Нравственные требования к деятельности судебной власти. Ответы по Профессиональной Этике.

Ответы по Профессиональной Этике.

1. Понятие и Предмет этики:

В предмет этики входит:

1. Сущность морали.

2. Природу и структуру морали.

3. Закономерности возникновения и развития моральных норм.

4. Место моральных норм среди других регуляторов общественных отношений.

Этика это философская наука, изучающая мораль, как одну из важнейших сторон жизни человека и общества. Этика это наука о морали.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-историчской жизни.

2. Основные этапы исторического развития этических учений:

Этапы развития представлений о морали:

1. Предэтика.

2. Античная этика.

3. Средневековая этика.

4. Этика нового времени.

5. Современная этика.

Осмысление представлений о нравственности и морали, происхождении и сущности нравственных чувств, которые удерживают людей от злых поступков было предпринято в древней Греции 3000-2500 тысячи лет назад. Формирование предэтических представлений связано с именами Гомера и Гесиода. Гомер написал Илиада и Одиссея. В них не содержится определенных моральных норм, соблюдение которых считалось бы общепринятым, в поэмах нет назидательного начала. Моральная терминология находится в зачаточном состоянии. С другой стороны герои произведений выступают определенным образцом морали, в том плане, что они следуют в своем поведении чувству долга перед семьей, племенем, вождем…

Гесиод. «Труды и дни».

Его поэма имеет моральный смысл. Он предлагает набор ценностей, труда и справедливости.

Софисты и их этические представления.

Их этические представления можно передать набором их фраз: чти старших, властвуй над наслаждением, обуздай гнев.

Античная этика.

Формирование античных представлений об этике связано с именем Сократа. Он предложил более прочную основу для нравственности, каковой выступает разум. В понимании Сократа добродетель это умственное развитие и творчество, невежество же источник зла. Добродетель заключается в знании того, что хорошо, а что плохо. Это обеспечивает способность человека к определению внутренней гармонии между разумом и страстями. Справедливость жизни по отношению к самому себе, своим близким, обществу.

Платон.

Идеи морали, добра и справедливости расположены вне мира людей и вещей. В материальном мире эти идеи получают несовершенное воплощение в поведении человека и жизни общества. Платон внес в этику идеальное понимание нравственности.

Аристотель.

Первым систематизировал этику, как науку о добродетели и дал ей название. Все добродетели делятся на 2 больших класса:

1. Этические.

Они связаны с темпераментом.

2. Дианоэтические.

Связаны с разумом.

Учение Аристотеля состоит из 3 разделов: Учением о высшем благе, Учение о добродетели, Учение о частных добродетелях. По мнению Аристотеля, этические добродетели приобретаются душой, при этом душа стремится найти золотую середину, то есть выбрать промежуточное из 3 состояний. Например, умеренность это середина бесстрастия и невоздержанности, мужество середина страсти и отваги. Справедливые действия способен совершать только справедливый человек. Это такой человек, добродетели которого не являются случайными, то есть он стремится стать добродетельным сознательно.

Эпикур и эпикурейцы.

По мнению Эпикура, задача этики состоит в том, чтобы указать путь к счастью. Счастье у Эпикура связано с удовольствием, которое подразделяется на телесное и духовное наслаждение. Счастье это отсутствие душевных тревог и телесных страданий.

Все удовольствия делятся на 3 типа:

1. Естественные, но необходимые.

2. Естественные, но не необходимые.

3. Неестественные и не необходимые.

Ограничение желаний естественными и необходимыми удовольствиями предает жизни нравственный смысл.

Стоики (Сенека, Марк Аврелий).

человек достигает счастья, которое заключается в добродетели, позволяющей жить в согласии с природой в соответствии с разумно познанными законами вселенной. Сама природа содержит в себе правила нравственного, необходимо помочь человеку его достичь.

Средневековая этика (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

Средневековая этика была подчинена религиозным представлениям.

Этика нового времени (Томас Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше ).

Томас Гоббс - природа создала людей одинаковыми в умственном и физическом отношении, равенство способностей порождает равенство надежд на достижение цели. Естественность догосударственного состояния характеризуется Гоббсом как война все против всех. Гоббс отрицает абсолютный характер нравственных требований. Их соблюдать можно только на взаимных началах.

Спиноза мораль и нравственность порождены самой природой, хотя сама она не знает ни добра, ни зла. Но жизнь человека в обществе определяет необходимость установления и изменения моральных норм.

Категорический императив Канта поступай так, чтобы правила твоего личного поведения могло быть правилом поведения для всех

Современная этика.

