Вопрос 2: Методы психологического исследования и их характеристика

ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ

Для подготовки к комплексному Государственному

Экзамену

ВСТУПЛЕНИЕ

- Программа

- Структура ответа:

1) актуальность проблемы;

2) история исследования и подходы;

3) необходимые определения;

4) содержание проблемы;

5) применение в практической деятельности, личный опыт.

Вопрос 1: Психология в системе научного знания и деятельности специалиста по социальной работе.

Психология в системе научного знания. Психология как наука. Основные особенности психологии и генезис психологического знания. Предмет и задачи психологии. Основные методологические принципы психологии. Отрасли современной психологии.

Социальная психология как отрасль психологической науки. Предмет и задачи социальной психологии. Структура и система социальной психологии.

Психология личности как отрасль психологической науки. История становления и развития отечественной и зарубежной психологии личности. Предмет и задачи психологии личности.

Психодиагностика как научная и прикладная отрасль психологической науки. История становления и развития психодиагностики. Задачи психодиагностики.

Психологическая коррекция как научная и прикладная отрасль психологической науки. История становления и развития психокоррекции. Задачи психокоррекции.

Психологическое консультирование как научная и прикладная отрасль психологической науки. Задачи психологического консультирования.

Психологические основы социальной работы. Психосоциальный подход и функции психологии в социальной работе. Практическая деятельность психолога в системе социальной работы.

Психология –наука, изучающая закономерности функционирования и развития психики.

Современная психология рассматривает психику как свой­ство высокоорганизованной материи, заключающееся в актив­ном отражении субъектом объективного мира.

Принципы психологии: отражения; детерминизма; единства сознания и деятельности; развития психики в деятельности; целостности, личностного подхода.

Объект психологии – поведение и деятельность (как объективированные продукты психической деятельности).

Предмет психологии – закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

Предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Социальная психология – это «отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия».Она возникла на стыке наук – психологии и социологии и это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин охотно включает её в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения имеет ряд причин, главной среди которых является объективное существование таких феноменов общественной жизни, которые могут быть исследованы и объяснены лишь при объединении усилий двух наук: психологии и социологии.

Другой причиной специфического, двойственного положения социальной психологии является история становления этой дисциплины, которая вызревала одновременно в недрах и психологического, и социологического знания и в полном смысле родилась «на перекрестке» этих двух наук.

Социальную психологию можно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а другой – ультрасовременной научной дисциплиной. Как только люди начали объединяться в более или менее стабильные сообщества (семья, род, племя), возникла необходимость во взаимопонимании, в умении строить и регулировать отношения внутри этих сообществ и между ними.

Вопрос 2: Методы психологического исследования и их характеристика

Метод психологического исследования и его особенности. Количественный и качественный методы в социальной психологии.

Методы сбора информации. Наблюдение. Изучение ре­зультатов деятельности. Изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков). Метод опроса. Метод тестов. Экс­перимент. Биографический метод. Социометрический метод.

Методы обработки данных.Статистический анализ. Ма­тематические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ).

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежит разделению на две группы:

1) формализованные методики;

2) малоформализованные методики.

К формализованным методикам относятся:

§ тесты

§ опросники

§ методики проективной техники

§ психофизиологические методики

Для них характерно:

§ определенная регламентация

§ объективизация процедуры обследования или испытания:

a. точное соблюдение инструкций,

b. строго определенные способы предъявления стимульного материала,

c. невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.

§ стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов),

§ надежность,

§ валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам принято относить:

§ наблюдение,

§ беседу

§ анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом. Особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации, например:

a. плохо осознаваемые субъективные переживания

b. личностные смыслы

или являются чрезмерно изменчивыми по содержанию, например:

a. динамика целей

b. динамика состояний

c. динамика настроений и др.

Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдение за обследуемым осуществляется иногда в течение нескольких месяцев). Эти методы в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.

Литература: Основы психологической диагностики: Учеб.-метод. комплекс /авт. Сост. И.В.Кунцевич, Н.П.Ромашевская. М:, ФУСТ БГУ, 2004.- 148 с.

1. Количественный и качественный методы в социальной психологии.

2. Эксперимент.

3. Наблюдение.

4. Контент-анализ.

5. Методы опроса.

6. Тестирование.

7. Проективные методики.

8. Методы шкалирования.

9. Метод социометрии.

10. Репертуарные решетки.

11. Дискурсный анализ.

12. Лонгитюдные исследования.

13. Метод поперечных срезов.

14. Кросс-культурные исследования.

К количественным относятся методы, для которых основными являются процедуры:

Ø измерение;

Ø категоризация;

Ø кодирование.

Представители другой точки зрения считают более эффективным использование качественных методов, для которых характерно представление информации в виде описаний и значений. К ним относят: опросники, составленные из открытых вопросов; нестандартизированные интервью; различного вида наблюдения; метод репертуарных решеток; дискурс.

В последнее время ученые пришли к выводу, что использование количественных методов необходимо на первоначальном этапе, когда происходит сбор информации, её анализ и формулирование гипотез, которые затем проверяют в исследованиях с использованием качественных методов.

Сравнение достоинств и недостатков методов

(по В.А.Янчуку)

качественный метод количественный
субъективная многочисленная информация объективная узкая
низкая внутренняя валидность высокая
Реалистичные естественные условия искусственные
неструктурированная схема структурированная
высокий реализм низкий
низкий конструктная валидность низкая
низкая надежность высокая

Наши рекомендации