Личность в системе общ-ных отношений, соотношение природного и соц. составления личности. Становление и развитие личности.

Существует 2 осн. научных подхода к формированию личности: 1)личность формируется и развивается в соответствии с её врождёнными способностями, к-рые играют доминирующую роль; 2) личность – продукт, в 1ую очередь, соц. опыта. Необходимо отметить, что для создания полной картины, несомненно, нужно учитывать и биологич. особенности личности и её соц. опыт. Больш-во современных социологов считают, что соц.факторы формирования личности более значимы и явл-ся определяющими. На формирование личности в общ-ве влияют: биологич. наследственность, природные условия (физич. окружение), культура (соц. характер), групповой (коллективный) и уникальный индивидуальный опыт.

При изучении человеч. личности принято различать следующие уровни ее проявления: 1) природное – существующее и развивающееся в чел. независимо от влияния на него др. людей; 2) биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у чел. с животными; 3) наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологич. (хотя и не все биологич.наследственное); 4) соц. – приобретенное чел. в ходе социализации, общения и взаимодействия с др. людьми.

Соц. в широком смысле разделяют на 3 составляющие: а) собственно соц. – совокупность приобретенных черт, миним. необходимых для норм. выполнения своих соц. ролей; б) специфически культурное – совокупность норм и правил приличествующего поведения, к-рые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют др. считать его воспитанным; в) нравственное – высшее проявление соц. и культурного начала в чел., связанное с соблюдением норм как абсолютных требований. К.Маркс один из 1вых создал концепцию личности. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общ-ва. Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в опр-ных св-вах сознания, в разнообразных творческих проявлениях.

Индивид – чел., к-рый представляет общ-во. Понятие «личность» тоже применяется по отношению к чел., но подразумевает наличие в нём некоторых индивид., оригинальных, глубоко личных черт.

Осн. хар-ми личности являются: - самосознание; - самоконтроль (способность контролировать свои поступки и нести за них ответственность); - наличие опр-ных жизненных ценностей и включённость в общественные отношении.

Представленная в марксистской социологии модель личности позволяет говорить о личности как сложном, внутренне структурированном образовании. На сложность и многоплановость структуры личности обратил внимание З. Фрейд в начале ХХ столетия. Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействия личности и общ-ва, то Фрейд сделал попытку связать биологические начала и соц. В структуре личности Фрейд выделил 3 осн. психических компонента – «Оно», «Я» и «Сверх Я», лежащие в сферах бессознательного и сознательного.

Авторы теории «зеркального Я» - известные психолог и социолог Дж. Мид и Ч.Кули. Личность ими рассматривалась как результат соц. взаимодействия, в ходе к-рого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами др. людей. Личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое чел. в процессе соц. жизни. Соц. зеркало - мнение др. людей о поведении, способностях и возможностях чел.

Соц.статусы личности.

Соц. статус — положение индивида в соц. структуре группы или общ-ва, связанное с опр-ными правами и обязанностями. Один чел. обладает множеством соц. статусов, т.к. включен в различные соц. группы и категории.

Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным чел. в опр-ный момент времени.

В социологии выделяют различные виды соц. статуса. Например, в статусном наборе существует - главный статус, т.е. наиболее характерный для данного индивида статус, с к-рым он сам себя идентифицирует или с к-рым его идентифицируют др. люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современ. общ-ва главн. статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью.

Предписанный статус — статус, унаследованный индивидом от рождения или приписываемый ему общ-вом или гр. независимо от его способностей или усилий.

Достигаемый статус —статус индивида, к-рый закрепляется через индивид. выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения. Для современного индустриальн. общ-ва хар-но преобладание достигаемых статусов. В целом это прогрессивная тенденция, т.к. достигаемые статусы ведут к значительно более справедливому заполнении: соц. структур в соответствии с личными качествами индивида, его способностями, профессионализмом: что опр-ет эффективное функции-ание индивида в рамках занимаемого статуса.

Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы

Осн. социоологич.парадигмы.

Парадигма – совокупность осн. положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих спец. категориальным аппаратом и признающихся группой ученных; – общий угол зрения на изучаемые феномены. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот америк. философ и историк науки Т. Кун. В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют 5 осн. парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на к-рые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают соц. реальность.
Парадигма соц. фактов сводит соц. реальность к двум группам соц. фактов – соц. структурам и соц. институтам, к-рые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются 2 противоположных теоретич. направления – структурно-функцион. анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.
Парадигма соц. дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Соц. реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми соц. фактов. Согласно этой парадигме, соц. поведение людей строится в соответствии с пониманием ими соц. реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретич. направления: символич. интеракционизм, феноменологич. социология и этнометодология. Наиболее видными представителями - А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.
Парадигма соц. поведения опирается на психологич. ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории соц. обмена. Наиболее известным представителем 1ой явл-ся психолог Б. Скиннер, второй – Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения чел. как соответствующей ре-ции на опр-ные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного соц.поведения.
Парадигма психологич. детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Соц. реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общ-ва. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели опр-ные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).
Парадигма социально-историч. детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме соц. реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания – соц. структуры, к-рые, взаимодействуя друг с другом, порождают соц. процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального чел., приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономич. факторам дают основание опр-ить эту парадигму более точно как экономич.детерминизм.

Наши рекомендации