Задания для индивидуальных контрольных собеседований
ЗАДАНИЕ 1. «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»,
ответ должен даваться сразу после прочтения вопроса.
1. Способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении . . . .
2. Совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением человека . . . . .
3. Способность запечатления пережитых человеком чувств, эмоциональных состояний и аффектов есть . . . . . .
4. Явление, когда под воздействием одного раздражителя возникают ощущения, характерные для другого раздражителя, называется __________
5. Память, запечатлевающая от 5 до 7 независимых единиц информации одновременно, относится к ….. .
ЗАДАНИЕ 2. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
1.По времени сохранения материала, выделяют виды памяти:
а) сенсорная;
б) кратковременная;
в) непосредственная;
г) долговременная;
д) все перечисленное.
2. Почти полное прекращение психической деятельности человека в связи с расстройством коры головного мозга:
а) афазия;
б) астения;
в) избирательная репродукция памяти;
г) маразм;
д) амнезия.
ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО:
1. По признаку наличия целей выделяют произвольную и непроизвольную память.
2. Полное выпадение из памяти событий, фактов и ситуаций, имевших место в определенный временной отрезок жизни, называется афазией.
ЗАПОЛНИТЬ ПРОБЕЛЫ
1. Основными процессами памяти являются: запоминание, _______ , ______ , _________ , воспроизведение.
2. Генетически первой считают ______________ память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций.
3. После двигательной памяти формируется ___________ память, т.е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные человеческого восприятия.
4. Внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или работе, называется ________________
5. Основной единицей словесно-логического мышления выступает _________
Тема 2. Характер как система наиболее устойчивых черт личности.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии
1.Общее представление о характере, его основных чертах.
2.Структура характера.
3.Общие основания для построения типологии характера.
4.Акцентуации характера.
5.Особенности общении с представителями разных типов акцентуаций характера.
6.Основные факторы, влияющие на формирование характера.
7. Каково место характера в структуре личности?
Полезно задуматься:
1. Можно ли рассматривать характер как такое психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе его жизни?
2. Почему структура характера не сводима к сумме его отдельных черт?
3. Как соотносится устойчивость и пластичность как свойства характера? Являются ли данные свойства абсолютно противоположными?
4. Почему не всякую индивидуальную особенность человека относят к чертам характера?
5. В какой мере и как связаны между собой формирование «Я-концепции» и характера человека? В чем это проявляется и как это можно использовать при формировании характера личности?
Альтернативно-тестовые задачи для разбора на занятии
1. Согласны ли вы с тем, что физиологическим механизмом создания характера являются динамические стереотипы?
2. Всегда ли стойкие черты поведения личности входят в структуру характера?
3. Всегда ли свойства характера могут свидетельствовать о сформированности характера?
4. Можно ли утверждать, что трудовая деятельность является основой формирования черт характера?
5. Может ли темперамент влиять на особенности проявления черт характера?
6. Можно ли считать, что социальные условия оказывают решающее влияние на формирование характера?
7. Можно ли согласиться с утверждением, что некоторые черты характера передаются по наследству?
Вопросы для самостоятельной работы
1. Раскройте содержание понятия «характер».
2. Покажите взаимосвязь темперамента и характера.
3.Что включают в себя понятие «черты характера»?
4. Трудно ли уживаться людям со схожими чертами характера?
5.«Трудный характер» - является ли он преградой оптимальных служебных отношений?
6.«Характер проявляется не только по отношению к другим людям, но и к самому себе». Как вы понимаете это выражение?
7.Какие существуют локальные, частные свойства характера?
Задания для индивидуальных контрольных собеседований:
ЗАДАНИЕ 1.
Проанализировать главные черты характера и ответить на вопросы:
ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
1. О каком типе характера идет речь?
Повышенный фон настроения. Повышенная психическая активность. Жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца. Чрезвычайная контактность, выраженность жестов, мимики. Имеет весёлый нрав, любит перемену мест, общение, новые впечатления.
Легкомысленность, безудержный риск, грубость, недисциплинированность, зазнайство, бравада, фамильярность, стремление командовать по своему усмотрению:
а) дистимный
б) лабильный
в) ригидный
г) демонстративный
д) гипертимный
2. О каком типе характера идет речь?
Настойчивость в достижении намеченной цели. Решительность, целеустремленность, Скрупулезность. Мелочность, злопамятность, грубый и развязный стиль отношений, Подхалимство перед вышестоящими. Яростные вспышки аффективных реакций. Склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией. Конфликтность. Вязкость мышления, скрупулёзная педантичность:
а)шизоидный;
б) дистимный;
в) застревающий;
г) гипертимный;
д)эпилептоидный.
3. О каком типе характера идет речь?
Дисциплинированность, чувство долга, ответственность, добросовестность при выполнении задании, умение уступать, высокие требования к себе, стремление преодолевать свои недостатки. Повышенная эмоциональная чувствительность. Робость, застенчивость, мнительность. Замкнутость. Растерянность в необычных ситуациях. Обострённое чувство собственной неполноценности. Избегают больших компаний. Чужды озорству, азарту:
а) дистимный
б) лабильный
в) истероидный
г) комформный
д) сенситивный.
4. О каком типе характера идет речь?
Дисциплинированность, покладистость. При наличии положительного примера закрепляют позитивные черты того человека, который служат идеалом. Подчинённость и зависимость от мнения других. Недостаток критичности и инициативности. Склонность к консерватизму. Конъюктурное, бездумное подчинение любым авторитетам, к большинству в группе: слабая реализация своих потенциальных возможностей.
а) психастеничный
б) лабильный
в) комформный
г) дистимный
д) истероидный
5. О каком типе характера идет речь?
Преобладание пониженного настроения. Склонность к депрессии, «подавленным состояниям». Фиксация сознания на мрачных и печальных сторонах жизни. Низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Моторная заторможенность:
а)гипертимный
б) застревающий
в) дистимный
г) циклоидный
д) шизоидный
6. О каком типе характера идет речь?
Инициативность, целенаправленность, общительность, находчивость. Самостоятельность, способность взять на себя руководство.
Выраженная тенденция к вытеснению из сознания неприятных для субъекта фактов и событий, что проявляется в лживости, фантазировании, притворстве. Авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворённой потребности в признании. Эгоцентризм. Ради привлечения к себе внимания часто выдаёт желаемое за действительное. Хитры, приспособляемы, одарены богатой фантазией. Склонны к истерии :
а) циклоидный
б) истероидный (демонстративный)
в) сенситивный
г) ригидный (застревающий)
д) неустойчивый
7. О каком типе характера идет речь?
Повышенная подозрительность, болезненная обидчивость. Склонность к формированию сверхценных идей. Стойкость отрицательных переживаний. Стремление к доминированию. Неприятие мнения других. Высокая конфликтность. Аккуратность. Целеустремлённость. Стремление к власти:
а) истероидный (демонстративный)
б) циклоидный
в) ригидный (паранойяльный, застревающий)
г) гипертивный
д) сенситивный
8. О каком типе характера идет речь?
Чувствительность, впечатлительность, склонность к глубоким переживаниям. Частая смена настроений, непредсказуемость. Повышенная чувствительность к происходящим с ним событиям. Хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих. Зависимость поведения от ситуации. Повышенная откликаемость на внешние события. Способность погружаться в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьёзных неприятностей и неудач:
а) истероидный ( демонстративный)
б) гипертивный
в) застревающий
г) шизоидный
д) лабильный
9. О каком типе характера идет речь?
Чередование фаз хорошего и плохого настроения. Повышенная раздражительность и склонность к апатии. Настроение периодически меняется от приподнятого до подавленного:
а) лабильный
б) меняющийся
в) неустойчивый
г) циклоидный
д) сенситивный
10. О каком типе характера идет речь?
Постоянство увлечений и интересов, рассудительность, целеустремленность. Безразличие к делам и интересам других. Систематические аффективные вспышки раздражительности. Отгороженность, замкнутость. Эмоциональная холодность, проявляемая в отсутствии сопереживания. Трудность установления эмоциональных контактов. Недостаток интуиции в процессе общения:
а) шизоидный
б) лабильный
в) эпилептоидный
г) гипертимный
д)ригидный
ЗАДАНИЕ 2. ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО:
1. Совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения называется характером.
ЗАДАНИЕ 3. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ИЛИ ВПИСАТЬ СВОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА.
1. Определить тип акцентуации, используя следующие характеристики:
Позитивные черты: серьёзность, несуетливость, постоянство увлечений и интересов, рассудительность, целеустремленность.
Негативные черты: холодность, замкнутость, недружелюбие, отсутствие эмпатии, безразличие к делам и интересам другим, аффективные вспышки раздражительности.
Рисунок поведенческих стереотипов:слабая коммуникабельность, хорошо обходится без общения и не имеет друзей; замкнутость и сосредоточенность на самом себе, имеет напряженную внутреннюю жизнь, полную фантазий, не высказывая при этом своих чувств и мыслей другим; контакты носят, как правило, только формальный характер; очень прихотливая избирательность в проявлении симпатий; замкнутость сочетается с неспособностью улавливать настроение окружающих; внешне старается не показывать своих переживаний.
Труднопереносимые ситуации: ситуации установления неформальных контактов, неформального общения; ситуации организаторской деятельности и активного участия в коллективных делах; ситуации смены сложившихся стереотипов, привычек и режимов традиций.
А) Истероидный ( демонстративный, эгоцентричный)
Б) Гипертивный
В) Застревающий
Г) Шизоидный
Д) Лабильный
Е) Нет ответа
Ж) Дать свой вариант.
2. Определить тип акцентуации, используя следующие характеристики:
Позитивные черты:Упорство, инициативность, целенаправленность, общительность, находчивость, самостоятельность, способность взять на себя руководство, организаторские наклонности.
Негативные черты: Эгоизм, чрезмерное себялюбие, жажда внимания к своей персоне, демагогия. лживость, способность строить интриги, лицемерие и рисовка, бесшабашность и риск, похвальба дутыми успехами.
Рисунок поведенческих стереотипов:Быстрота и лёгкость установления контактов с широким кругом людей; стремление к лидерству в общении; желание обрести популярность и внимание; высокая коммуникативность и приспособляемость к разным отношениям; провоцирование конфликтов; неспособность оценить себя со стороны; отличаются неискренностью, непостоянством чувств.
Труднопереносимые ситуации: Ситуации проявления равнодушия и невнимания к личности; ситуации одиночества или ограничения круга общения; ситуации невозможности проявить себя – ограничения деятельности; ситуации непризнания; ситуации невыгодного положения; ситуации требующие постоянного длительного психического или физического напряжения.
а) сенситивный
б) гипертивный
в) застревающий
г) шизоидный
д)лабильный
е)демонстративный, эгоцентричный)
ж) нет ответа, дать свой вариант
3. Определить тип акцентуации, используя следующие характеристики:
Позитивные черты: Настойчивость в достижении намеченной цели, смелость, решительность, целеустремленность; аккуратность, скрупулезность.
Негативные черты: Мелочность, агрессивность, злопамятность, деспотизм, грубый и развязный стиль отношений; подхалимство перед вышестоящими, яростные вспышки аффективных реакций.
Рисунок поведенческих стереотипов:При общении неприязненное отношение к окружающим; стремление подавить другого; инициативность в агрессивных выходках; аффекты могут быть продолжительными по времени; мышление отличается тугоподвижностью, инертностью, вязкостью.
