Примерная тематика семинарских занятий

Семинарское занятие № 1 (4 часа)

Тема: Проблема одаренности и одаренных детей в отечественной и зарубежной науке.

Основные понятия: одаренность, деятельность, вид деятельности, виды одаренности, одаренный ребенок, признаки одаренности, способный ребенок.

Основные вопросы:

1. Житейское и научное понятие термина «одаренность». Критерии выделения одаренности: вид деятельности и обеспечивающие их виды психики.

2. Виды одаренности: интеллектуальная, академическая (учебная), художественная, творческая и др. Актуальная и потенциальная, явная и скрытая, общая и специальная и другие виды одаренности.

3. Различия в подходах к выделению видов одаренности в отечественной и зарубежной науке.

4. Понятие «одаренный ребенок». Одаренные дети с признаками одаренности? Соотношение понятий «одаренный ребенок» и «способный ребенок».

5. Основные направления изучения одаренности. Причины повышенного интереса к одаренности и одаренным детям: научные, собственно-педагогические, экономические, социально-политические, коммерческие и иные. Одаренность как феномен педагогический и как феномен психологический.

6. Теоретические основы решения проблемы детской одаренности в России и за рубежом.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, подготовка презентации, анализ различных подходов к выделению видов одаренности в отечественной и зарубежной педагогике.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Водинская М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Водинская М.В., Шапиро М.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12782.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Галустов, А.Р. Способность, одарённость и талант: поиск, развитие и поддержка: монография / А.Р. Галустов, В.С. Глухов. - Армавир: РИО АГПА, 2013. – 152 с.

3. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности [Электронный ресурс]/ Ларионова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15543.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Психология одаренности. От теории к практике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Адаскина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7401.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс]/ Ушаков Д.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15600.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополниетельная:

  1. Кузнецова С. В. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка / С. В. Кузнецова, Е. Б. Рудакова, Е. А. Терских. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 224 с.

2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии.- 1989.- №6.- С.29-33.

  1. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников.- М.: Сфера,2010
  2. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А. И. Савенков. - М., 2010.

Задания для СРС:

1. Подберите примеры проявления разных видов одаренности.

2. Обоснуйте вашу позицию по проблеме частоты проявления одаренных детей.

3. Подготовьтесь к презентации вашего кластера «Одаренный ребенок».

4. Проанализируйте различные определения понятия «одаренность» и выберите наиболее удачное, на ваш взгляд. Обоснуйте свой выбор.

5. Составьте кластер на тему «Одаренный ребенок».

Практическое занятие № 2 (4 часа)

Тема: «Рабочая концепция одаренности» – фундаментальная основа подготовки педагогов к выявлению и развитию детской одаренности.

Основные понятия:одаренность, возрастные особенности, индивидуальные особенности, воспитание, обучение, развитие, возрастная одаренность, диссинхрония, вид деятельности, виды одаренности, одаренный ребенок, признаки одаренности, способный ребенок.

Основные вопросы:

1. Понятие одаренности и ее признаки.

2. Виды одаренности.

3. Особенности личности одаренного ребенка.

4. Принципы и методы выявления одаренных детей.

5. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы необходимо для изучения темы занятия, подготовка и написание сообщения по теме.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Водинская М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Водинская М.В., Шапиро М.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12782.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Галустов, А.Р. Способность, одарённость и талант: поиск, развитие и поддержка: монография / А.Р. Галустов, В.С. Глухов. - Армавир: РИО АГПА, 2013. – 152 с.

3. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности [Электронный ресурс]/ Ларионова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15543.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Психология одаренности. От теории к практике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Адаскина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7401.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс]/ Ушаков Д.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15600.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

1. Богоявленская Д.Б. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одаренности» // Одаренный ребенок. – 2003. – №4. – С. 23-28.

2. Кузнецова С. В. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка / С. В. Кузнецова, Е. Б. Рудакова, Е. А. Терских. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 224 с.

3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии.- 1989.- №6.- С.29-33.

4. Кулемзина А.В. Задачи диагностики в рамках педагогики одаренных детей//Педагогическая диагностика., 2007. - №5. – С.14-28.

  1. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников.- М.: Сфера,2010
  2. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А. И. Савенков. - М., 2010.

7.

Задания для СРС:

1. Дайте определение понятия «одаренность» (несколько вариантов разных педагогов и других ученых). Обоснуйте какое из них, по вашему мнению, наиболее полно и точно выражает сущность понятия.

2. Назовите основные критерии классификации видов одаренности. Составьте оперную схему.

3. Подготовьте сообщение - В чем заключается специфика одаренности в детском возрасте.

4. Охарактеризуйте основные направления работы с одаренными детьми в сфере образования.

5. Изучите рекомендованную литературу по теме и подготовьте к защите реферат в рамках темы занятия.

Практическое занятие№ 3 (4 часа)

Тема: Возрастные и индивидуальные особенности развития и проявления одаренности, их учет в воспитании и обучении.

