Компоненты САПР, основные концепции

Структура программного обеспечения САПР

Программное обеспечение САПР представляет собой совокупность всех программ и эксплуатационной документации к ним, необходимых для автоматизированного проектирования. Физически в состав ПО входят:

- документы с текстами программ;

- программы, записанные на машинных носителях информации;

- эксплуатационные документы.

ПО конкретной САПР включает в себя программы и документацию для всех типов ЭВМ, используемых в данной САПР. Составляющие программного обеспечения САПР, а также требования к его разработке и документированию установлены государственными стандартами. ПО САПР подразделяется на общесистемное и специализированное (прикладное).

Общесистемное ПО предназначено для организации функционирования технических средств, т.е. для планирования и управления вычислительным процессом, распределения имеющихся ресурсов. Общесистемное ПО представлено различными операционными системами, содержит набор программных средств, которые предназначены для повышения эффективности использования вычислительных комплексов САПР и производи-тельности труда персонала, обслуживающего эти комплексы. В состав общесистемного ПО включают библиотеки стандартных программ. Для хранения и использования различных данных создаются специальные системы управления базами данных (СУБД).

К функциям общесистемного ПО относятся: управление процессом вычислений; ввод, вывод и частично обработка информации; диалоговая взаимосвязь с пользователем в процессе проектирования; решение общематематических задач; хранение, поиск, сортировка, модификация данных, необходимых при проектировании, защита их целостности и защита от несанкционированного доступа; контроль и диагностика работы вычислительного комплекса.

В специальном ПО реализуется математическое обеспечение для непосредственного выполнения проектных процедур.

Специализированное ПО включает в себя прикладные программы и пакеты прикладных программ (ППП), основной функцией которых является получение проектных решений.

Конкретный состав общесистемного ПО зависит от состава технических средств вычислительного комплекса САПР и устанавливаемых режимов обработки информации на этом комплексе.

Структура программного обеспечения САПР. Особенности:

1. Программное обеспечение должно позволять сетевую работу в рамках САПР. Программное обеспечение чаще всего имеет не один пакет прикладных программ, а состоит из очень большого количества пакетов прикладных программ.

2. Программное обеспечение САПР чрезвычайно дорогое. Чаще САПР разрабатывают для группы предприятий. САПР должна легко подстраиваться под конкретного пользователя.

3. При приобретении ПО иностранного производства следует обратить внимание на его адаптацию к национальным стандартам.

4. Программное обеспечение должно предоставлять современные средства и методы интерактивного обучения.

5. ПО должно иметь возможность точного импортирования (экспортирования) данных. Для выполнения этого в состав ПО должны входить встроенные трансляторы данных разных форматов.

Трансляторы данных в нейтральном формате — это универсальный формат данных, наиболее распространенный и часто используемый во всем мире.

Прямые трансляторы позволяют выполнять полную передачу данных о геометрии изделия, потому что используют оригинальный формат базы данных конкретной CAD/CAM-системы.

В общем случае базовая CAD-система должна бесплатно включать набор трансляторов для основных наиболее распространенных форматов обмена данными, типа IGES, VDA, DXF.

Аппаратное обеспечение САПР

САПР — это не только комплекс программных средств, в которые предприятия делают основные вложения, но и солидная аппаратная база, требующая соответствующего материального обеспечения и на несколько лет определяющая стратегию развития САПР как программного комплекса предприятия.

Внедрение САПР необходимо осуществлять как внедрение программно-аппаратного комплекса, обладающего требуемой функциональностью. На рынке САПР каждый год появляются новинки, которые увеличивают функциональность прикладного ПО; революционные прорывы происходят с периодичностью в 3-4 года. Промежуток между заявлением производителя ПО о новой функциональности и началом квалифицированной работы пользователя с нею может составлять до 12 месяцев. Этот же временной интервал характерен и для оптимизации аппаратных ресурсов под вновь приобретаемое ПО.

