Структура отношений личности

Изучение структуры межличностных отношений дает представление об их содержании – компонентах и уровнях отношений. При этом необходимо дифференцировать: а) структуру единичного отношения к чему-либо или кому-либо, б) структуру системы отношений субъекта.

В.Н.Мясищев (2003) в одиночном, единичном отношении выделяет три уровня:

1. Условно-рефлекторный уровень, заключающийся в первоначальных положительных или отрицательных реакциях на непосредственные внутренние и внешние контактные раздражения с возникновением сосредоточения, а также с нарастанием роли дистантных рецепторов.

2. Конкретно-эмоциональный уровень, начинающий свое развитие по мере того, как восприятие становится опытным источником отношений, в которых определяющим является эмоциональный компонент. Повторные положительные или отрицательные реакции вызываются условно. «Интегрируясь речевым аппаратом, они выливаются, прежде всего, в отношении любви, привязанности, боязни торможения, вражды» [175, с.237].

3. Конкретно-личностный уровень, возникающий по мере становления избирательности отношений человека к лицам социального окружения.

В.А.Петровский (1984) для изучения межличностных отношений в малой социальной группе предлагает следующую уровневую структуру:

а) совместная деятельность как системное основание межличностных отношений в группе;

б) отношение каждого члена группы к целям, задачам и мотивам совместной деятельности;

в) феномены межличностных отношений в группе, опосредованные совместной деятельностью;

г) поверхностные проявления межличностных отношений, возникающие в ходе непосредственного эмоционального контакта между участниками социальной группы [195].

Безусловно, предложенная В.А.Петровским уровневая структура межличностных отношений может быть использована применительно к изучению малых групп (трудовых коллективов), однако она не охватывает весь спектр, глубину межличностных отношений. Конечно, в трудовом коллективе (на предприятиях и фирмах) профессиональная деятельность является ведущей, но в нем также есть уровень неформальных взаимоотношений, которые также влияют и на эффективность трудовой деятельности, на удовлетворенность работой, на социально-психологический климат в трудовом коллективе.

На наш взгляд, наиболее полно структура отношений личности описана в работах Л.В.Куликова [136], которая представлена в таблице 1.

В ней отражены системы отношений (к живой и неживой природе, миру людей и самому себе), объекты и составляющие отношений, а также процессы и компоненты отношений.

Таблица 1

Структура отношений личности

Подструктура отношений Отношение к живой и неживой природе Отношения к миру людей Отношения к себе
Объекты отношений Живая и неживая природа – мир предметов (МП) Общество в целом, группы, отдельные значимые люди – мир людей (МЛ) «Я» - реальное, «Я» - желаемое
Основные составляющие Желаемые отношения с МП Реальные отношения с МП Желаемые отношения с МЛ Реальные отношения с МЛ Отношения к «Я» -желаемому Отношения к «Я» - реальному
Процессы отношений Познание МП Оценивание отношений с МП Регулирование отношений с МП Осознание отношений с МП Познание МЛ Оценивание отношений с МЛ Регулирование отношений с МЛ Осознание отношений с МЛ Познание себя Самооценка Саморегуляция Осознание себя
Компоненты отношений  
Познавательный Представления о МП Представления о МЛ Представления о себе
Эмоциональный Принятие объектов МП Принятие субъектов МЛ Принятие себя
Поведенческий Установки, активность, направленная на МП (предметная экстраактивность) Установки, активность, направленная на МЛ (социальная экстраактивность) Установки на себя, активность, направленная на себя, (интроактивность)

Отношение является единством познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Источники отношений могут быть как внешними, так и внутренними и, как отмечает Л.В. Куликов (1997), даже навязанными средой.

Принципиально важным при рассмотрении структуры отношений является определение роли и места в ней структуры «Я» личности. Наиболее часто в психологии встречаются такие подструктуры, как Я-реальное и Я-идеальное. Л.В.Куликов (1997) в структуре «Я» предлагает выделять следующие подструктуры:

● Я-желаемое, выступающее ориентиром личности в принятии себя, в саморегуляции и сохранении самооценки на высоком уровне.

● Я-воспринимаемое; это субъективная оценка и понимание человеком себя.

Эти подструктуры, тесно взаимосвязаны. В воспринимаемом Я непременно представлено и желаемое Я, без определенного совпадения этих образований вряд ли возможен достаточно высокий уровень самооценки. В желаемом «Я» есть компоненты воспринимаемого (существующего уже сейчас).

Обобщая сказанное, отметим, что отношение представляет собой сложное и многофункциональное образование, составляющими которого выступают «Я»-желаемое и воспринимаемое субъектов отношения, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, а также его поведенческие характеристики (активность предметная, социальная и интроактивная).

Структура межличностных отношений включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий (конативный) компоненты.

