Упражнение 3. Найдите антонимы в крылатых словах. Обратите внимание на то, что выразительность высказывания во многом определяется наличием в нем слов-антонимов.

1. Без пользы жизнь - безвременная смерть (И. Гете). 2. Для хороших актеров нет плохих ролей (Ф. Шиллер). 3. Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем (Гете). 4. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Н. Толстой). 5. Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский). 6. Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Г. Белинский). 7. Мир - добродетель цивилизации, война - ее преступление (В. Гюго). 8. Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех (Ф. Ларошфуко).

Упражнение 4. Найдите антонимы в цитатах из произведений Салтыкова-Щедрина.

1. В низших классах учили повиноваться, в высших - повелевать ("За рубежом"). 2. Руки выворочены, левая представляется устремленною, с выдавшимися указательным и третьим пальцами; правая - согнута в локте и как бы нечто держит в стиснутом кулаке (там же). 3. Общество погрузилось с некоторых пор в такую смуту, что и само не разберет, пьяно оно или трезво (там же). 4. Ни начала, ни конца у этих афоризмов уследить невозможно... (Там же.) 5. Всегда были теоретики и практики, и всегда шел между ними спор, как пристойнее жизнь прожить (там же). 6. Люди сновали взад и вперед осторожно и озираясь, точно шли воровать ("Сказки"). 7. Пробьет этот желанный час, и явится свет, которого не победит тьма ("Сказки"). 8. Без думы, не умея различить добра от зла, не понимая уроков прошлого и не имея цели в будущем, он жил со дня на день, веселый, праздный и счастливый своей невежественностью ("Мелочи жизни"). 9. С утра до вечера все буду думать ("Мелочи жизни"). 10. Тут все: и добро и зло, и праздность и труд, и ненависть и любовь, и пресыщение и горькая нужда, и самодовольство и слезы, слезы без конца ("Мелочи жизни").

Самостоятельная работа № 5:

«Фразеологизмы и их употребление»

Задание 1. Письменно ответьте на вопросы:

1. Что такое фразеология?

2. Что такое фразеологизм?

3. Что такое фразеологические сращения (идиомы)? Приведите пример.

4. Что такое фразеологические единства? Приведите пример.

5. Что такое фразеологические сочетания? Приведите пример.

6. Что такое фразеологические выражения? Приведите пример.

7. Что такое идеологическое клише? Приведите пример.

Задание 2. Письменно выполните комплекс упражнений:

Упражнение 1. Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды Пожимать плечами
Встал не с той ноги Всего ничего
Теряться в догадках Играть в молчанку
Кот наплакал Не в духе
Как сквозь землю провалился Днем с огнем не найдешь

Упражнение 2. Найдите фразеологические антонимы



Как из-под земли вырос Засучив рукава
Бить баклуши Сидеть сложа руки
Как кошка с собакой Чуть свет
На ночь глядя Как сквозь землю провалился
Не покладая рук Не разлей вода

Упражнение 3. Прочитайте предложенный текст и письменно дайте ответы на вопросы, предложенные после текста.

Вавилонское столпотворение

(1) По библейскому преданию, в древности все люди на земле говорили на одном языке. (2) И так продолжалось до тех пор, пока жители Вавилона не задумали построить (сотворить) высокую башню (столп), чтобы добраться до неба. (3) Сперва строительство башни шло успешно, потому что вавилоняне хорошо понимали друг друга и усердно работали.

(4) Однако богу неугодно было это строительство. (5) Еще бы: ведь люди дерзнули покорить себе небо. (6) И тогда бог поступил очень хитро: «он смешал языки», а в результате строители перестали понимать друг друга - и «творение столпа» прекратилось.

(7) В современном русском языке это выражение употребляют, когда речь идет о неразберихе, беспорядке, толчее, суматохе, бестолковщине, о большом скоплении людей, у которых не получается то, что они задумали сделать.

Задания по тексту

1. С каким мифом перекликается данный миф? Проведите параллель между ними.

2. В каком предложении первого абзаца есть вводное слово. Напишите его номер.

3. Какое предложение связано с предыдущим противительным союзом. Напишите его номер.

4. Какое предложение связано с предыдущим союзом, указательным словом, контекстуальным синонимом. Напишите его номер.

5. В каком предложении в качестве средства связи использовано союзное слово. Напишите номер этого предложения.