Вывод: если аппаратный комплекс оптимизировать под существующую функциональность прикладного ПО, а также дать ему некоторый запас прочности, то моральное устаревание комплекса удастся отодвинуть на несколько лет. Попробуем сформулировать основные принципы жизнеспособности аппаратного комплекса:

– дифференциация рабочих мест для плоского и трехмерного проектирования;

– выделение компьютера или группы компьютеров для реализации функций серверов приложений, данных пользователей, различных групповых сервисов;

– организация централизованного резервного копирования информации серверов (обязательно) и отдельных рабочих мест (по степени важности информации);

– выделение устройства вывода для индивидуального доступа каждого пользователя;

– предварительный расчет нагрузки на ЛВС (локальную вычислительную сеть) и оптимизация трафика;

– формирование топологии ЛВС таким образом, чтобы ее надежность была максимальна и не зависела от воздействия внешних факторов;

– выделение места для репликации технической документации (до формата А0+) с целью оптимизации нагрузки на устройства вывода информации на бумажные носители;

– наличие минимального аппарата администрирования комплекса (инженеров IT).

Пользователю доступны практически все типы вычислительных систем, но вопрос о том, какую архитектуру системы выбрать (RISC или CISC), почти всегда однозначно решается в пользу CISC, а если говорить конкретнее — Intel-систем. Преимущества Intel-систем:

- распространенность программного обеспечения;

- существующий уровень образования конечного пользователя;

- несанкционированное использование коммерческих версий программных продуктов;

- отработанная технология ремонта и хорошая ремонтопригодность таких систем.

При этом пользователь забывает о том, что такие системы были созданы «для всего» (принцип all-in-one – все в одном). Универсальная системная архитектура позволяет приложениям выполняться как одинаково хорошо, одинаково средне, так и одинаково плохо.

Преимущества RISC-системы, как правило с UNIX ОС:

- система ориентирована на высокопроизводительные вычисления;

- программное обеспечение имеет отработанные алгоритмы, причем именно на основе этих алгоритмов строится программное обеспечение для Intel-систем;

- система имеет высокую надежность, что практически сводит к минимуму выход техники из строя;

- прикладное программное обеспечение ориентировано на возможности именно этой, конкретной системы;

- все имеющиеся программы на этой вычислительной системе выполняются одинаково хорошо.

Отказ от принципа all-in-one – (все в одном): если расшифровать данное направление развития вычислительного комплекса, то это может выглядеть следующим образом:

- применение процессоров нижнего класса в компьютерах на рабочих местах, предназначенных для 2D-проектирования;

- четкое и однозначное формирование комплекса программного обеспечения как для 2D-, так и для 3D-рабочих мест;

- применение накопителя на жестких дисках минимально возможной емкости в соответствии с требованиями программного комплекса;

- применение RDRAM или DDR RAM в станциях, предназначенных для вычислений в режиме реального времени или визуализации сложных объектов;

- применение графических ускорителей 2D на рабочих местах для двухмерного проектирования;

- применение графических ускорителей с аппаратной реализацией OPEN GL v1.1 (новый стандарт v1.2) для рабочих мест, предназначенных для 3D-визуализации;

- если в вашей системе используются программные продукты Autodesk, то желательно применение Heidi-совместимой графической подсистемы.

Вопрос о рабочем месте для обработки двухмерной информации является принципиально важным. Таких компьютеров в системе может быть до нескольких сотен, а стоимость рабочего места существенно влияет на стоимость всего программно-аппаратного комплекса. В то же время удешевление рабочего места не следует проводить в ущерб его функциональности.Определяющей особенностью рабочего места CAD 2D является оптимизация системы для работы с двухмерной графикой. В качестве видеоконтроллера может быть использована любая современная графическая карта с 19-дюймовым монитором с разрешением 1024×768 или 1280×1024 точек разверткой не менее 75 Гц. Данные режимы работы мониторов наиболее удобны для операторов с точки зрения эргономики и психомоторики и являются оптимальными для приложений CAD 2D.

Ввод информации в САПР

Наиболее распространенный вариант — это ввод информации с бумажных носителей. Сам по себе этот процесс достаточно трудоемкий и, возможно, бывает отягощен плохим качеством бумажных носителей: неравномерность тона бумаги, темные пятна, «размытые» линии. В этом случае применяется профессиональный сканер. Профессиональные сканеры обеспечивают точностные параметры ввода изображения и позволяют конечному пользователю осуществлять первичную цифровую фильтрацию изображений, блок управления сканером может на основе алгоритмов цифровой обработки информации убирать единичные растровые элементы и создавать равномерные закрытые полигоны. Специальные алгоритмы позволяют восстанавливать целостность линий и в некоторых случаях увеличивать их толщину, что необходимо для последующей обработки информации. При этом скорость ввода информации не теряется. Критичными точностными параметрами сканеров являются линейность и относительная погрешность ввода изображения. В этом случае профессиональные сканеры однозначно предпочтительнее устройств SOHO (Small Office Home Application).

Ввод информации с дизайнерских набросков и эскизов также возможен сканированием бумажных носителей или пленок. Для выполнения эскизов или набросков могут использоваться графические планшеты (дигитайзеры). Посредством стандартного программного обеспечения, поставляемого с планшетами, стала возможна интеграция этих устройств с САПР (например AutoCAD). Наиболее удобный инструмент для ввода этой информации — перо дигитайзера, имеющее вид «обычной» шариковой ручки. В отдельных случаях ввод информации может осуществляться в растровом режиме.

Все профессиональные сканеры легко и удобно интегрируются в архивы электронных документов; это одно из основных отличий профессионального оборудования от бытового.

Также возможны другие варианты ввода информации:

с клавиатуры или манипулятора «мышь», импорт данных из файлов.

Последний этап — получение твердой копии объекта. Этот этап техпроцесса заключается в выводе информации на плоттер. Механизм вывода может быть различен, но наиболее эффективным будет организация сервера печати и механизма очередей. Механизм очередей помогает упростить удаленное администрирование сервера печати и справиться с повышенным расходом бумажных носителей, связанным с ошибочным выводом на печать. В проектных организациях, имеющих большой объем печатных работ, при использовании механизма очередей печати целесообразно применять плоттеры с непрерывной подачей чернил. Это связано с тем, что объем танков с чернилами значительно превышает объем картриджей; кроме того, существует возможность пополнения запаса чернил в процессе работы устройства.

Окна и видовые экраны САПР

Термин окно обозначает область экрана монитора рабочей станции, посредством которого пользователь взаимодействует с вычислительными ресурсами, подключенными к той же сети. Окно (в компьютерной графике) — это область пространства, проецируемая на монитор. Объекты, находящиеся вне окна, на мониторе не по­являются. Окно обычно опреде­ляется как прямоугольник, лежащий на экране и заданный значениями X и Y в системе координат просмотра. Видимая облазь простран­ства, называемая просматриваемым объемом (viewing volume), зависит от типа проекции. Для параллельной проекции эта область имеет форму параллелепи­педа, а для перспективной — форму пирамиды и.т.д.

Компоненты САПР, основные концепции - student2.ru

Рис. 3.4. Окно и просма- триваемый объем для параллельной проекции

Видовой экран (viewport) — это область экрана, где будет отображаться проецируемое изображение (рис. 3.5). В эту область проецируется просматриваемый объем, определяемый «обычным» окном. Отображение состоит из трансляции и масштабирования Рис. 3.4. Видовые экраны

Компоненты САПР, основные концепции - student2.ru

Основные примитивы САПР (на прим. AutoCAD)

Примитивы (primitives) — это элементы графики, которые могут отображаться графической библиотекой. В каждой библиотеке набор примитивов свой.

Простые Сложные Пространственные Редкие
точка отрезок круг (окружность) дуга прямая луч эллипс текст сплайн полилиния мультилиния мультитекст размер выноска допуск штриховка вхождение блока (ссылка) растровое изображение геометрические тела полосы фигуры

Основные классы объектов, называемые в AutoCAD примитивами, доступны через панель инструментов «Черчение» или через одноимённый пункт меню. Следует отметить, что в панели инструментов перечислены только основные двумерные примитивы.

Отрезок (или линия) является основным графическим объектом AutoCAD. Команда доступна из панели инструментов «Черчение». Команда «отрезок» строит серию отрезков из указанной точки, причем последующие отрезки начинаются из концов предыдущих. За концы отрезок можно растягивать и менять направления, а за центральную – переносить. Указать конечные точки можно либо с использованием двухмерных (х, у), либо трехмерных (х, у, z) координат, либо их комбинации. Если вводятся двухмерные координаты, программа AutoCAD использует текущую высоту в качестве координаты Z точки (по умолчанию координата равняется нулю).

Команда «Отрезок» является командой, которая повторяется автоматически. Команда использует конечную точку одного отрезка в качестве начальной точки для следующего отрезка, продолжая выводить подсказки для ввода каждой последующей точки. Каждый отрезок является отдельным объектом, поскольку был нарисован с использованием отдельной команды.Большинство команд программы AutoCAD имеет множество параметров – «ключей». Они могут быть выбраны в контекстном меню. Для команды «Отрезок» доступны три параметра: «Продолжить», «Замкнуть» и «Отменить».Ключ «замкнуть» действует после того, как добавлены минимум два отрезка друг за другом. Команде ПРЯМАЯ. Эта команда позволяет создавать бесконечные линии, которые обычно используются при вспомогательных построениях.Точки как примитивы AutoCAD применяются не так часто. Как правило, их называют также узловыми точками и используют для узловой объектной привязки. При работе со сложными трехмерными моделями точки могут быть полезны для облегчения привязки к труднодоступным местам.

Для создания узловых точек в системе AutoCAD предусмотрена основная команда – ТОЧКА. Однако есть еще две команды, которые по определенному закону расставляют новые точки вдоль объекта: ПОДЕЛИТЬ и РАЗМЕТИТЬ.


Единицы измерения

Пользователь должен выбрать формат и точность единиц измерения расстояний и углов. Единицы измерения расстояний могут быть представлены в научном, десятичном, дробном, инженерном и архитектурном форматах. Единицы изме­рения углов — это градусы, градусы/минуты/секунды, грады, радианы и геодезические единицы.

Размеры чертежа

Рисуя чертеж на бумаге, вы не можете выйти за границы листа. Точно так же и при работе с графическим устройством чертеж должен иметь определенные границы, поскольку этот чертеж когда-нибудь все равно будет напечатан на бумаге конечного размера. Значит, пользователь должен заранее установить размеры чертежа.

Слои

Разбивать чертеж на множество слоев очень удобно, особенно если чертеж достаточно сложный. Распределив группы графических элементов по отдельным слоям, вы значительно упростите себе задачу. Другими словами, выполнять все операции с отдельным слоем значительно проще, чем с большим чертежом, содержащим все объекты. Однако вам нужно иметь возможность переключаться между режимами просмотра, чтобы получить представление об относительном расположении элементов из разных слоев. Разделение на слои сохраняет возможность накладывать их друг на друга, не усложняя при этом чертеж по крайней мере в том, что касается выполняемых графических операций. Слой, с которым вы работаете в данный момент, считается активным, тогда как все остальные слои считаются неактивными. Как и любой другой фон, графические элементы неактивных слоев нечувствительны к графическим операциям, таким как выбор или удаление. Поэтому сложность чертежа остается той же самой, как если бы вы работали с одним-единственным активным слоем.

Системы координат

Для вывода изображения объекта на экран графического устройства необходимо решить две основные задачи:

1. указать положение всех точек объекта в пространстве;

2. определить положение их образов на мониторе.

Для задания положения точек в пространстве и на мониторе используются сис­темы координат. Важно понимать, как связаны между собой различные системы координат. Особенно это важно для проектирования трехмерного объекта на плоский экран. Проекция на экране строится по тем же законам, что и проекция реального объекта на сетчатке человеческого глаза.

Первой среди систем координат мы рассмотрим систему координат устройства (device coordinate system), которая определяет положение точки на экране. Эта система состоит из горизонтальной оси u и вертикальной оси v (рис.). Обратите внимание, что начало отсчета может выбираться произвольно. Осей u и v достаточно для задания положения любой точки экрана, поэтому третья ось, перпендикулярная первым двум, не определяется. Положение любой точки зада­ется двумя целыми числами u и v, равными числу пикселов между началом координат и точкой по осям u и v.

Компоненты САПР, основные концепции - student2.ru

Рис. Системы координат устройства

Внешняя, или мировая система координат (world coordinate system), — это опорная система, используемая для описания интересующих нас объектов. Внешней она является по отношению к объектам.

Для удобства работы может определяться пользовательская система координат.

Также при настройке параметров возможно определить для данного чертежа цвета, типы линий для слоев, их толщину (для печати и отображения на экране), стили текста сетку, привязку к элементам графических примитивов и т.д.

Для упрощения данной операции возможно использовать шаблоны файлов.

11. Базовые функции черчения на примере Autocad

Рабочий экран AutoСAD имеет вид (здесь приводится экран русской версии AutoCAD. Это сделано для облегчения навигации по рабочему окну).

Компоненты САПР, основные концепции - student2.ru

Рис. Пример главного окна AutoСAD

Окно программы AutoCAD состоит из нескольких частей, каждая из которых выполняет определенные функции: ввод команд, отображение необходимой при черчении информации и т. д. Некоторые инструменты взаимодополняют и даже могут замещать друг друга.

Центральная часть экрана (графический экран) – это основная рабочая зона, в которой находится видимая часть рисунка (остальные его части могут находиться выше, правее, ниже и левее). Курсор при движении по этой части экрана имеет вид перекрестия с квадратной мишенью в точке пересечения. В левом нижнем углу графического экрана находится знак осей системы координа.

В верхней части окна находится лента с вкладками, на которых расположены кнопки команд.

Верхняя строка графического экрана, состоящая из надписей: Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат и т. д., называется строкой меню. Эта строка содержит наименование падающих меню, раскрыть любое из которых можно, щелкнув левой кнопкой мыши по его имени.

В нижней левой части окна программы отображаются вкладки Model (Модель), Layout1 (Лист 1) и Layout2 (Лист 2). По умолчанию активной является вкладка Model (Модель), которая означает, что на экране отображено двух– или трехмерное пространство модели. При щелчке на какой-либо из вкладок Layout (Лист) (их количество может быть любым) вы перейдете к пространству листа. Слева от вкладок расположены кнопки перехода между вкладками.

Справа и снизу от графического экрана находятся полосы прокрутки, предназначенные для перемещения по чертежу. По умолчанию полосы прокрутки не отображаются, поэтому при первом запуске вы их не увидите.

В самом низу окна расположена строка состояния с набором кнопок для управления отображением чертежа.

Строка меню включает в себя множество пунктов для вызова различных команд и открытия диалоговых окон.

Командная строка расположена ниже графического экрана программы и позволяет пользователю вводить команды с клавиатуры.

Появление в AutoCAD 2006 динамического ввода, позволяющего вводить команды в области рисования, рядом с графическим курсором. Тем не менее командная строка еще выполняет некоторые функции, оставаясь достаточно важным элементом интерфейса, и при работе вы периодически будете ее использовать.

Независимо от способа ввода команда отображается в командной строке. Кроме того, здесь присутствуют все параметры команды, а также подсказки. После ввода команды в командной строке появится запрос на действие с доступными параметрами команды. Вы можете задать параметры, запустить выполнение команды или прервать его, нажав клавишу Esc.

Командная строка хранит историю введенных команд.

В самой нижней части рабочей области программы расположена строка состояния.

Она содержит текущие координаты курсора, а также кнопки включения/выключения режимов черчения.


Примечания и метки

Имеется возможность выполнения и редактирования различных типов текстовых надписей, включая надписи на выносках. Большинство параметров текста управляется с помощью текстовых стилей.

Кривые Безье

В начале 60-х гг. Безье предложил новую форму уравнения кривой и использовал ее в системе поверхностного моделирования. Эта кривая получила название кривой Безье (Bezier curve). Она строится по вершинам многоугольника, заключающего ее в себе. Вершины сопрягаются соответствующими функциями.

Безье выбрал функции сопряжения таким образом, чтобы получающаяся кривая удовлетворяла следующим требованиям:

• Кривая проходит через первую и последнюю вершины многоугольника.

• Направление вектора касательной в первой точке кривой совпадает с направлением первого отрезка многоугольника. Аналогичным образом, последний отрезок многоугольника определяет направление касательной в конечной точке кривой.

• Производная степени n в начальной (или конечной) точке кривой определяется положением первых (или последних) n + 1 вершин многоугольника. Это свойство очень удобно при соединении двух кривых Безье, если требуется удовлетворить требованию непрерывности высших производных в точке соединения.

• Второе свойство есть частный случай данного свойства.

