Развитие практических способностей
Важную роль в жизни человека имеют способности к практической деятельности. Среди них особая роль принадлежит организаторским способностям. Зачатки их можно наблюдать даже в конце раннего возраста (начале дошкольного). Специальные исследования (Л. И. Уманский) выявили прямую зависимость раннего проявления организаторских способностей у детей от развития их общения и групповой деятельности.
Особенно ярко они проявляются и интенсивно развиваются в игровой деятельности детей. Дети с организаторскими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому наиболее подходящую для него роль, проявляя наблюдательность, зачатки практически-психологического ума. При этом сами они не всегда выполняют в игре главные роли, но даже на «второстепенных» ролях фактически продолжают руководить действиями своих партнеров. Характерным для таких детей является высокая коммуникативность. Замечена их способность по-разному устанавливать контакт, общаться с детьми в зависимости от некоторых индивидуальных качеств партнера.
«Марина Б. (2,7). Девочка подвижная, с яркими эмоциональными реакциями, хорошо развитой речью, охотно вступает в общение со взрослыми и детьми, отличается развитой музыкальностью. Любимое занятие Марины — проведение музыкальных игр и плясок с детьми. На музыкальных занятиях она очень внимательно следит за другими детьми и неизменно выбирает в самостоятельную игру именно тех детей, у которых что-либо не ладилось (плохо танцующих или с плохо развитыми движениями, не чувствующих смены ритмов и т. п.). Обращение ее с детьми различно: одних — ласково уговаривает, других просто зовет поиграть. Заниматься она готова без устали, и эта игра ей не надоедает в течение длительного времени. При этом Марина, подражая музыкальному работнику, использует некоторые ее приемы: показ с повторением («делай, как я»), показ под музыку (для этого просит у воспитательницы бубен).
Количество объединяемых Мариной детей колебалось от двух — трех до шести — восьми человек. Марина показывала движения, координировала действия своей маленькой группы, выступала в роли дирижера и танцмейстера, в играх и групповых плясках распределяла роли, активизируя детей. По нашей просьбе воспитательница не поощряла ее занятий и старалась предложить ей другие виды деятельности, но девочка неизменно возвращалась к этой групповой игре.
В старших группах детского сада вплоть до школы Марина продолжает организаторскую деятельность, расширяя ее диапазон (отлично объединяет действия детей в играх-сказках, во время дежурства, в подвижных играх)» (из исследования Л. И. Уманского, Н. Я. Амусьевой и Л. Н. Зубенко).
Участвуя в играх, дети с организаторскими способностями чаще других подмечают недостатки в выполнении игровых правил сверстниками, проявляют самостоятельность, своей активностью, увлеченностью «зажигают» других.
Дошкольный возраст — благоприятный период для проявления задатков, развития и такой практической способности, как конструктивно-техническая. Эта деятельность, бесспорно, имеет ряд отличий, особенностей в дошкольном возрасте.
Детское конструирование представляет собой процесс создания конструкций, построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Способности к этому виду деятельности проявляются, например, в умении легко установить пространственное расположение между элементами предмета и подчинить его определенной логике, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкций, в умении внести элемент новизны в решение конструктивно-технической задачи. Успеху в конструктивно-технической деятельности способствует практическая направленность ума ребенка, пространственное воображение, учет им важных для достижения результата требований действительности, хорошая техническая наблюдательность, рациональный подход к решению задачи. Конструктивные способности ребенка развиваются во всех доступных ему видах конструирования. Так, в процессе конструирования по условиям ребенок создает постройку не на основе образца, а на основе конкретных условий, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку для трамваев, пешеходов, машин и др.).
Этот вид конструирования предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения, умение считаться с предъявляемыми условиями, выполнить их.
В процессе конструирования по условиям ребенок учится варьировать, по-разному решать задачи на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для творчества. К концу дошкольного периода дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям.
Проявляются и развиваются конструктивные способности и в конструировании по замыслу.
«5, 3, 5. Кирилл построил из кубиков и досок Уголок Дурова: сделал сцену, покатый пол и три ряда стульев. На стульях сидят солдатики, матрешки, две Дюймовочки. На сцене — барсук. Все это сооружение покрыл крышей: «Хотя теперь их плохо видно, но зато как на самом деле». С 19.V по 21.V построенный Кириллом Уголок Дурова стоит посередине комнаты. Трогать никому не разрешает» (из дневника В. С. Мухиной).
Нередко постройки, созданные в процессе этого типа конструирования, используются и самими детьми в их деятельности (построенный корабль отправляется в плавание, в домике дети размещают не только кукол, но поселяются и сами).
Для создания сооружений детьми используется и специальный строительный материал (напр., бруски) и любой другой (палки, фанерные и картонные ящики, коробки, зонты, доски и т. д.). Этот тип конструирования не только развивает конструктивные способности дошкольника, но и способствует активному формированию важных навыков общения, нравственных качеств. Дети учатся согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать друг другу, радоваться общему успеху.
В конструировании по замыслу ярко проявляется, особенно к концу дошкольного периода, способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству.