Условия и технологии развития творческого потенциала личности

Важнейшими вопросами педагогики являются:

• Как научить творчеству каждого обучающегося?

• Как развить заложенный в каждом ребенке его творче­ский потенциал?

Теоретические исследования и педагогическая практика показывают, что всех психофизически здоровых людей можно научить творчеству.

Напомним, что главная цель образования — усвоение под­растающим поколением социального опыта. Этот опыт вклю­чает в себя четыре основных компонента (по И.Я. Лернеру):

1) знания о природе, обществе, технике, способах деятель­ности;

2) опыт осуществления основных способов деятельности;

3) опыт творческой деятельности;

4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и де­ятельности.

Процесс обучения, ориентированный на развитие творче­ских способностей обучающихся, должен обеспечивать освое­ние учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности.Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мыш­ления учащегося, являются: 1) самостоятельное осуществление переноса знаний и уме­ний в новую ситуацию;

2) обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации;

3) установление целостной структуры объекта;

4) видение новой функции объекта;

5) разработка и учет альтернатив при решении проблемы;

6) комбинирование и преобразование ранее известных спо­собов деятельности (импровизация) при решении новой проблемы.

Личностно-ориентированные технологии, направленные на творческое развитие учащихся, реализуются с опорой на такие психологические механизмы, как:

ассоциации,то есть активизация прежних знаний, усво­енных в прошлом опыте;

анаксиоматизация,то есть отбрасывание каких-либо не­существенных признаков для достижения решения. Еще раз подчеркнем, что в педагогике под творчеством пони­мают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту неизвестны. Творчество невозможно без вдохновения, эмоционального подъема, т. е. его энергети­ческой составляющей, которая стимулирует этот процесс.Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятель­ности обучающихся (методы учения), разработанных с учетом закономерностей и принципов педагогического управле­ния и самоуправления личности в целях развития инту­итивных процедур деятельности обучающихся в решении творческих задач. Использование эвристических методов позволяет повысить степень мотивации и эмоционально­сти, активности и самостоятельности всех обучающихся образовательного процесса. Широко распространены та­кие эвристики, как «мозговая атака», «мозговой штурм»-, метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики,прием завышения оценкиудачного способа решения задачи, прием «остронения»(выявление стран­ного, необычного в ранее общепринятом и понятном).

Цель метода «мозговойатаки», разработанного А.Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении их от инерции мышления, преодолении привыч­ного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода — запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное количество участников — от 4 до 15 человек. Отбор идей про­изводят специалисты-эксперты (учителя школы, преподавате­ли, учащиеся с более высоким уровнем развития).

Сущность метода «мозгового штурма»состоит в активиза­ции творческого потенциала учащихся при коллективном гене­рировании идей. Методика использования данного метода такова:

1-й этап— распределение учащихся по группам (по 7—8 человек, психологически совместимых);

2-й этап — выделение группы анализа проблемной ситуа­ции, формулировка задачи;

3-й этап — генерирование идей по правилам «мозговой атаки»;

4-й этап — отбор, систематизация и классификация идей;

5-й этап — деструктирование идей, т. е. оценка идей в про­цессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей;

6-й этап — окончательный выбор идей. Метод коллективного поиска оригинальных идей требует соблюдения следующих педагогических принципов: сотворче­ства, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимального сочетания интуитивного и логического.

Метод эвристических вопросов(метод «ключевых вопро­сов») используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения твор­ческой задачи. Эвристические вопросы — дополнительный стимул для формирования новой стратегии и тактики реше­ния творческой задачи. Школьные учителя называют эти воп­росы наводящими и широко используют их в своей практиче­ской деятельности. Приведем в качестве примера варианты эвристических вопросов.

1) Для осмысления предложенной задачи надо поставить перед собой вопросы: что известно? что дано? в чем со­стоит условие?

2) Для осуществления поиска решения задачи целесообраз­на постановка следующих вопросов: как найти связь между данными задачи и неизвестным? известна ли вам похожая задача? можно ли ею воспользоваться? можно ли воспользоваться методом ее решения? можно ли сфор­мулировать задачу иначе? можно ли найти более до­ступную задачу? более общую? болеечастную? анало­гичную? что полезное можно извлечь из данных? все ли данные уже использованы?

3) При осуществлении плана решения необходимо контро­лировать каждый свой шаг: правильно ли вы поступи­ли? Обосновывайте правильность ваших шагов.

4) При контроле и самоконтроле полученного решения важ­ными являются вопросы: нельзя ли проверить резуль­тат? как проверить ход решения? как и где можно ис­пользовать полученный результат? можно ли решить задачу, обратную данной?

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности решения любых задач, недо­статок — в нехватке оригинальных идей и решений.

Метод аналогий — важный эвристический метод решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач исполь­зуются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т. д. Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результа­ты дает такой прием, как гиперболизация (значительное увели­чение чего-либо).

Методсинектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический от­бор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных мето­дах, лучше осуществлять поэтапно.

Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умениям решать учебные зада­чи,через которые формируются умения и навыки анализиро­вать, разрабатывать проект деятельности, оценивать действия и поступки других, осуществлять рефлексию собственной де­ятельности, варьировать методы и приемы деятельности с це­лью достижения поставленных задач.

Наши рекомендации