Вопрос 1 Понятие, структура, основные компоненты Я-концепции
Тема 2.1. Я-концепция и социальные роли личности
Цель – рассмотреть основные компоненты и проявления Я-концепции, социально-психологические закономерности формирования и функционирования Я-концепции.
Задачи:
- сформировать понятие об Я-концепции и ее проявлении;
- ознакомиться с социально-психологическими закономерностями формирования и функционирования Я-концепции, нарушениями самосознания.
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие, структура, основные компоненты Я-концепции.
2. Социально-психологические закономерности формирования и функционирования Я-концепции.
3. Нарушения самосознания: признаки, способы реагирования на данные нарушения.
Вопрос 1 Понятие, структура, основные компоненты Я-концепции.
Социальное мышление — один из основополагающих факторов, составляющих ядро социальной психологии. Оно представляет собой совокупность индивидуального представления человека о самом себе, о своем месте в мире социума, а также социальные установки, убеждения и суждения. Их анализ дает возможность изучить психологические закономерности взаимодействия и общения индивидов между собой, с группой и между группами в рамках той или иной общности.
Я‑КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе.
Я-КОНЦЕПЦИЯ(англ. self-concept) — развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:
а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств;
б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии,представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс),в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.
Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом,выделяют в ней 3 структурных компонента:
1) когнитивный компонент — «образ Я» (англ. self-image), ккоторому относится содержание представлений о себе;
2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem);
3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).
4) оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение.
Есть разные подходы к пониманию структуры Я-концепции. Например, У. Джемс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки имеют, как правило, разные модальности. Существуют по крайней мере три основных модальности самоустановки:
— реальное Я: установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. связанные с его представлениями о том, каков он на самом деле;
— зеркальное (социальное) Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;
— идеальное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать. Д. Майерс добавляет еще одну модальность:
— возможное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем.
Я‑концепция — предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:
1) физическое Я — схема собственного тела;
2) реальное Я — представление о себе в настоящем времени;
3) динамическое Я — то, каким субъект намерен стать;
4) социальное Я — соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;
5) экзистенциальное Я – как оценка себя в аспекте жизни и смерти;
6) идеальное Я‑то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;
7) фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.
Я-концепция играет, по существу, троякую роль:
— способствует достижению внутренней согласованности личности;
— определяет интерпретацию опыта;
— является источником ожиданий личности.
Представление Я-концепции ее как совокупности или структуры установок индивида к самому себе (Р. Берне). Эта структура может быть представлена в виде схемы (см. Рис. I).
Эти установки группируются в три категории: реальное Я (каким индивид представляет себя на данный момент); социальное Я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди) и идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть).
Понимание Я-концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Образ Я (структура представлении о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, стагусные, имущественные, ценностные и др. характеристики человека). Все они входят в образ Я с разными весами, т е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.
Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:
1)социокультурные стандарты и нормы социального окружения,
2)социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация);
3)индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Фактически индивид реализует два процесса самооценки:
а) сравнение «реального Я» с «идеальным Я»,
б) сравнение «реального Я» с «социальным Я».
В целом, мотивационная функция Я-концепции, регулирующая поведение человека, состоит в следующем:
1) Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я-образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т. д.).
2) На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концеп-ции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации.
Вопрос 3 Социально-психологические закономерности формирования и функционирования Я-концепции.
Важнейшей функциейЯ-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения.
Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения — и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.
Из многочисленных источников формирования Я-концепции человека, наиболее жизненно важными являются следующие:
1) Представление о своем теле (телесное Я).
2) Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.
3) Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других, о себе.
4) Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина).
5) Практика воспитания детей в семье.
Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам Я-концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.
Задайте себе несколько вопросов — как вы реагируете на невысокого полного человека? На стройного, атлетически сложенного? Какие ассоциации у вас возникают, лаже если вы незнакомы с этими людьми? Уверенно можно ответить — эти два типа человека будут вызывать у вас совершенно разные чувства, установки и ожидания по отношению к этим лицам.
Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя. Высокая самооценка личности сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом.
Другими словами, Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепшш в целом. Отсюда следует и практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности при взаимодействии с ними, чтобы уменьшить отрицательные эффекты стереотипного восприятия внешности и эффекта получения неодобряемых Я-образов тела.
Язык и развитие Я-концепции. Значение языка для развития Я-концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т. д.) и дает первый толчок к развитию Я-концепции. Другими словами, Я-концепция осознается человеком в языковых терминах и ее развитие осуществляется посредством языковых средств.
Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.) — другой важный источник формирования Я-концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими.
Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшей социальной средой) жизненно важны для развития у подростка Я-концепции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.
Существует много исследований. Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением (т. е. получает больше положительные подкрепления) и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается положительная Я-концепция. Если другие — родители, сверстники, учителя - отвергают его, выставляют на посмешите, принижают, больше критикуют (т. е. он получает больше негативных подкреплений), то, вероятнее всего, у него будет развиваться отрицательная Я-концепшия.
Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований Я-концепции человека, все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях - Я существо мужского или женского пола.
Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида - половая идентификация и половая типизация.
Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре.
Для описания процесса половой типизации введено понятие «стандарта половой роли» (или полоролевого стандарта) как приобретенных в процессе социального научения форм поведения и личностных характеристик, типичных для данного пола в данной конкретной культуре и в каждом обществе (культуре) существуют социально одобряемые нормы, стандарты, формы поведения и психологические характеристики, приписываемые ролям мужчины и женщины.
Многочисленные исследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия, в большинстве культур больше свободы, власти и ценности приписывается мужской роли.
Воспитание детей в семье. Практика воспитания детеи в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие Я-концепции личности.
Первые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми
Воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте.
Исследования показали взаимосвязи и тенденции в формировании типов личности в отношении таких установок воспитания как:
а) авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность
б) теплота, забота, уважение детей, разумный контроль, проявляемые родителями в воспитании детей.
Положительная самооценка с большей вероятностью возникает тогда, когда к детям относятся с уважением, одобрением, определяют им четко определенные стандарты и границы поведения, а также разумные притязания и ожидание успеха вместе с постоянным и согласованным подкреплением со стороны родителей выбранной линии поведения.
Следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:
- положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей,
- четкое установление социальных норм границ и правил поведения детей, целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями,
- уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в этих установленных пределах,
- минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми