Тема 13. Диагностика творческих способностей
В традиционной психометрике аналогом понятия «творческие способности» выступает понятие «креативность». Несмотря на большую значимость и продолжительную историю, проблемы творчества и творческих способностей разработаны недостаточно. В широком смысле креативность можно определить как способность порождать множество разнообразных, оригинальных идей, способность к созданию нового, отказываться от стереотипных способов мышления. Как отмечает Д.Б.Богоявленская, принципиальная спонтанность творческого процесса делает его практически неуловимым для естественно-научных методов. Практически невозможно прогнозировать момент озарения и творческого решения, а также точно установить качество самого творческого продукта. Любая процедура диагностики предполагает некоторую регламентацию, в то время как творческие идеи возникают в нерегламентированных условиях и, зачастую, вне связи с целью конкретной познавательной деятельности.
Тенденция к выделению креативности как специфического вида способностей возникла в 50-е гг. XX в. и связана с именами Л.Терстоуна и Дж.Гилфорда. Данные авторы рассматривали, преимущественно, когнитивные аспекты творчества.
По Дж.Гилфорду, креативность в узком значении слова – это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, и в равной степени правильных решений относительно одной и той же ситуации. В качестве критериев креативности целесообразно рассматривать комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности:
1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);
2) оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, стереотипных);
3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключиться с одной идеи на другую);
4) метафоричность (готовность работать в необычном контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей).
Согласно теории Дж.Гилфорда, креативность является самостоятельным, независимым от интеллекта фактором. Точнее, между интеллектом и креативностью есть незначительная связь, которая не может интерпретироваться однозначно. Для объяснения выявленных корреляций Э.П.Торренсом была предложена «теория интеллектуального порога»: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность составляют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной. Иными словами, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью (В.В.Дружинин, 1999).
Вместе с тем, существуют данные относительно большой роли личностных (эмоциональных, мотивационных) особенностей в развитии креативности. Различные исследователи выделили ряд личностных черт, отличающих креативов от некреативов. К таким чертам относятся самонадеянность, агрессивность, независимость, неконформность, склонность к риску. Д.Б.Богоявленская вводит понятие интеллектуальной активности – потребности в умственной деятельности, которая является интегративным показателем реализации интеллекта и творческих способностей человека и выступает как форма спонтанной, извне не стимулированной мыслительной деятельности субъекта по поводу порождения новых познавательных задач как личностного, так и собственно интеллектуального плана (Д.Б. Богоявленская, 2002).
Обобщая данные современных исследований, М.К.Акимова делает следующие выводы:
1. Существует связь между креативностью и творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства до конца не определена.
2. Нельзя с полной уверенностью отделить креативность от интеллекта в традиционном его понимании.
3. Пока не найдены надежные способы измерения креативности.
Первые тесты креативности были созданы Дж.Гилфордом и получили название – Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности. В батарею входило 14 субтестов, из них 10 – на вербальную креативность, 4 – на невербальную; время решения заданий – ограничено. Тесты были предназначены для старшеклассников и взрослых людей.
В настоящее время наиболее известны и широко применяются для измерения креативности тесты Е.Торренса. В состав батареи входит 12 субтестов, сгруппированных в 3 серии: вербальную, изобразительную и звуковую. В адаптированном в России варианте присутствует только вербальные и изобразительные задания. Методика предназначена для диагностики креативности детей и взрослых. Показатели надежности и валидности выше, по сравнению с тестом Дж.Гилфорда. Однако, корреляции показателей по тесту Е.Торренса с реальными творческими достижениями невысоки. Позднее, Е.Торранс отмечал, что креативность необходимо оценивать на основании анализа продуктов деятельности (сочинений, картин и т.п.).
В отечественной психологии для измерения творческих способностей Д.Б. Богоявленской предложен метод «креативного поля». В качестве единицы измерения творческих способностей автор рассматривает понятие «интеллектуальная инициатива» как синтез интеллектуальной и мотивационной структуры личности, проявляющийся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого. Интеллектуальная инициатива проявляется в самостоятельной постановке исследовательской задачи, в выходе за пределы задания. Принципы «креативного поля»: 1)отказ от внешнего побудителя и предотвращение оценочной стимуляции; 2)отсутствие «потолка» в исследовании объекта – неограниченное поле деятельности; 3)длительность эксперимента (Д.Б.Богоявленская, 2002).