6. Назовите СПП с придаточным причины.

7. Среди предложений 5-7 найдите предложение, одной частью которого является неопределенно-личное предложение. Напишите его номер.

8. Назовите предложения из текста, в которых хотя бы одна из частей является безличным предложением.

9. В предложениях 2-3 найдите слова, образованные приставочным способом. Запишите их.

10. Назовите номера предложений, в которых наблюдается последовательное подчинение.

11. Назовите предложения, где употребляется ряд однородных членов.

12. Из первого абзаца выпишите все словосочетания, образованные способом согласования.

13. Из второго абзаца выпишите словосочетания со связью примыкание.

14. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Самостоятельная работа № 6: «Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слов»

Задание 1. Подготовьтесь к написанию словарного диктанта:

Ко многим словам с безударной гласной в корне не подобрать проверочное слово, и чередующейся гласной в корнях этих слов тоже нет. Правописание таких слов надо запомнить.

Вот список слов, написание которых надо знать наизусть. Буква, вызывающая трудности, выделена жирным шрифтом.

абсолютный, авангард, авангардный, авантюра, агиткампания (от слова кампания в значении «действие»), агроном, академия, акварельный, альманах, аномалия, апелляция, апельсиновый, аплодировать;

багровый, баллон, берлога, беседующий, беспрецедентный;

вакансия, вакцина, вариант, великий, великолепный, винегрет, вестибюль, ветеран, виртуоз, витраж, восхищение, выразительный;

гектар, гениальность, гениальный, гербарий, гимназист, гипноз, гипотеза, горизонт, горячий, государственный, громадный;

декларация, диагноз, динамичный, директор, дирижировать, документ, дорогие, дорожный, досконально;

желать, железнодорожный;

завтрашний, заинтересовать;

игнорировать, иждивенец, интерес, информационный, информация, инцидент;

кавычки, календарь, карьера, карьерист, количество, колыхать, комбинация, комментарий, коммерсант, коммуникабельный, компаньон, компенсация, компетентный, компонент, компромисс, конституция, континент, копошится, коридор, корифей, коричневый, корова, корректный, корректор, коррекция, крестьянин, критерий, кАмпания и кОмпания (в значении «организованное действие» употребляется слово кАмпания. В значении «фирма, предприятие» или «общество, группа лиц» употребляется слово кОмпания);

лазурь, лелеять, лиловый, лингвистический, лотерея;

магистраль, мандариновый, меридиан, метафора, метеорология, механика, механизатор, миниатюра, минимальный, молоко, мотив;

наваждение, наречие, неохотно;

обоняние, озабоченный, окаймлять, околдовать, определить, оригинальный, орнамент, ошеломлённый;

палисадник, панорама, папоротник, пейзаж, полировать, поразительный, поролон, посещать, предварительный, президент, преодоление, претензия, привилегия, приоритетный, прогреметь, продемонстрировать, процедура;

раздражаться, реальный, регион, режим, ремесленный, рецензия, реставрировать, решить;

семинар, сериал, симпатия, система, ситуация, собака, собеседование, совесть, сражаться, стереотип, стипендия, суверенитет;

торжественный, торопливый, традиционный;

удовлетворительно, удостоен, удостоить, уничтожать, утрамбовать;

фамилия, фигурировать, филармония, филология, философия, фрагментарный, фразеологизм;

характер, характеризовать, характеристика, хореографический;

церемония;

человек;

шедевр;

эквивалентный, экспозиция, эксперимент, элемент, этикетка.

Задание № 2. Используя толковый словарь русского языка (желательно Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.), письменно объясните значение следующих слов:

альманах, аномалия, апелляция, корифей, иждивенец, палисадник, суверенитет, эквивалентный, экспозиция.

Задание № 3. Из толкового словаря русского языка выпишите 10 слов, имеющих безударные непроверяемые гласные в корне. Слова (в том числе словоформы и однокоренные слова) из задания №1 использовать нельзя. Выделите цветом или линией снизу безударную непроверяемую гласную (ые) в корне каждого выписанного слова.

Самостоятельная работа № 7: «Правописание приставок».

Задание №1. Заполните таблицу, вписав примеры приставок

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Не изменяются на письме Оканчиваются на
русские иноязычные
       
       
       
       
       
       

Задание №2. Выполните комплекс упражнений по теме:

Наши рекомендации