В ее основе помимо того, что она восприняла этические учения прошлого, лежат учения Льва Толстого о непротивлении злу насилием, и идеи гуманиста Альберта Швейцара о благоговении перед жизнью.

Макс Вебер и его учение о протестантской этике. «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер, капитализм формируется на религиозно этической основе. Протестантская религия – протестантизм, предполагало такие этические нормы, которые обеспечили формирование капиталистов и капитала.

3. Понятие и содержание основных категорий этики:

Категории этики:

1. Добро и зло. Добро это категория этики, объединяющая все имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного. Зло это категория этики по своему содержанию противоположное добру, обобщенно выражающее представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающим осуждения.

2. Справедливость – категория этики, отражающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, признающее равенство людьми и необходимость соответствия между деянием и воздаянием.

3. Долг это категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям выражающиеся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

4. Совесть категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения нравственности.

5. Достоинство категория этики, означающая особое отношение человека к самому себе с позиции морали и отношение к нему со стороны общества.

6. Ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею моральных требований ее соответствия нравственному долгу.

7. Честь означает моральное отношение человека к самому себе, оценку моральной в связи с заслугами и положением личности.

4. Общечеловеческие начала этики:

признаются большей частью цивилизованного человечества, восходят к древности, отражают общее в многовековом опыте человеческого общения, близки к общим религиозным заповедям ведущих мировых религий (некоторые из заповедей Моисея, Христа, Мухаммеда, Будды). Общечеловеческим достоянием в области этики являются учения философов мировой величины - от древних греков до наших дней.

5. Категории ДОБРА и ЗЛА в деятельности юриста:

1. Добро и зло. Добро это категория этики, объединяющая все имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного. Зло это категория этики по своему содержанию противоположное добру, обобщенно выражающее представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающим осуждения.

6. Долг, совесть, ответственность в работе юриста:

Долг-категория этики, означающая отношение к личности, обществу, другим людям, выражающийся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Совесть-категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль ,внутренную самооценку с точки зрения соответветствия своего поведения нравственности.

Ответсвенность-характеризует личность с позиции выполнения его моральных требований, ее соответсвия нравственного долга.

7. Понятие и сущность морали. Соотношение морали и прав:

Мораль от латинского слова в переводе, означающего нравственность. Она является одним из способов нормативного регулирования поведения человека. Особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Мораль представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер взаимоотношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, достойном и недостойном.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни.

Функции морали.

1. Регулятивная.

2. Воспитательная.

3. Познавательная.

4. Оценочно – императивная.

5. Ориентирующая.

6. Мотивационная.

7. Коммуникативная.

8. Прогностическая.

Важнейшей функцией морали является регулятивная функция, которая означает что мораль корректирует практическую деятельность человека с точки зрения интересов всего общества. Воспитательная функция состоит в том, что мораль участвует в формировании личности. Мораль способствует установлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, необходимости уважения прав и достоинства других людей.

8. Нравственная свобода выбора:

Нравственный выбор – выбор нравственности

В структуре личностного бытия нравственное сознание и нравственный выбор занимает центральное и доминирующее положение. Оно заключает в себе творческое отношение человека к жизни, в котором творчески созидается и преображается сам человек, его становящаяся личность.

Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность . Из них стыд является самой элементарной формой нравственного сознания, совесть является самой универсальной его формой, а долг, обязанность, ответственность являются высокодифференцированными формами нравственного сознания.

Сегодня, вступая в диалог не только с современниками, но и с историей философии, нельзя не попытаться найти единомышленников в осмыслении положения современной эстетики в мировой эстетической мысли, и соответственно — отношения эстетики к целостности философского знания.

9. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия:

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

- религиозные нормы;

- политические нормы;

- эстетические нормы;

- организационные нормы;

- нормы культуры и др.

10. Моральное сознание и моральная практика.

НРА?ВСТВЕННОЕ СОЗНА?НИЕ

один из составных элементов морали, представляющий собой ее идеальную, субъективную сторону. В Н. с. в виде определ. понятий и представлений отражаются нравственные отношения общества и регулируемая посредством них нравственная деятельность людей. Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Моральная практика (деятельность) вся духовная практическая деятельность , направленная на укрепление, развитие и преобразование нравственных отношений, на усвоение нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения. Моральную деятельность целесообразно представить как сложную совокупность ее отдельных актов, обозначаемых в этике понятием "поступок". (Короче это то как проецируется на реальность моральное сознание)

11. Понятие и виды профессиональной этики.

Проф.этика – обозначает несколько отраслей этической теории, но больше всего для обозначения своеобразного нравственного кодекса людей определённой профессии Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:1)системы профессиональных моральных норм (напр. «профессиональная этика юриста»), 2)направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Виды проф.этики: Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика) Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

12. Особенности профессии юриста и их нравственное значение.

Особенности проф.деятельности юристов(судей, прокуроров, адвокатов) заключается в том что в своей работе они существенно затрагивают права и свободы людей, постоянно с ними в контакте, непосредственно связанны с самой важной системой социальной регуляции с правом.

Нравственное значение: вводит мораль в юридическую практику, раскрывает нравственную сущность закона, совершенствует нравственные начала в обеспечении законности, исследует взаимосвязь нравственной и правовой сферы, определяет требования к нравственному сознанию юристов, повышает эффективность нравственного воспитания. Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов проявляются в специфике нравственных проблем их профессиональной деятельности. Предмет изучения определяет и общую направленность данной учебной дисциплины, которая призвана: сформировать основы профессионального отношения к избранной специальности; определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности; выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.

13. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.

Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие — суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Единство законности и нравственности находит свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым сообществом, а также в конституционном национальном законодательстве. Конституция Российской Федерации 1993 года содержит развернутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.

Одна из ключевых статей Конституции России – ст. 2, помещенная в главе первой, где определяются основы конституционного строя, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Здесь мы имеем дело с формулировкой принципа гуманизма, выраженной в праве на высшем, конституционном уровне. Эта конституционная норма, воспроизводящая этический принцип, обязывает прежде всего последовательно реализовать идею гуманизма во всем законодательстве, начиная с самой Конституции. Гуманизм, человеколюбие должны пронизывать все отрас-

38 Глава IV. Нравственные основы законодательства о правосудии

ли права России. Все, что не соответствует признанию человека высшей ценностью, должно быть устранено из отраслевого законодательства, какую бы область общественной жизни оно ни регулировало. Гуманизм – ведущий принцип правопримени-тельной деятельности. Государство, его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Правосудие, деятельность судебной власти должны соответствовать принципу гуманизма. Процессуальное законодательство призвано создавать такой порядок судопроизводства, который обеспечивал бы защиту человека от правонарушений, в том числе от преступлений, восстановление нарушенных прав, охрану чести, достоинства, репутации честных людей. В то же время и те, кто подозревается или обвиняется в правонарушениях, преступлениях, должны быть ограждены от необоснованных обвинений и тем более необоснованного осуждения. Их свободы, права и законные интересы должны быть ограждены должным образом от необоснованного стеснения или нарушения, их человеческое достоинство не должно унижаться.

Ст. 7 Конституции характеризует гуманистическую сущность Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Гуманизм права и правопорядка в России ярко выражает глава вторая Конституции – "Права и свободы человека и гражданина". Ст. 17 Конституции фиксирует, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц. Ст. 18 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Права и свободы обеспечиваются правосудием.

Регулируя начала правосудия, Конституция России фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедлив

14. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства.

В УПК глава 2 : там содержатся нравственные законы данной отрасли законодательства

Там нравственные стороны закреплены в статьях: 9 10 11 12 14 15 17 если их прочитать можно выделить категорию справедливость находящую своё отражение в них. Так же надо помнить что справедливость там вместе с законностью.

Там про основные права человека и т.д

15. Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.

Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Для законного и справедливого разрешения уголовного дела необходимо выяснить его обстоятельства: было ли совершено преступление, кто и как его совершил, т. е. раскрыть преступление и правильно установить все факты, значимые для принятия решения. При этом нельзя допустить привлечения к ответственности невиновного. Важнейшим условием выполнения задач уголовного судопроизводства является установление истины по уголовному делу. Уголовный процесс — такой вид государственной деятельности, где обязанность устанавливать истину предписана законом Установление истины — непременное условие справедливого правосудия по уголовному делу. Именно истины, правды требует общество от судей; истина, правда образуют сущность приговора суда как акта правосудия.Требование установления правды, истины постоянно присутствует в отечественном законодательстве, регулирующем деятельность суда.

Установление истины — высоконравственная цель доказывания, без достижения которой справедливое правосудие невозможно. На судье в российском процессе всегда лежал нравственный долг установления истины, правды. Попытки представить суд пассивным наблюдателем схватки между противоборствующими сторонами не соответствуют исторической правде и предназначению суда как органа правосудия.

16. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

Специфическая форма проявления морали. так принято называть, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определённый тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии.

Предмет: регулирование поведения юристов при осуществлении проф.деятельности, как наука изучает воплощение в реальности, юр.практике нравственных норм и принципов.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Нравственные требования к деятельности судебной власти.

Важнейшее нравственное требование судебной власти справедливость. Это требование относится не только к решениям суда, но и ко всей деятельности судебной власти. Справедливость выражается в обеспечении равенства всех, кого затрагивает деятельность судей. Судебная власть должна быть объективной и беспристрастной. Судебная власть должна быть компетентной, компетентность означает высокий профессионализм судей, глубокое знание законов, знание требований профессиональной этики, умение правильно разобраться той или иной ситуации, жизненный опыт, опыт применения законов.

В связи с этим законодательством РФ устанавливаются требования к претендентам на должность судьи: возраст не менее 25 лет, опыт профессиональной юридической деятельности не менее 5 лет, сдача квалификационных экзаменов, обладать не запятнанным нравственным обликом.

Все судьи РФ обладают одинаковым статусом. При разбирательстве гражданских, уголовных, административных, уголовных дел судья председательствует в судебном заседании. Судебное разбирательство это решающая стадия любого процесса, в ходе этой стадии непосредственно осуществляется правосудие. Суд принимает решение по существу дела, в связи с этим судья обязан обеспечить справедливое, объективное и беспристрастное осуществление судебного следствия в соответствии с законодательством РФ. Суд обязан предоставить сторонам дела возможность представить свои доказательства, участвовать в судебных прениях, выступить с заключительным словом и дать возможность равноправного участия, в других судебных действиях. Суд и судья, ведущий процесс не имеют права проявлять свои симпатии или антипатии по отношению к участникам судебного разбирательства. Суд обязан соблюдать процессуальное равенство сторон. Судебное разбирательство заканчивается принятием судом решения. Судебное решение должно быть законным, обоснованным, мотивированным. Судебное решение должно отвечать правовым и нравственным требованиям. Законность означает соответствие решения нормам материального и процессуального права. Обоснованность это соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела при их доказанности. Мотивированность приведение в судебном решении аргументов, обосновывающих выводы суда по делу.

Нравственное содержание презумпции невиновности.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 14 УПК в соответствии со статьей 49 Конституции РФ предусматривает, что неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого, и то, что обвинительный приговор не может быть вынесен на основе предположений.

Дополнительные гарантии УПК предусматривает относительно отсутствия обязанности обвиняемого доказывать свою невиновность.

Статья 173 УПК часть 4 : повторный допрос обвиняемого в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производится только по просьбе самого обвиняемого.

Статья 174 УПК: подсудимый, с разрешения председательствующего может давать показания в любой момент судебного следствия.

Обязанность доказывать обвинение лежит на обвинителе. Он несет юридическую и нравственную ответственность за свои утверждения. Предъявление обвинений без доказательств является аморальным. Поскольку обвиняемый считается невиновным, то их этого следует, что неустранимые сомнения толкуются в его пользу.

Нравственное содержание оценки доказательств по внутреннему убеждению.

Ст. 76 Устава уголовного судопроизводства для дел, которые рассматриваются без участия присяжных заседателей, устанавливала: "Судьи должны определять вину или невиновность подсудимого по внутреннему своему убеждению, основанному на обсуждении в совокупности всех обстоятельств дела". Ст. 804 обязывала председателя в суде присяжных заключать свое напутствие присяжным заседателям напоминанием, что они должны определить вину или невиновность подсудимого "по внутреннему своему убеждению, основанному на обсуждении в совокупности всех обстоятельств дела". УПК РСФСР 1922 года (ч. 2 ст. 383) почти без изменений воспроизвел положения Судебных уставов об оценке доказательств по внутреннему убеждению судей. Принцип свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению возлагает на судью полную ответственность за правильность решения о виновности или невиновности подсудимого

Оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи имеет несколько аспектов: юридический, психологический и нравственный. Судьи оценивают доказательства, не будучи связаны заранее предписаниями закона о силе и значении тех или иных доказательств в условиях независимости и запрета воздействовать на их решения. Оценка доказательств базируется на объективном и всестороннем рассмотрении всей их совокупности и обстоятельств дела в целом. Психологически внутреннее убеждение означает состояние сознания и чувств судьи, когда он при принятии окончательного решения уверен в его правильности, не сомневается в безошибочности своего решения и готов действовать в соответствии с этим (осудить или оправдать).

Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению состоит в том, что за свое решение о доказанности или недоказанности обвинения и его последствиях судья несет ответственность перед своей совестью судьи и человека. Суверенный в принятии решения, судья отвечает нравственно за его правильность перед обществом, перед подсудимым, потерпевшим, другими участниками процесса, будучи связан с ними чувством профессионального и человеческого долга, нравственными отношениями.

Наши рекомендации