Структура отношений личности
Изучение структуры межличностных отношений дает представление об их содержании – компонентах и уровнях отношений. При этом необходимо дифференцировать: а) структуру единичного отношения к чему-либо или кому-либо, б) структуру системы отношений субъекта.
В.Н.Мясищев (2003) в одиночном, единичном отношении выделяет три уровня:
1. Условно-рефлекторный уровень, заключающийся в первоначальных положительных или отрицательных реакциях на непосредственные внутренние и внешние контактные раздражения с возникновением сосредоточения, а также с нарастанием роли дистантных рецепторов.
2. Конкретно-эмоциональный уровень, начинающий свое развитие по мере того, как восприятие становится опытным источником отношений, в которых определяющим является эмоциональный компонент. Повторные положительные или отрицательные реакции вызываются условно. «Интегрируясь речевым аппаратом, они выливаются, прежде всего, в отношении любви, привязанности, боязни торможения, вражды» [175, с.237].
3. Конкретно-личностный уровень, возникающий по мере становления избирательности отношений человека к лицам социального окружения.
В.А.Петровский (1984) для изучения межличностных отношений в малой социальной группе предлагает следующую уровневую структуру:
а) совместная деятельность как системное основание межличностных отношений в группе;
б) отношение каждого члена группы к целям, задачам и мотивам совместной деятельности;
в) феномены межличностных отношений в группе, опосредованные совместной деятельностью;
г) поверхностные проявления межличностных отношений, возникающие в ходе непосредственного эмоционального контакта между участниками социальной группы [195].
Безусловно, предложенная В.А.Петровским уровневая структура межличностных отношений может быть использована применительно к изучению малых групп (трудовых коллективов), однако она не охватывает весь спектр, глубину межличностных отношений. Конечно, в трудовом коллективе (на предприятиях и фирмах) профессиональная деятельность является ведущей, но в нем также есть уровень неформальных взаимоотношений, которые также влияют и на эффективность трудовой деятельности, на удовлетворенность работой, на социально-психологический климат в трудовом коллективе.
На наш взгляд, наиболее полно структура отношений личности описана в работах Л.В.Куликова [136], которая представлена в таблице 1.
В ней отражены системы отношений (к живой и неживой природе, миру людей и самому себе), объекты и составляющие отношений, а также процессы и компоненты отношений.
Таблица 1
Структура отношений личности
Подструктура отношений | Отношение к живой и неживой природе | Отношения к миру людей | Отношения к себе |
Объекты отношений | Живая и неживая природа – мир предметов (МП) | Общество в целом, группы, отдельные значимые люди – мир людей (МЛ) | «Я» - реальное, «Я» - желаемое |
Основные составляющие | Желаемые отношения с МП Реальные отношения с МП | Желаемые отношения с МЛ Реальные отношения с МЛ | Отношения к «Я» -желаемому Отношения к «Я» - реальному |
Процессы отношений | Познание МП Оценивание отношений с МП Регулирование отношений с МП Осознание отношений с МП | Познание МЛ Оценивание отношений с МЛ Регулирование отношений с МЛ Осознание отношений с МЛ | Познание себя Самооценка Саморегуляция Осознание себя |
Компоненты отношений | |||
Познавательный | Представления о МП | Представления о МЛ | Представления о себе |
Эмоциональный | Принятие объектов МП | Принятие субъектов МЛ | Принятие себя |
Поведенческий | Установки, активность, направленная на МП (предметная экстраактивность) | Установки, активность, направленная на МЛ (социальная экстраактивность) | Установки на себя, активность, направленная на себя, (интроактивность) |
Отношение является единством познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Источники отношений могут быть как внешними, так и внутренними и, как отмечает Л.В. Куликов (1997), даже навязанными средой.
Принципиально важным при рассмотрении структуры отношений является определение роли и места в ней структуры «Я» личности. Наиболее часто в психологии встречаются такие подструктуры, как Я-реальное и Я-идеальное. Л.В.Куликов (1997) в структуре «Я» предлагает выделять следующие подструктуры:
● Я-желаемое, выступающее ориентиром личности в принятии себя, в саморегуляции и сохранении самооценки на высоком уровне.
● Я-воспринимаемое; это субъективная оценка и понимание человеком себя.
Эти подструктуры, тесно взаимосвязаны. В воспринимаемом Я непременно представлено и желаемое Я, без определенного совпадения этих образований вряд ли возможен достаточно высокий уровень самооценки. В желаемом «Я» есть компоненты воспринимаемого (существующего уже сейчас).
Обобщая сказанное, отметим, что отношение представляет собой сложное и многофункциональное образование, составляющими которого выступают «Я»-желаемое и воспринимаемое субъектов отношения, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, а также его поведенческие характеристики (активность предметная, социальная и интроактивная).
Структура межличностных отношений включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий (конативный) компоненты.