Когнитивный компонент. Основным когнитивным процессом в межличностных отношениях является понимание. Интенция на понимание может преследовать и прагматические цели индивида: когнитивная активность в данном случае нацелена на получение какой-то пользы, другой человек рассматривается в качестве средства для достижения субъективной цели. Но может быть и другой вариант: установка на понимание, приятие индивидуальности другого и аутентичного осмысления мира его переживаний определяет толерантность к противоположным мнениям, «открытость» когнитивных схем в области межличностного познания и их выраженную пластичность, не категоричность в суждениях и способность вникать во внутренний мир другой личности.

Эмоциональный компонент межличностных отношений определяется тем, что основным эмоциональным процессом является наличие «интеракционных чувств» (сближающих и удаляющих), регулирующих межличностную дистанцию (Л.В.Куликов). В качестве мотивационного источника межличностных отношений выступает побуждение «быть» в своих дифференцированных смысловых значениях, таких как «быть с другим» и «быть для другого». Этот компонент представлен особенностями доминирующего состояния субъектов отношений, чувственным тоном в отношениях, а также переживанием субъективного благополучия субъектами отношений.

Конативный компонент. Поведенческая активность в межличностных отношениях выражается в интенции на диалогическое общение, взаимодействие, слушании «голоса» другого (установка «слушать» здесь, как бы берет верх над установкой «видеть»), оказании помощи в случае определенных затруднений, альтруистическое поведение.

В практическом плане рассматривать структуру межличностных отношений, можно с учетом принципа дифференцирования (С.В.Петрушин). Он основан на предположении, что причина психологических пробле­м в межличностных отношениях кроется в смешивании субъектом различных уровней психической реальности, слияние их в некий единый уровень. Данный принцип строится на обнаружении и диффе­ренцировании уровней межличностных отношений и построении между ними новых взаимосвязей. При описании этого принципа С.В.Петрушин (2005) опирался на следующие предположения [197]:

1. Межличностные отношения не есть нечто однородное. В них можно выделить различные уровни (виды, подсистемы).

2. Недифференцирование отдельных уровней отношений, как относительно самостоятельных и нетождественных друг другу, а также слияние этих отношений, является одной из причин не­удовлетворенности отношениями.

3. Решение проблемы, возникшей в отношениях, заключа­ется в обнаружении и дифференцировании уровней отношений.

В качестве уровней межличностных отношений С.В.Петрушин (2005) выделяет: социальный, эмоциональный и сексуальный.

На социальном уровне партнеры расположены по отноше­нию друг к другу во взаимосвязанных социальных ролях. То есть, отношения на социальном уровне в опреде­ленном смысле «бесчеловечны». Основа их построения – конвенция, контракт, взаимная договоренность.

Эмоциональный (психологический) уровень имеет совершенно иную приро­ду, отличную от социального. Его можно обозначить как принци­пиально не конвенциональный. Договор о прочности и неизмен­ности эмоций невозможен. Любые гарантии и обязательства по поводу чувств типа «Я всегда буду тебя любить» нереальны и губительны для договаривающихся. Перенос социального на эмоциональные уровень, который выражается попыткой установ­ления конвенций на эмоции, ради сохранения союза, приводит к напряжению и общей невротизации отношений.

Сексуальные отношения могут рассматриваться как само­стоятельный уровень, не смешиваемый с другими.

Также достаточно интересная позиция, с точки зрения психологической практики представлена в транзактном анализе.

Транзакция (взаимодействие) – основная единица социального общения. В каждой транзакции выделяют два, наиболее важных, с точки зрения анализа уровня [160].

Первый – явный или социальный уровень взаимодействия. Он передается вербально и является информационным. Явный уровень взаимодействия воспринимается в виде информации, которую предоставляют субъекты друг другу и которую могут видеть, как сами субъекты отношений, так и люди находящиеся в этот момент рядом.

Второй – скрытый или психологический уровень. Как указывает В.Макаров и Г.Макарова, «этот уровень точнее назвать психотерапевтическим. Он передается жестами, тоном голоса, выражением лица, позой, частотой и глубиной дыхания, учащением пульса, расширением зрачков, интенсивностью потоотделения. Передается не вербально, является мотивационным и содержит в себе психотерапевтические послания» [160, с.108]. Скрытый уровень взаимодействия измеряется только качественно – по эффекту, оказанному на человека, принимающего послания.

Тем не менее, как отмечают В.Макаров и Г.Макарова, социальный и психотерапевтический уровни могут совпадать или нет.

Подводя итог сказанному, отметим, что использование тех или иных представлений об уровневой структуре отношений определяется целью, которую ставит перед собой психолог для решения научно-исследовательских или практических задач.

Межличностные отношения являются своего рода «мостиком» между внутренним миром человека и внешним социальным окружением; они не являются статичным образованием и предполагают развитие, об этом речь пойдет в следующей части книги.

Наши рекомендации