Типы волевой активности личности. Направленность Сила Устойчивость Широта 1-йтип Положительная

  Показатели волевой активности  
Направленность Сила Устойчивость Широта
1-йтип Положительная Сильная Устойчивая Широкая
2-й тип По ложите л ьн ая Сильная Устойчивая Узкая
или: Положительная Сильная Неустойчивая Широкая
или: Положительная Сильная Неустойчивая Узкая
3-й тип Положительная Слабая Устойчивая Широкая
4-й тип Отрицательная Слабая Устойчивая Широкая
5-й тип Отрицательная Сильная Устойчивая Узкая
или: Отрицательная Сильная Неустойчивая Широкая
или: Отрицательная Сильная Неустойчивая Узкая
6-й тип Отрицательная Сильная Устойчивая Широкая

Какие механизмы воли проявляются в дан-jm случае?

15. Во время воздушного боя летчик получил 1ертельную рану. В какое-то мгновение он по-ш, что, если выпустит из рук штурвал самоле-I, погибнут все, кто там находится. И вот лет-IK продолжает управлять самолетом. Благопо-гчно сажает его и... из самолета его выносят ке мертвым.

Какая функция воли проявляется в данном учае? Дайте психологическое объяснение отменному факту.

16. В школьной практике довольно часто алкиваешься с высказыванием учителей: «У бя, как всегда, в голове одни глупости», «Я ни-го лучшего от тебя и не ожидал» и т. д.

Всегда ли эти замечания могут дать по-жительный эффект? На формирование каких левых качеств личности учеников это влияет?

17. Почему оценка знаний должна быть ъективной? В каких случаях оценка стимули-ет развитие волевых качеств личности?

18. Какие, на ваш взгляд, приемы работы д собой способствуют формированию волевых честв личности?

19. Эмоциональное состояние учителя час-определяет успех его педагогической деятель-сти.

Выполните задание: опишите, какие эмо-ональные состояния возникают у вас при под-говке к урокам и при их проведении (преобла-ющее настроение, состояние вдохновения, засть к работе и т. д., поддаетесь ли вы аффек-я и как это сказывается на работе).

Для большей достоверности можно провести сложный эксперимент, в результате которого

выяснить, как меняется выражение переживаний в связи с изменением ситуации и деятельности.

Испытуемым последовательно показывается набор фотографий, изображающих учащихся в разных видах деятельности, с просьбой ответить, какую эмоцию переживает ученик, изображенный на фотографии, и чем это может быть вызвано.

В итоге следует сделать вывод о возможности определения эмоций через выразительные движения человека (мимику, пантомимику).

Обратите внимание на соответствие между переживаниями и их выражением.

20. Одним из проявлений воли человека является его выдержка. На конкретных примерах установите: умеет ли ученик владеть собой во время урока, при выполнении трудных заданий и т. д.; является ли выдержка привычной для него или требует больших усилий?

В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность испытуемого?

Что вы в своей практической работе делаете для преодоления невыдержанности учащихся и развития выдержки как волевой черты характера?

Данные наблюдений подкрепите выделением волевых компонентов в сознании и поведении школьников. С этой целью проанализируйте характеристики, составленные на учеников вашего класса, и в них:

выберите материал, раскрывающий волевую сторону личности учащихся;

определите, какие волевые свойства представлены у того или другого школьника:

раскройте с помощью материала характеристик общую структуру воли каждого ученика.

XIII. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Узловые вопросы темы

1. Понятие о темпераменте и его типах.

2. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.

3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.

4. Общее понятие о характере и его природе.

5. Структура характера.

6. Формирование характера.

7. Понятие о способностях.

8. Структура способностей.

9. Врожденное и приобретенное в способностях.

10. Диагностика способностей.

Основные психологические понятия

по темам «Темперамент» и

«Характер»

Абулия — болезненное безволие, проявляющееся в неспособности принять самое простое решение.

Интровертированностпь — термин введен Айзенком для обозначения типа личности. И. проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склон-

ности к углубленному самоанализу.

Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события.

Сензитивностпь — повышенная чувствительность к различным воздействиям.

Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью.

Тип высшей нервной деятельности — устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Флегматик — тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний.

Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических осо-

бенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Холерик — тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности.

Экстравертированность — характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.

Наши рекомендации