Психодраматический подход
К нему следует отнести ролевые игры и различные психодраматические техники (Д.Киппер, Дж. Морено и др.).
Целью психодрамы является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте творчества, т.е. проявлении некой модели поведения в ситуации «здесь и теперь». Целительный, коррекционный и развивающий эффекты психодрамы достигаются за счет катарсиса — снятия напряжения — и использования ролевых игр, включающего обучение спонтанности и расширение имеющегося ролевого репертуара (возможен даже отказ от некоторых ролей).
В разрабатываемой в настоящее время теории ролевых игр и психодрамы Д. Киппера выделены основные принципы использования ролевых игр.
1. Ролевые игры основаны на конкретном описании. Подразу
мевается, что пациенты представляют свои конфликты в некоем
сценическом действии, а не рассказывают о них. Конкретизация
достигается также за счет того, что с помощью вспомогательных
лиц (членов группы) и необходимых предметов, часто символи
ческих, моделируется фактор окружающей среды.
2. Разыгрываемое поведение должно быть аутентичным, т. е. вос
созданное пациентом описание должно достоверно отражать его
психологическое состояние в момент развертывания ситуации.
3. Терапия посредством клинических ролевых игр использует
выборочное усиление (фокусировку).
4. Ролевые игры помогают расширить познавательные возмож
ности. В отличие от реальной ситуации, где различные факторы
сдерживают проявление открытых эмоциональных реакций и но
вых форм поведения, имитируемая ситуация является защищен
ной и безопасной для человека, что дает новый шанс психологи
ческой и социокультурной реинтеграции.
Ролевые игры включают последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов. Классический психодраматический сеанс состоит из трех стадий — разогрева, действия и взаимодействия с группой (обмен чувствами), или завершающей стадии. Обычно во время одного сеанса директор группы (у психодрама-тистов так называется ведущий группы) выбирает одного протагониста и путем последовательной смены сцен — от достаточно нейтрального эпизода, используемого для разогрева, до кульминационной сцены, вскрывающей проблему и достигающей катарсиса, — организует психотерапевтический процесс.
Одной из важнейших задач завершающей стадии сеанса является развитие у пациента способности понимать себя, свое поведение и воздействие на окружающих. Это достигается в психодраме с помощью двух форм интерпретации — в первую очередь языком действий и вербализацией.
Количество техник, применяемых в психодраме и ролевых играх, чрезвычайно велико, вероятно, более тысячи, тем не менее можно выделить группу базовых техник, универсальных по воз-
можности их приложения к психологическим или поведенческим проблемам.
Киппер выделяет девять специальных базовых техник.
1. Представление самого себя (самопрезентация) — серия корот
ких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого
себя или кого-то очень важного для себя.
2. Исполнение роли — имитация поведения какого-либо челове
ка или акт принятия роли части тела, животного, неодушевлен
ного предмета или даже роли представления или понятия (напри
мер, страх, смерть, неуверенность).
3. Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений
между реальными людьми, где каждый играет самого себя (на
пример, в семейной психотерапии).
4. Монолог — проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень
часто — во время движения по кругу.
5. Дублирование — техника, при которой вспомогательное лицо
играет дублирующую роль протагониста одновременно с ним,
пытаясь стать его «психологическим двойником».
6. Реплики в сторону — в ситуации ролевой игры, в которой
протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит
вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается
делать.
7. Обмен ролями — одно из самых важных и сильных психотера
певтических средств. В этой технике на короткое время два челове
ка меняются местами физически: так, что А становится Б и на
оборот. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и
психологическое состояние другого.
8. Техника пустого стула — метод, активно применяемый и в
психодраме, и в гештальттерапии. Протагонист взаимодействует с
воображаемым персонажем или явлением, представленным одним
или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или —
чаще — обмена ролями.
9. Техника зеркала — осуществляется вспомогательным лицом,
исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а
протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства дей
ствия.