Труднопереносимые ситуации: Ситуации, ущемляющие интересы, прихоти и капризы; ситуации, ограничивающие возможность проявлять власть; ситуации, требующие быстрой переключаемости в работе; ситуации сильной конкуренции и притеснений.
А) Истероидный (демонстративный)
Б) Циклоидный
В) Ригидный (паранойяльный, застревающий)
Г) Эпилептоидный (возбудимый)*
Д) Сенситивный
д) Нет ответа, дать свой вариант
4. Определить тип акцентуации, используя следующие характеристики:
Позитивные черты: Рассудительность, самокритичность, аккуратность, серьёзность, добросовестность, ровное настроение, верность данным обещаям, определенная надежность в делах и чувствах.
Негативные черты:Мнительность, наличие навязчивых идей, стремление следовать инструкциям, определённый формализм, нерешительность в новых начинаниях, безынициативность; нежелание выполнять работу, требующую проявления собственной активности, нестандартности; ограниченный прагматизм.
Рисунок поведенческих стереотипов: Установление контактов только после длительных рассуждений, обдумываний; проявление мнительности в общении, уход от конфликтов; нерешительны всегда и во всём, с трудом делают самостоятельный выбор; вновь и вновь проверяют правильность своих решений; в делах отличаются формализмом; самооценка не всегда адекватна.
Труднопереносимые ситуации: Ситуация принятия самостоятельных решений при наличии альтернатив; ситуации выполнения заданий при отсутствии инструкций и готовых примеров; ситуации быстрого перехода от одних дел к другим; ситуации длительных физических и психических нагрузок.
А) Лабильный
Б)Стенический
В) Неустойчивый
Г) Циклоидный
д) Психастенический (мнительный, застревающий)
Е) Нет ответа, дать свой вариант
5. Определить тип акцентуации, используя следующие характеристики.
Позитивные черты: В периоды настроения проявляются такие черты как жизнерадостность, общительность, высокая активность и работоспособность.
Негативные черты: В периоды подавленного состояния проявляются вялость, замкнутость; непоследовательность, неуравновешенность, нравственная и эмоциональная неустойчивость, пониженная работоспособность; безразличие; чрезмерная обидчивость и придирчивость.
Рисунок поведенческих стереотипов:Циклически меняющаяся контактность; тяга к общению в периоды эмоционального подъёма и замкнутость в период эмоционального спада «все надоели».
Труднопереносимые ситуации: ситуации смены жизненных стереотипов; ситуации неожиданных, противоречащих настроениям, поручений; ситуации неудач; ситуации психических перегрузок.
А) Неустойчивый
Б) Застревающий
В) Дистимный
Г) Циклоидный
Д) Шизоидный
д) Нет ответа, дать свой вариант
6. Определить тип акцентуации, используя следующие характеристики:
Позитивные черты: Дружелюбие, дисциплинированность, покладистость, несопротивление общественному мнению большинства; при наличии положительного примера закрепляют позитивные черты того человека, который служат идеалом.
Негативные черты: Несамостоятельность, некритичность, консерватизм, зависимость от окружения; слабая реализация своих потенциальных возможностей.
Рисунок поведенческих стереотипов:Приспособление к окружающим людям, копирование их стереотипов поведения и образа мыслей; отсутствие стремления к проявлению инициативы и лидерству; проявление стремления «быть как все»; в работе стараются избегать нестандартных, самостоятельных способов и приёмов; отсутствие инициативы;
Труднопереносимые ситуации: ситуации самостоятельных решений; ситуация освоения новых идей и новых видов деятельности; ситуации резкой смены жизненного стереотипа; ситуации решения проблемных задач.
А) Психастеничный
Б) Лабильный
в) застревающий
Г) Дистимный
Д) Истероидный
е) Нет ответа, дать свой вариант
6. Определить тип акцентуации, используя следующие характеристики:
Позитивные черты: В период приподнятого настроения добродушны, аккуратны, общительны; способны на дружбу и привязанность, чуткость, искренность, отзывчивость к к товарищам которые помогают.
