Условия и технологии развития творческого потенциала личности
Важнейшими вопросами педагогики являются:
• Как научить творчеству каждого обучающегося?
• Как развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал?
Теоретические исследования и педагогическая практика показывают, что всех психофизически здоровых людей можно научить творчеству.
Напомним, что главная цель образования — усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента (по И.Я. Лернеру):
1) знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;
2) опыт осуществления основных способов деятельности;
3) опыт творческой деятельности;
4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.
Процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности.Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются: 1) самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;
2) обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации;
3) установление целостной структуры объекта;
4) видение новой функции объекта;
5) разработка и учет альтернатив при решении проблемы;
6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности (импровизация) при решении новой проблемы.
Личностно-ориентированные технологии, направленные на творческое развитие учащихся, реализуются с опорой на такие психологические механизмы, как:
• ассоциации,то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;
• анаксиоматизация,то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения. Еще раз подчеркнем, что в педагогике под творчеством понимают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту неизвестны. Творчество невозможно без вдохновения, эмоционального подъема, т. е. его энергетической составляющей, которая стимулирует этот процесс.Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности обучающихся (методы учения), разработанных с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности обучающихся в решении творческих задач. Использование эвристических методов позволяет повысить степень мотивации и эмоциональности, активности и самостоятельности всех обучающихся образовательного процесса. Широко распространены такие эвристики, как «мозговая атака», «мозговой штурм»-, метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики,прием завышения оценкиудачного способа решения задачи, прием «остронения»(выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).
Цель метода «мозговойатаки», разработанного А.Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении их от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода — запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное количество участников — от 4 до 15 человек. Отбор идей производят специалисты-эксперты (учителя школы, преподаватели, учащиеся с более высоким уровнем развития).
Сущность метода «мозгового штурма»состоит в активизации творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей. Методика использования данного метода такова:
1-й этап— распределение учащихся по группам (по 7—8 человек, психологически совместимых);
2-й этап — выделение группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи;
3-й этап — генерирование идей по правилам «мозговой атаки»;
4-й этап — отбор, систематизация и классификация идей;
5-й этап — деструктирование идей, т. е. оценка идей в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей;
6-й этап — окончательный выбор идей. Метод коллективного поиска оригинальных идей требует соблюдения следующих педагогических принципов: сотворчества, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимального сочетания интуитивного и логического.
Метод эвристических вопросов(метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы — дополнительный стимул для формирования новой стратегии и тактики решения творческой задачи. Школьные учителя называют эти вопросы наводящими и широко используют их в своей практической деятельности. Приведем в качестве примера варианты эвристических вопросов.
1) Для осмысления предложенной задачи надо поставить перед собой вопросы: что известно? что дано? в чем состоит условие?
2) Для осуществления поиска решения задачи целесообразна постановка следующих вопросов: как найти связь между данными задачи и неизвестным? известна ли вам похожая задача? можно ли ею воспользоваться? можно ли воспользоваться методом ее решения? можно ли сформулировать задачу иначе? можно ли найти более доступную задачу? более общую? болеечастную? аналогичную? что полезное можно извлечь из данных? все ли данные уже использованы?
3) При осуществлении плана решения необходимо контролировать каждый свой шаг: правильно ли вы поступили? Обосновывайте правильность ваших шагов.
4) При контроле и самоконтроле полученного решения важными являются вопросы: нельзя ли проверить результат? как проверить ход решения? как и где можно использовать полученный результат? можно ли решить задачу, обратную данной?
Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности решения любых задач, недостаток — в нехватке оригинальных идей и решений.
Метод аналогий — важный эвристический метод решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т. д. Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты дает такой прием, как гиперболизация (значительное увеличение чего-либо).
Методсинектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять поэтапно.
Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умениям решать учебные задачи,через которые формируются умения и навыки анализировать, разрабатывать проект деятельности, оценивать действия и поступки других, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.