Когнитивный компонент. Основным когнитивным процессом в межличностных отношениях является понимание. Интенция на понимание может преследовать и прагматические цели индивида: когнитивная активность в данном случае нацелена на получение какой-то пользы, другой человек рассматривается в качестве средства для достижения субъективной цели. Но может быть и другой вариант: установка на понимание, приятие индивидуальности другого и аутентичного осмысления мира его переживаний определяет толерантность к противоположным мнениям, «открытость» когнитивных схем в области межличностного познания и их выраженную пластичность, не категоричность в суждениях и способность вникать во внутренний мир другой личности.
Эмоциональный компонент межличностных отношений определяется тем, что основным эмоциональным процессом является наличие «интеракционных чувств» (сближающих и удаляющих), регулирующих межличностную дистанцию (Л.В.Куликов). В качестве мотивационного источника межличностных отношений выступает побуждение «быть» в своих дифференцированных смысловых значениях, таких как «быть с другим» и «быть для другого». Этот компонент представлен особенностями доминирующего состояния субъектов отношений, чувственным тоном в отношениях, а также переживанием субъективного благополучия субъектами отношений.
Конативный компонент. Поведенческая активность в межличностных отношениях выражается в интенции на диалогическое общение, взаимодействие, слушании «голоса» другого (установка «слушать» здесь, как бы берет верх над установкой «видеть»), оказании помощи в случае определенных затруднений, альтруистическое поведение.
В практическом плане рассматривать структуру межличностных отношений, можно с учетом принципа дифференцирования (С.В.Петрушин). Он основан на предположении, что причина психологических проблем в межличностных отношениях кроется в смешивании субъектом различных уровней психической реальности, слияние их в некий единый уровень. Данный принцип строится на обнаружении и дифференцировании уровней межличностных отношений и построении между ними новых взаимосвязей. При описании этого принципа С.В.Петрушин (2005) опирался на следующие предположения [197]:
1. Межличностные отношения не есть нечто однородное. В них можно выделить различные уровни (виды, подсистемы).
2. Недифференцирование отдельных уровней отношений, как относительно самостоятельных и нетождественных друг другу, а также слияние этих отношений, является одной из причин неудовлетворенности отношениями.
3. Решение проблемы, возникшей в отношениях, заключается в обнаружении и дифференцировании уровней отношений.
В качестве уровней межличностных отношений С.В.Петрушин (2005) выделяет: социальный, эмоциональный и сексуальный.
На социальном уровне партнеры расположены по отношению друг к другу во взаимосвязанных социальных ролях. То есть, отношения на социальном уровне в определенном смысле «бесчеловечны». Основа их построения – конвенция, контракт, взаимная договоренность.
Эмоциональный (психологический) уровень имеет совершенно иную природу, отличную от социального. Его можно обозначить как принципиально не конвенциональный. Договор о прочности и неизменности эмоций невозможен. Любые гарантии и обязательства по поводу чувств типа «Я всегда буду тебя любить» нереальны и губительны для договаривающихся. Перенос социального на эмоциональные уровень, который выражается попыткой установления конвенций на эмоции, ради сохранения союза, приводит к напряжению и общей невротизации отношений.
Сексуальные отношения могут рассматриваться как самостоятельный уровень, не смешиваемый с другими.
Также достаточно интересная позиция, с точки зрения психологической практики представлена в транзактном анализе.
Транзакция (взаимодействие) – основная единица социального общения. В каждой транзакции выделяют два, наиболее важных, с точки зрения анализа уровня [160].
Первый – явный или социальный уровень взаимодействия. Он передается вербально и является информационным. Явный уровень взаимодействия воспринимается в виде информации, которую предоставляют субъекты друг другу и которую могут видеть, как сами субъекты отношений, так и люди находящиеся в этот момент рядом.
Второй – скрытый или психологический уровень. Как указывает В.Макаров и Г.Макарова, «этот уровень точнее назвать психотерапевтическим. Он передается жестами, тоном голоса, выражением лица, позой, частотой и глубиной дыхания, учащением пульса, расширением зрачков, интенсивностью потоотделения. Передается не вербально, является мотивационным и содержит в себе психотерапевтические послания» [160, с.108]. Скрытый уровень взаимодействия измеряется только качественно – по эффекту, оказанному на человека, принимающего послания.
Тем не менее, как отмечают В.Макаров и Г.Макарова, социальный и психотерапевтический уровни могут совпадать или нет.
Подводя итог сказанному, отметим, что использование тех или иных представлений об уровневой структуре отношений определяется целью, которую ставит перед собой психолог для решения научно-исследовательских или практических задач.
Межличностные отношения являются своего рода «мостиком» между внутренним миром человека и внешним социальным окружением; они не являются статичным образованием и предполагают развитие, об этом речь пойдет в следующей части книги.