Негативные черты:В периоды подавленного настроения раздражительны, вспыльчивы, ослабленный контроль за своими поступками, склонность к конфликтам.
Рисунок поведенческих стереотипов: очень частая и порой немотивированная смена настроений по нескольку раз в день; Эмоциональные колебания в настроениях происходят в связи с обостренным восприятием отношения к себе со стороны окружающих; Обладают внутренней чуткостью к истинной заботе; мимолетное одобрение, обещание, похвала способны поднять настроение, перестроить направление деятельности.
Труднопереносимые ситуации: ситуации, в которых обижают, ущемляют чувство собственного достоинства; ситуации неуспеха; ситуации критики; ситуации неуспеха; ситуации критики; ситуации страха, угрозы наказания.
А) Истероидный ( демонстративный)
Б) Гипертивный
В) Застревающий
Г) Лабильный
д) Нет ответа, дать свой вариант
7. Определить тип акцентуации, используя следующие характеристики:
Позитивные черты:Устойчивая привязанность в дружбе, альтруизм; дисциплинированность, чувство долга, ответственность, добросовестность при выполнении заданий, умение уступать, высокие требования к себе, стремление преодолевать свои недостатки, повышенная эмоциональная чувствительность.
Негативные черты:Робость, застенчивость, мнительность, пугливость, замкнутость, самобичевание, крайняя обидчивость и конфликты на этой почве; растерянность в необычных ситуациях.
Рисунок поведенческих стереотипов: Идут на контакты с узким кругом людей и теми, которые вызывают у них чувство симпатии, умеют расположить; устойчивую потребность поделиться своими переживаниями реализуют строго и избирательно; мнительность заключается в фиксации на своих недостатках; часто возникает чувство неполноценности, самоуничижения, которые могут маскироваться внешней бравадой; любят пребывать в одиночестве, предпочитают спокойные занятия; в новой обстановке и среди незнакомых людей теряются, проявляют робость и застенчивость; общаются чаще с теми, к кому привыкли,
Труднопереносимые ситуации: Ситуации сложных, альтернативных выборов; ситуации резких переходов от одних дел к другим; ситуации несправедливых обвинений; ситуации трудных поручений с организаторскими функциями; ситуации критики и насмешек; ситуации лишения возможности поделиться с другими своими переживаниями.
А) Астеноневретический (тревожно-настороженный)
Б) Застревающий
В) Дистимный
Г) Циклоидный
Д) Шизоидный
д) Нет ответа, дать свой вариант
8. Определить тип акцентуации, используя следующие характеристики:
Позитивные черты: Энергичность, инициативность, жизнерадостность, предприимчивость, разговорчивость, открытость, общительность, быстрота реагирования.
Негативные черты:Легкомысленность, безудержный риск, грубость, недисциплинированность, зазнайство, бравада, фамильярность, стремление командовать по своему усмотрению.
Рисунок поведенческих стереотипов:Приподнятое настроение, неудержимая активность, свободная общительность; активное стремление к лидерству; инициативность в выдумках и поступках; имеет место находчивость в принятии решений и их исполнении; недостаточно собранности и организованности; имеют склонность к возникновению агрессивных реакций; в конфликтной ситуации занимает позицию активного противоборства; имеет место переоценка собственных сил, способностей; тенденция к завышенной самооценке.
Труднопереносимые ситуации: ситуации жесткого подчинения строгим дисциплинарным правилам; ситуации лишающие свободного контакта с окружающими людьми; ситуации надолго ограничивающие привычный круг общения; ситуации лишающие двигательной активности, вынужденного бездействия; ситуации не позволяющие проявлять лидерство; ситуации однообразной монотонной деятельности.
А) Дистимный
Б) Лабильный
В) Ригидный
Г) Демонстративный
д) Нет ответа, дать свой вариант