Безье выбрал в качестве функций сопряжения полином Бернштейна:

Компоненты САПР, основные концепции - student2.ru

Если функцию сопряжения применить к вершинам многоугольника, получается уравнение кривой Безье:

Компоненты САПР, основные концепции - student2.ru Компоненты САПР, основные концепции - student2.ru

Кривые Безье разных степеней с разным количеством задающих то­чек показаны на рис.

Компоненты САПР, основные концепции - student2.ru

Даже если есть формула, описывающая кривую, например уравнение кривой Безье, это уравнение будет практически бесполезным, если мы не найдем эффективного способа вычислять координаты точек на кривой. Поэтому нужен алгоритм, позволяющий вычислить точку на кривой Безье непосредственно, без вычисления значений биномиальных коэффициентов. Такой алгоритм существует и называется алгоритмом де Кастилъо.

Интерполяционные кривые.

Для каждого криволинейного ребра в компьютере хранится либо уравнение кривой, либо эквивалентные характеристические параметры. Эти сведения важны как для систем автоматизированной разработки чертежей, так и для систем объемного моделирования.

Условно все кривые можно подразделять на:

• Апроксимационные

• Интерполяционные

Задачи построения кривых по точкам возникают в компьютерной графике при проектировании, обработке изображений

и распознавании образов. Отыскание кривой, проходящей через заданное множество точек, составляет задачу интерполирования, а отыскание кривой, проходящей вблизи заданного множества точек, – задачу аппроксимации. Для точной передачи кривизны по исходным данным удобнее использовать интерполяционные кривые, а если требуется, заодно, и убрать «шум» в исходных данных, то – аппроксимирующие кривые.

Представьте, что вы работаете в системе геометрического моделирования и хотите визуализировать кривую. Кажется естественным передать системе координаты нескольких точек на этой кривой, а затем соединить их плавной линией при помощи средства, называемого сплайном (spline).

Так же и в САПР: конструктор указывает точки, а система строит по ним интерполяционную кривую, которую и отображает. Уравнение интерполяционной кривой сохраняется для последующей работы с ней. Можно создать кривую, непосредственно указав задающие точки кривой Безье или В-сплайна. Однако большинство конструкторов предпочитают указывать точки, лежащие на самой кривой, и изменять кривую, перемещая ее характеристические точки. Характеристически­ми точками могут быть задающие точки кривой Безье или В-сплайна, если ин­терполяционная кривая относится к одному из этих классов. Возможность строить интерполяционные кривые по точкам очень полезна, если геометрическая модель создается по существующей физической модели.

Интерполяционные сплайны. Как известно, термин "сплайн" происходит от названия чертежного инструмента – тонкой металлической или деревянной линейки, которая изгибается так, чтобы проходить через заданные точки (xi, yi = f(xi)).

Интерполяционные кривые.

Компоненты САПР, основные концепции - student2.ru

Цифровые модели местности

Цифровой моделью местности (ЦММ) называют совокупность точек местности с известными трехмерными координатами и различными кодовыми обозначениями, предназначенную для аппроксимации местности с ее природными характеристиками, условиями и объектами. Кодовые обозначения характеризуют связи между соответствующими точками ЦММ.

Математической моделью местности (МММ) называют математическую интерпретацию цифровых моделей для компьютерного решения конкретных инженерных задач. В зависимости от инженерного назначения математической модели для одной и той же ЦММ может быть использовано несколько различных МММ.

Конечным результатом инженерных изысканий при проектировании на уровне САПР по этой причине является получение крупномасштабных топографических планов и ЦММ на одни и те же участки местности в единой системе координат.

Информационная емкость общей ЦММ при этом существенно больше информационной емкости самых подробных крупномасштабных топографических планов.

ЦММ и МММ используют прежде всего для получения необходимой исходной информации для автоматизированного проектирования (продольные профили земли по оси трассы, поперечные профили, инженерно-геологические разрезы и т.д.).

Возможности цифрового и математического моделирования позволяют в корне изменить технологию проектирования инженерных объектов и требуют изменения технологии и методов сбора, регистрации и представления исходных данных при изысканиях.

Условно цифровые модели местности можно подразделять:

• цифровые модели рельефа

• цифровые модели ситуации

Традиционным способом отображения рельефа на топографических картах является способ горизонталей.