Основные понятия:одаренность, возрастные особенности, индивидуальные особенности, воспитание, обучение, развитие, возрастная одаренность, диссинхрония, вид деятельности, виды одаренности, одаренный ребенок, признаки одаренности, способный ребенок.

Основные вопросы:

1. Признаки, степень сформированности, форма и широта проявления одаренности, обусловленные особенностями индивидуального развития ребенка.

2. Понятие «возрастная одаренность» и ее проявления. Проявления высокого творческого потенциала в дошкольном и школьном возрасте.

3. Ранние признаки таланта. Возрастные особенности развития одаренного ребенка. Возрастной подход как база для практической работы с детьми, обнаруживающими признаки одаренности, повышенных способностей.

4. Диссинхрония в развитии одаренных детей, ее виды. Проявления интеллектуальной, интеллектуально-психомоторной диссинхронии, диссинхронии в развитии академической, социальной и творческой одаренности. Условия раскрытия детской одаренности.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития и форм проявления одаренности в воспитании и развитии дошкольников.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ возрастных и индивидуальных особенностей развития и проявления одаренности, их учет в воспитании и обучении.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Водинская М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Водинская М.В., Шапиро М.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12782.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Галустов, А.Р. Способность, одарённость и талант: поиск, развитие и поддержка: монография / А.Р. Галустов, В.С. Глухов. - Армавир: РИО АГПА, 2013. – 152 с.

3. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности [Электронный ресурс]/ Ларионова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15543.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Психология одаренности. От теории к практике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Адаскина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7401.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс]/ Ушаков Д.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15600.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

  1. Кузнецова С. В. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка / С. В. Кузнецова, Е. Б. Рудакова, Е. А. Терских. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 224 с.

2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии.- 1989.- №6.- С.29-33.

  1. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников.- М.: Сфера,2010
  2. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А. И. Савенков. - М., 2010.

Задания для СРС:

1. Приведите примеры, раскрывающие роль сенситивных периодов в развитии способностей человека.

2. Раскройте значение диссинхронии в формировании личности одаренного ребенка.

3. Сформулируйте условия, при которых одаренный ребенок может вырасти в одаренного взрослого.

4. Приведите примеры, характеризующие инструментальный и мотивационный аспекты деятельности одаренного дошкольника.

5. Определимте, какая из приведенных преподавателем типологий одаренных детей, на ваш взгляд, имеет наибольшую практическую значимость для современного дошкольного образовательного учреждения.

Практическое занятие № 4 (4 часа)

Тема: Современные подходы и опыт работы с одаренными детьми с системе дошкольных образовательных учреждений.

Основные понятия:одаренность, возрастные особенности, индивидуальные особенности, воспитание, обучение, развитие, возрастная одаренность, наследственность, семейное воспитание, досуговая деятельность, диагностика, методы диагностики, диагностические методики, виды одаренности, одаренный ребенок, признаки одаренности, способный ребенок, тренинг, технологии, метод моделирования, метод проектирования, педагогическое и психологическое сопровождение.

Основные вопросы:

1. Совместное и раздельное воспитание одаренных детей: «за» и «против».

2. Дидактические и психологические основания выбора образовательных технологий для обучения и развития одаренных детей: традиционное обучение, развивающее и личностно-ориентированное обучение, игровые и тренинговые методы.

3. Методы проектирования, моделирования и экспертизы образовательной среды для одаренных детей.

4. Психологическое и педагогическое сопровождение одаренных детей.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение специфики образовательных технологий для обучения и развития одаренных детей.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Водинская М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Водинская М.В., Шапиро М.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12782.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Галустов, А.Р. Способность, одарённость и талант: поиск, развитие и поддержка: монография / А.Р. Галустов, В.С. Глухов. - Армавир: РИО АГПА, 2013. – 152 с.

3. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности [Электронный ресурс]/ Ларионова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15543.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Психология одаренности. От теории к практике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Адаскина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7401.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс]/ Ушаков Д.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15600.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

  1. Кузнецова С. В. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка / С. В. Кузнецова, Е. Б. Рудакова, Е. А. Терских. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 224 с.

2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии.- 1989.- №6.- С.29-33.

  1. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников.- М.: Сфера,2010
  2. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А. И. Савенков. - М., 2010.

Задания для СРС:

1. Сформулируйте дидактические, психологические, педагогические и организационные условия эффективности формирования одаренности дошкольника (в виде доклада).

Практическое занятие № 5 (4 часа)

Тема: Работа педагога дошкольного образования с родителями одаренных детей.

Основные понятия:одаренность, возрастные особенности, индивидуальные особенности, воспитание, обучение, развитие, семейное воспитание, наследственность, образовательная среда, профессиональные качества, личностные качества педагога, Я-концепция, рефлексия, признаки одаренности, способный ребенок, тренинг, технологии, метод моделирования, метод проектирования, педагогическое и психологическое сопровождение.

