Понятие о профессиональной психологии, этике, этикете
Что такое психология? Есть несколько определений этого понятия: «Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности», «Наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности человека». Психика - это особенности характера, душевный склад человека. Коммерческая психология – это профессиональная психология, означающая психическую деятельность человека в коммерческой среде.
Успех деятельности коммерсанта зависит не только от его общей профессиональной подготовки, но и от знания коммерческой психологии.
Коммерческая психология для продавца – это умение учитывать психологию покупателя на всех этапах торгового обслуживания: учитывать мотивы, причины и цели, которыми руководствуются покупатели при приобретении товара: индивидуальные, половые, возрастные, национальные и другие особенности спроса; психологические особенности воздействия торговой рекламы; психология моды как фактора, влияющего на спрос и предложение.
Коммерческая психология предполагает умение произвести благоприятное впечатление на партнера, поставщика, покупателя и т.д. К понятию психология близко примыкают понятия этики, этикета.
Этика- это система норм нравственного поведения человека или принципы его нравственного поведения.
Профессиональная этика – это система норм нравственного поведения в какой-либо профессиональной среде (группе). Эти нормы нравственного поведения человека могут включать честность, обязательность, благородство, верность данному слову и др.
Среди христиан получила широкое распространение христианская этика- не убей, не укради, не лги и т.д. Эти нормы получили в христианских заповедях, которым должен соответствовать каждый истинный христианин.
Этикет-слово французскогопроисхождения, установленный порядок где-либо. Различают следующие виды этикета:
1) общегражданский (современный);
2) дипломатический;
3) придворный;
4) воинский;
5) деловой(профессиональный).
Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой его исторического развития, национальными традициями и обычаями.
Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и женщинам: при появлении пожилого человека все встают, а женщина останавливает схватку мужчин - для этого ей достаточно бросить меж дерущимися платок.
Любопытные таблички можно встретить в голландских трамваях и автобусах: «Детям от 4 до 19 лет сидеть запрещается». Попавшему в такой автобус российскому гражданину это кажется поначалу странным. Попробуй нашему бойкому и удобно рассевшемуся парнишке сделать замечание - мама налетит коршуном. У них уважение к старшим и вежливость прививают с малолетства в такой наглядной форме.
Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Там были, к примеру, такие наставления: «Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».
По указанию Петра I была издана книга Эразма Роттердамского «О правилах хорошего тона» в количестве 100 экземпляров на русском и голландском языках.
Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными. Соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместно в другом месте и при других обстоятельствах. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение. Оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных приемах, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается природным даром, тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а что нельзя делать в тех или иных обстоятельствах. Такой человек не когда не нарушит общественного порядка ни словом, ни поступком, не обидит другого человека, не оскорбит его достоинства.
Вот почему коммерсанту так важно пользоваться профессиональным этикетом, который поможет ему в ведении профессиональных дел.