Для большей наглядности иногда применяют цветовую градацию высот

При цифровом моделировании рельефа и геологического строения местности в зависимости от сложности рельефа, ситуационных особенностей местности, способа производства изысканий, задач проектирования, наличия парка современных геодезических приборов, приборов спутниковой навигации, средств геофизической подповерхностной разведки, средств автоматизации и вычислительной техники могут быть сформированы ЦММ с использованием самых разнообразных принципов.

Регулярные ЦММ

Цифровой моделью местности (ЦММ) называют совокупность точек местности с известными трехмерными координатами и различными кодовыми обозначениями, предназначенную для аппроксимации местности с ее природными характеристиками, условиями и объектами. Кодовые обозначения характеризуют связи между соответствующими точками ЦММ.

Вопросам разработки различных видов ЦММ было посвящено большое количество исследований. При этом все известные ЦММ можно разбить на три большие группы: регулярные, нерегулярные и статистические.

Регулярные ЦММ

Регулярные ЦММ создают путем размещения точек в узлах геометрических сеток различной формы (треугольных, прямоугольных, шестиугольных), накладываемых на аппроксимируемую поверхность с заданным шагом. Наиболее часто применяют ЦММ с размещением исходных точек в узлах сеток квадратов (рис. а) или равносторонних треугольников (рис. б). Регулярные ЦММ в узлах правильных шестиугольных сеток (рис. в) нашли применение при проектировании нефтепромысловых дорог в условиях равнинного рельефа Западной Сибири.

Компоненты САПР, основные концепции - student2.ru

Виды цифровых моделей:

а)в узлах правильных прямоугольных сеток

б)в узлах треугольных сеток

в)в узлах шестиугольных сеток

г) на поперечниках к магистральному ходу

д)на горизонталях

е)на структурных линиях

ж)статистическая

з)на линиях, параллельных оси фотограмметрических координат.

Регулярные модели весьма эффективно использовать при проектировании вертикальной планировки городских улиц, площадей, аэродромов и других инженерных объектов на участках местности с равнинным рельефом. Однако опыт использования ЦММ с регулярным массивом исходных данных показал, что требуемая точность аппроксимации рельефа достигается лишь при очень высокой плотности точек местности, которая в зависимости от категории рельефа должна быть в 5—20 раз выше по сравнению с нерегулярными ЦММ.

Появление высокопроизводительного оборудования с автоматической регистрацией информации по заданному интервалу длины или времени, тем не менее, делает использование регулярных моделей весьма перспективным.

Триангуляция Делоне.

В настоящее время существует множество алгоритмов построения триангуляции Делоне. Многие из известных алгоритмов используют определение триангуляции Делоне как вторичный признак триангуляции. Поэтому в таких алгоритмах отмечаются следующие слабости:

– алгоритмы используют постоянно вычисляемые тригонометрические функции, что резко замедляет процесс;

– при исследовании взаимоотношения точек и базового отрезка возникают очень малые углы, и при использовании тригонометрических функций постоянно появляется опасность исчезновения порядка и деления на «0» в связи с ограниченной точностью представлений данных в компьютере.

Наиболее известные программные продукты строят триангуляцию Делоне, используя теорему о пустом шаре как основной, первичный принцип построения треугольников. Алгоритм выглядит так:

– все множество точек делится на треугольники, т.е. создаются комбинации из трех точек;

– для каждой комбинации находится описанная окружность и координаты ее центра;

– если внутри окружности текущей комбинации не находится ни одной точки из оставшихся то эта комбинация есть треугольник – часть триангуляции Делоне.

К достоинствам этого алгоритма можно отнести:

– отсутствие использования тригонометрических функций, что не замедляет процесс построений;

– непосредственное построение триангуляции Делоне, без каких – либо предварительных построений;

– простота всех вычислений и преобразований;

– в итоге триангуляционная сетка представлена множеством треугольников, а не отдельных линий.

Компоненты САПР, основные концепции - student2.ru

узлы, ребра, грани и структурные линии, а слева – структурныЗадача построения модели поверхности с учетом структурных линий называется триангуляцией Делоне с ограничениями. Фрагмент триангуляции Делоне с включенными в нее дополнительными элементами приведен на рисунке, где справа показаны линии местности (береговые линии, бровки оврага и др.) и точки с известными отметками.

Рисунок. Структурные линии в модели TIN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наши рекомендации