Основные вопросы:

1. Семейное воспитание и развитие одаренности.

2. Цели, принципы и формы работы ДОУ с родителями способных и одаренных детей.

3. Организация родительского всеобуча, тренингов, психологического консультативного пункта для родителей одаренных детей.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, разработка конспекта консультации для родителей в рамках темы семинара.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Водинская М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Водинская М.В., Шапиро М.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12782.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Галустов, А.Р. Способность, одарённость и талант: поиск, развитие и поддержка: монография / А.Р. Галустов, В.С. Глухов. - Армавир: РИО АГПА, 2013. – 152 с.

3. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности [Электронный ресурс]/ Ларионова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15543.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Психология одаренности. От теории к практике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Адаскина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7401.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс]/ Ушаков Д.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15600.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

  1. Кузнецова С. В. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка / С. В. Кузнецова, Е. Б. Рудакова, Е. А. Терских. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 224 с.

2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии.- 1989.- №6.- С.29-33.

  1. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников.- М.: Сфера,2010
  2. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А. И. Савенков. - М., 2010.

Задания для СРС:

1. Определите роль семьи в развитии одаренности дошкольника.

2. Сформулируйте основные проблемы воспитания одаренного ребенка в семье.

3. Обдумайте и предложите условия эффективности воспитания одаренного ребенка в семье.

4. Подготовьте конспект консультации для родителей по теме семинара. Попробуйте подать его в необычной, креативной форме.

Содержание СРС

  Тема СРС Содержание заданий, выносимых на СРС Кол-во часов, отводимых на выполнение заданий Учебно-методическое обеспечение
1. Проблема одаренности и одаренных детей в отечественной и зарубежной науке.   Подберите примеры проявления разных видов одаренности. Обоснуйте вашу позицию по проблеме частоты проявления одаренных детей. Подготовьтесь к презентации вашего кластера «Одаренный ребенок». Проанализируйте различные определения понятия «одаренность» и выберите наиболее удачное, на ваш взгляд. Обоснуйте свой выбор. Составьте кластер на тему «Одаренный ребенок». 1.Галустов, А.Р. Способность, одарённость и талант: поиск, развитие и поддержка: монография / А.Р. Галустов, В.С. Глухов. - Армавир: РИО АГПА, 2013. – 152 с. 2.Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности [Электронный ресурс]/ Ларионова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15543.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  
2. Рабочая концепция одаренности» – фундаментальная основа подготовки педагогов к выявлению и развитию детской одаренности. Дайте определение понятия «одаренность» (несколько вариантов разных педагогов и других ученых). Обоснуйте какое из них, по вашему мнению, наиболее полно и точно выражает сущность понятия. Назовите основные критерии классификации видов одаренности. Составьте оперную схему. Подготовьте сообщение - В чем заключается специфика одаренности в детском возрасте. Охарактеризуйте основные направления работы с одаренными детьми в сфере образования. Изучите рекомендованную литературу по теме и подготовьте к защите реферат в рамках темы занятия.   4ч. 1.Психология одаренности. От теории к практике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Адаскина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7401.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  
3. Возрастные и индивидуальные особенности развития и проявления одаренности, их учет в воспитании и обучении.   Приведите примеры, раскрывающие роль сенситивных периодов в развитии способностей человека. Раскройте значение диссинхронии в формировании личности одаренного ребенка. Сформулируйте условия, при которых одаренный ребенок может вырасти в одаренного взрослого. Приведите примеры, характеризующие инструментальный и мотивационный аспекты деятельности одаренного дошкольника. Определимте, какая из приведенных преподавателем типологий одаренных детей, на ваш взгляд, имеет наибольшую практическую значимость для современного дошкольного образовательного учреждения. 1.Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс]/ Ушаков Д.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15600.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  
4. Современные подходы и опыт работы с одаренными детьми с системе дошкольных образовательных учреждений.   Сформулируйте дидактические, психологические, педагогические и организационные условия эффективности формирования одаренности дошкольника. Оформите свой ответ в виде таблицы. Изучив необходимую литературу по теме подготовьте соответствующий реферат в рамка изучаемой проблемы. 4ч. 1.Водинская М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Водинская М.В., Шапиро М.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12782.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2.Галустов, А.Р. Способность, одарённость и талант: поиск, развитие и поддержка: монография / А.Р. Галустов, В.С. Глухов. - Армавир: РИО АГПА, 2013. – 152 с.  
5. Работа педагога дошкольного образования с родителями одаренных детей.   Определите роль семьи в развитии одаренности дошкольника. Сформулируйте основные проблемы воспитания одаренного ребенка в семье. Обдумайте и предложите условия эффективности воспитания одаренного ребенка в семье. Подготовьте конспект консультации для родителей по теме семинара. Попробуйте подать его в необычной, креативной форме. 4ч. 1.Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности [Электронный ресурс]/ Ларионова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15543.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2.Психология одаренности. От теории к практике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Адаскина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7401.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  
      19ч.  

Наши рекомендации