающего интереса вопросу исследования агрессии в согласии разбора её индивидуально-типических черт.

Особый интерес профессионалов к проблеме агрессивного поведения, а еще сложность устранения таковых проявлений у подростков, свидетельствует об ее актуальности.

Цель исследования:изучить психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

Объект исследования:психологическиеособенности агрессивности личности подростков.

Предмет исследования:психологические особенности агрессивности личности подростков при разном уровне волевого самоконтроля.

Гипотеза исследования:при разном уровне волевого самоконтроля могут проявляться различия в агрессивности подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности развития проблемы агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Дать характеристику волевого самоконтроля личности.

3. Разработать процедуру изучения психологических особенностей агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

4. Изучить особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

Методы исследования:теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, методы анализа и синтеза, эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование), методы математической статистики.

Источники:работы отечественных и зарубежных психологов раскрывающих проблемы волевого самоконтроля (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В.С. Журавлев), агрессивности (В.К. Котырло, Г.С. Никифоров, А.Г. Пачина).

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в систематизации и обобщении информации, раскрывающие особенности феноменов агрессии и самоконтроля.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что собраны эмпирические данные, характеризующие особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.

База исследования:исследование проводилось на базе школы МКОУ СОШ №4 имени Героя России Андрея Скрябина г. Минеральные Воды. В исследовании приняло участие 20 школьников подросткового возраста.

Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объём курсовой работы составляет 35 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ

Проблема агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Выделим главные определения агрессиии:

- Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению [30].

- Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу [30].

- Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы [30].

- Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [30].

- Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [30].

Рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [30].

Это определение подчеркивает, что агрессия – это модель поведения, а не эмоция или мотив.

Необходимо различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон в своем фундаментальном труде «Агрессия» выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические [5, с. 126].

При характеристике агрессии, чаще всего, используют два основных понятия – агрессивное поведение (агрессивные формы поведения) и агрессивность. Кажущаяся близость этих терминов нередко затрудняет правильное понимание природы самой агрессии.

В жизни случается так, что, описывая какого-нибудь человека, мы говорим: это агрессивная персона. Тем самым мы стараемся подчеркнуть наличие вполне определенного качества, присущего ему – агрессивности. В то же время мы с удивлением должны констатировать факт агрессивного поведения человека, которого было невозможно заподозрить в агрессивности. Таким образом, сама жизнь подсказывает нам наличие двух разных феноменов – агрессивности как качества личности и агрессивного поведения как целенаправленного действия.

Чтобы понять особенности агрессивного поведения молодых людей и разработать пути её решения, для начала, нужно понять, отчего и под воздействием каких факторов она возникает. Так сказать найти первопричины этого явления.

К. Лоренц считал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления и эта возможность проявляется в зависимости от способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Он рассматривал агрессию, как неизбежное следствие врожденных сил. Считал, что она генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Подобным способом, формирование агрессивных действий, представляется совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Однако чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный период, тем меньший стимул необходим для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

К. Лоренц так же утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления [14, c. 62].

Под агрессией, по Э. Фромму, понимаются любые действия всевозможные воздействия, которые наносят либо решили нанести вред другому человеку, группе людей или животному [25, c. 132].

Агрессивное поведение – «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», пишут Р. Бэрон и Д. Ричардсон, подчеркивая при этом не эмоциональный аспект, а поведенческий аспект проявления агрессии [6, с. 26].

Агрессивные действия выступают в качестве средства достижения какой-либо цели, способа психологической разрядки, а так же способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Выделяют следующие виды агрессивных реакций: физическая агрессия (нападение), косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости), склонность к раздражению, негативизм (манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы), обида (зависть и ненависть к окружающим) и вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через ссору и крик, так и через угрозу, проклятие ругань) [3. c. 87].

Э. Фромм обозначает пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение или сопротивление). Он различает агрессию биологически адаптативную, содействующую поддержанию существования, высококачественную, и злокачественную, никак не сопряженную с сохранением существования [25, c. 137-139].

