Учащихся класса _школы. Общее эмоциональное состояние школьника, определяется наличием тех или иных

    показатели тревожности по каждому фактору (в процентах)
Фамилии учащихся То Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Т7 Т8
1. Андреева Ольга                  
2. Батуев Петр                  
                     
Ужегов Алексей                  
  Среднее значение (по группе)                  

Общее эмоциональное состояние школьника, определяется наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

На основе анализа индивидуальных данных можно

· выявить особенности эмоционального состояния каждого испытуемого;

· составить общую характеристику тревожности учащихся в группе.

Следует отметить, что при анализе результатов получаемые сырые значения (баллы) по факторам сравнивать между собой некорректно, т.к. разное количество вопросов входит в тот или иной фактор. Сравнение рекомендуется проводить между показателями, имеющими процентное выражение.

1. Подсчитайте среднее значение (среднее арифметическое) группы по каждому фактору и соотнесите с вышеописанными уровнями тревожности. Определите, к какому уровню тревожности относится в целом группа испытуемых.

2. Подсчитайте количество испытуемых в группе с высокой, повышенной, средней/низкой тревожностью по каждому фактору и занесите обобщенные данные в сводную таблицу.

Общие показатели тревожности

Учащихся _______класса _______школы

Факторы тревожности среднее значение уровни тревожности (%)
высокая повышенная средняя и низкая
1. Общая тревожность в школе        
2. Переживание социального стресса        
3. Фрустрация потребности в достижении успеха        
4. Страх самовыживания          
5. Страх ситуации проверки знаний        
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих        
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу        
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями        
Всего        


3. Отметьте, по каким факторам выше средний показатель тревожности и больше всего учащихся с высокой и повышенной тревожностью, и по каким факторам самые низкие показатели. Чем, по вашему мнению, объясняются полученные в исследовании факты.

4. Отметьте, соответствуют ли выявленные в эксперименте данные о тревожности вашим наблюдениям. Опишите проявления тревожности (разных уровней) в поведении, деятельности, взаимоотношениях учеников.

5. Выделите школьников, имеющих самые неблагоприятные результаты – высокую тревожность по ряду факторов или любому из факторов. По результатам теста дайте полную информацию о каждом из этих учащихся. Укажите причины их неблагополучного эмоционального состояния.

6. На основе полученных данных составьте психолого- педагогические рекомендации по оптимизации эмоционального состояния:

· группы (при необходимости);

· каждого ученика, имеющего высокую тревожность.

Методики изучения когнитивных характеристик

Методика 1. Диагностика концентрации внимания

Перед проведением исследования необходимо актуализировать знания по теме «Внимание». В теоретической части необходимо раскрыть следующие вопросы:

1) Что такое концентрация внимания?

2) От каких факторов зависит возможность концентрироваться на материале?

Проведение исследования.Испытуемому предлагается 10 трехзначных цифр, которые он должен найти среди других, сходных цифр и вычеркнуть как можно быстрее. Регистрируется время поиска каждой цифры в отдельности, ошибки.

Инструкция. «На бланке вверху напечатаны 10 трехзначных цифр, а внизу 10 столбиков подобных цифр. Вам нужно числа, расположенные в верхних двух столбиках, как можно быстрее найти в нижних столбиках и вычеркнуть.

· Искать числа, начиная с первого.

· Как только числа нашли, вычеркните их.

· Задание выполняйте как можно быстрее».

627 786

782 489

345 372

852 293

645 459

273 529 432 697 978 489 456 324 842 354

923 576 873 345 648 563 754 382 364 786

763 427 963 239 896 243 739 293 683 724

738 498 759 438 583 234 825 546 597 734

635 576 846 253 627 883 857 352 972 534

932 645 942 524 393 624 678 945 782 283

259 469 836 594 638 425 937 459 698 574

895 357 795 376 654 389 742 589 835 492

659 297 537 279 954 362 852 475 938 745

673 248 349 867 953 472 863 285 798 372

Обработка и интерпретация результатов.