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие этой самой агрессивности ведет к пассивности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т.д.

В подростковом возрасте появляется ряд предпосылок к формированию агрессивного поведения.

Первая закономерность и острая проблема подросткового возраста, способная привести к агрессивности, – это пересмотр взаимоотношений с родителями, переход от детской связи к отношениям, складывающихся на обоюдном уважении и равенстве.

Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

Третья особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период появляются проблемы самосознания и самоопределения.

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы, включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо может быть не обнаруженным.

Поэтому зачастую агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

Говоря о подростковой агрессии, стоит сказать, что агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста различается по нескольким корневым основам. В большинстве случаев, данные основы такие же, как и у совершеннолетних представителей определённого пола.

Мальчики - подростки испытывают агрессию в таковых межличностных отношениях как учёба, спорт, индивидуальная угроза, ситуация алкогольного опьянения. У них ярче проявлено умение к абстрагированию, существенно обширнее область заинтересованностей, однако, наравне с данными, они беззащитнее в реальных жизненных ситуациях.

У девочек - подростков – наиболее высоко сформирована словесно-речевая деятельность, умение к состраданию и переживанию. Они более восприимчивы к критике в свой адрес, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей и наиболее бурно реагируют на недооценивание их в духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление.

Однако любое поведение – это поведение конкретного человека. И оно определяется не только ситуацией, в которой он находится, людьми, с которыми он контактирует, но и его личными особенностями. Именно они характеризуют его со стороны психологических качеств, зная которые можно спрогнозировать возможное поведение. В конце концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством.

В связи с этим необходимо помнить, что попытки показать ребенку, что его поведение оставляет желать лучшего с помощью физического наказания могут дать противоположный результат: наказывающие таким образом родители становятся примером агрессивного поведения. Но нейтральная позиция родителей тоже может способствовать дальнейшему росту агрессии. Тем не менее, возможны и другие методы родительского реагирования на агрессию: обсуждение возникшей проблемы. Ведь, экспериментально доказано в других исследованиях, агрессивные дети отличаются от неагрессивных, в первую очередь, слабым знанием альтернативных способов разрешения конфликтов. По этому, наиболее адекватное поведение взрослых в той или иной ситуации - это осуждение агрессии ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности – сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Такие дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу.

Отечественная психология исходит из положения о том, что интерес подростка к своему внутреннему миру, размышления о себе, о своих взаимоотношениях с другими, о месте в коллективе возникает на основе интереса его к другим людям и, прежде всего к сверстникам. Развитие же интереса к другому, в свою очередь, обусловливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимоинтересных занятиях, совместных обсуждениях. Устанавливаются более глубокие личные взаимоотношения, связанные с разнообразными чувствами (симпатии, дружбы, зарождающейся любви и др.).

Наиболее характерными для раннего подросткового периода являются реакции протеста, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции иногда возникают в кругу семьи или в школе, в связи с неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют определенную направленность против тех лиц, которые, по его мнению, как-либо виноваты в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильной для него учебной или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое, по его мнению, наказание, самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, вступают в конфликты с товарищами и взрослыми.

Наблюдая поведение сверстника и анализируя отдельные его поступки, подросток пытается разобраться в психологических особенностях личности другого. Интерес к своему сверстнику в процессе общения с ним, размышление о его психологических свойствах заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение, сравнить себя с ним. В постепенном процессе познания собственных качеств у подростка сохраняется та же последовательность, что и при познании качеств другого, т. е. вначале выделяются внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества, более скрытые особенности внутреннего мира.

Учителям так же следует своевременно выявлять учащихся предрасположенных к агрессии. Немалая значимость в данной работе отводится психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Применяя в своей работе различные методики, рисуночные тесты, мониторинг, можно во время выявлять агрессивных учащихся ещё на раннем этапе и создавать коррекционную и профилактическую работу.

Итак, сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Наши рекомендации