Успешность концентрации внимания (А)оценивается по формуле

А = Т- С(табл. 1,2), где С и Т - оценки по времени и количеству ошибок.

Таблица 1. Перевод времени и количества ошибок в оценки

Время, с 110-140 140-170 170-200 200-230 230-260 260-290 290-320 320-350 Оценка Т Время, с 350-380 380-410 410-440 440-470 470-500 500-530 530-560 560-580 580 и более Оценка Т Кол-во ошибок Оценка С

Для того, чтобы понять хорошая ли концентрация внимания у испытуемого, предлагается перевести полученные баллы (по показателю А) в стандартные оценки.

Таблица 2.Шкала для перевода показателей успешности внимания в стандартные оценки.

Оценка, баллы Концентрация (А), единицы
-
-
18-19
16-17
14-15
12-13
10-11
8-9
-
-
-

Среднее значение стандартных оценок ‑ от 7 до 14 баллов. Таким образом, если у испытуемого стандартные оценки в этом диапазоне, то можно говорить о нормальной концентрации внимания, если больше 14 баллов – то о высокой (выше среднего) концентрации внимания, если меньше 7 – о низкой (ниже среднего) концентрации внимания.

После проведения методики необходимо ответить на следующие вопросы:

1. На каком уровне находится концентрация внимания у данного учащегося?

2. Соотносятся ли полученные при диагностике данные с результатами наблюдений за данным учащимся? Приведите конкретные факты.

3. Каковы возможные причины снижения способности концентрироваться у данного учащегося?

4. Какие упражнения, приёмы можно рекомендовать для повышения концентрации внимания? Какие развивающие задания, приёмы были реализованы Вами при работе с данным учащимся?

Методика 2. Методика исследования логичности мышления
«Сложная аналогия»

Перед проведениемисследования необходимо актуализировать знания по теме «Мышление». В теоретической части необходимо раскрыть следующие вопросы:

1) Мышление как особая форма отражения действительности.

2) Что такое логическое мышление?

3) Развитие логического мышления.

Цель:исследование логического мышления, способности понимать сложные логические отношения и выделять абстрактные связи.

Испытуемому предлагается 16 пар слов и 6 пар слов в качестве образца. Время выполнения теста ‑ не более 10 минут.

Инструкция: « Найдите общее в соответствии 16 пар слов со словами, данными в качестве образца. Поставьте перед каждой парой слов цифру соответствующего образца».

Образец

1. Овца — стадо.

2. Малина — ягода.

3. Море — океан.

4. Свет — темнота.

5. Отравление — смерть.

6. Враг — неприятель.

Текст методики:

1. Испуг —бегство.

2. Физика — наука.

3. Правильно — верно.

4. Грядка — огород.

5. Похвала — брань.

6. Пара — два.

7. Слово — фраза.

8. Бодрость — вялость.

9. Свобода — независимость.

10. Месть — поджог.

11. Десять — число.

12. Праздность — безделье.

13. Глава — роман.

14. Покой — движение.

15. Бережливость — скупость.

16. Прохлада — мороз.

Обработка результатов: За правильный ответ (см. ключ к методике) присваивается 2 балла, за неправильный ‑ 0 баллов. Всего 16 заданий, максимальная оценка ‑ 32 балла. Средняя оценка от 12 до 26 баллов.

Ключ

Пары слов Выбор Пары слов Выбор
5 2 6 1 4 6 1 4 6 5 2 6 3 4 3 3

После проведения методики необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какой уровень развития логического мышления у данного учащегося?

2. Соотносятся ли полученные при диагностике данные с результатами наблюдений за данным учащимся? Приведите конкретные факты.

3. Какие существуют возможные причины трудностей в установлении логических связей у данного учащегося?

4. Какие упражнения, приёмы можно рекомендовать для развития логической формы мышления? Какие развивающие задания, приёмы были реализованы Вами при работе с данным учащимся?

Наши рекомендации