Примерная тематика семинарских занятий по Модулю I

♦ Понятие психологического стресса

♦ Теории и модели психологического стресса.

♦ Стресс и психосоматические расстройства.

♦ Теории и модели профессионального стресса.

♦ Профилактика синдрома эмоционального выгорания.

♦ Приемы индивидуальной и групповой профилактики стресса.

Литература для подготовки к семинарским занятиям по Модулю I

А) основная

1. Айзман Н.И. Психологические основы безопасности человека: учеб, пособие / Н.И.Айзман, Р.И.Айзман, С.М.Зиньковская. – Новосибирск: АРТА, 2011.-272 с.

2. Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. Учебное пособие. [Электронный ресурс] / В.А. Бодров. – М.: изд-во: Пер Сэ, 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/psixologicheskij-stress.-razvitie-i-preodolenie,-uchebnoe-posobie.html

3. Водопьянова Н. Е, Старченкова Е.С. Синдром выгорания. 2-е изд. – М., 2009.-336 с.

4. Ерабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. – СПб.: Речь, 2008. – 96 с.

5. Соколков Е.А. Управление профессиональным стрессом. Учебное пособие / Е.А. Соколков, Л. А. Стахнева. – Новосибирск: НОУ ВПО НЕЙ. Изд-во НЕТУ, 2008. – 152 с.

Б) дополнительная

1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М., 2006. – 523 с.

2. Вассерман А.И. Совладение со стрессом: теория и психодиагностика. Учебно-методическое пособие / А.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

3. Еагин Т.В., Уколов С.С. Новый код НЛП или Великий канцлер желает познакомиться! – 5-е изд. – М.: Психотерапия, 2011. – 248 с.

4. Дружилов С.А. Психология выживания в современном мире. – X.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2012. – 300 с.

5. Золотова Т.Н. Психология стресса. – М.: Книголюб, 2008. – 192 с.

6. Иванникова Н.Н. Синдром менеджера или профилактика профессионального выгорания. – 2-е изд. – М.: Изд. ТОРТ ИТК Дашков и К, 2010. – 208 с.

7. Маккей М., Дэвис М., Фэннинг П. Как победить стресс и депрессию. – СПб: Речь, 2011.-288 с.

8. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979. – 180 с.

Модуль II

Психология кризисных ситуаций

Тема 7

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Понятие травматического стресса. Характеристики травмы. Фазы реакций на травму.

Комплекс симптомов у лиц, перенесших травматический стресс.

Стадии формирования постстрессовых нарушений.

Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства.

Симптомы повторного переживания, избегания, физиологической гиперактивации.

Основные симптомы лиц с ПТСР.

Психологические механизмы возникновения посттравматического стресса. Факторы риска развития ПТСР.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) развиваются у лиц, которые пережили эмоциональный/психологический или физический стресс, который является травмирующим практически для каждого человека – такие травмы могут возникать в военных сражениях и битвах, спортивных соревнованиях и сдаче экзамена, естественных катастрофах, при нападениях бандитов, изнасиловании, гибели родных на глазах у человека и таких несчастьях, как, например, пожар в доме и пр. При этом отмечаются такие основные особенности: переживание травмы вновь и вновь, во сне и в мыслях в бодрствующем состоянии; эмоциональная глухота ко всем остальным переживаниям в жизни, включая отношения с другими людьми, и сопутствующие симптомы в виде вегетативной лабильности, депрессии и когнитивных нарушений, таких как трудность в сосредоточении внимания. Синдром, очень сходный с тем, который сегодня мы называем посттравматическим стрессовым расстройством, был отмечен у солдат во время Гражданской войны в Америке (1861–1865). Он был назван «солдатским сердцем» – из-за обнаруженного наличия вегетативных симптомов со стороны сердца. Американский врач-терапевт Да Коста в 1871 г. написал работу, название которой можно перевести как «О взволнованном сердце» («On irritable heart; a clinical study of a form of functional cardiac disorder and its consequences». American Journal of the Medical Sciences, Thorofare, N. J., 1871) в которой рассказал о молодых солдатах, которые принимали участие в войне. У них появлялось ощущение нехватки воздуха, одышка, чувство тяжести или боль в области сердца, сердцебиение, причем, все это усиливалось при малейшей нагрузке. В основе этого состояния лежит психогенный гипервентиляционный синдром. Во время Первой мировой войны этот синдром был назван «шоком от снарядов» и высказано предположение о том, что он наблюдается в результате травмы, наносимой взрывами. Затем посттравматический стресс был отмечен в нацистских концентрационных лагерях и у тех, кто пережил атомную бомбардировку Японии Соединенными Штатами в 1945 году. И еще: в 1941 г. люди, оставшиеся в живых после пожара в переполненном ночном клубе «Кокосовая аллея» в Бостоне (США), обнаруживали повышенную нервозность, утомляемость и ночные кошмары. Во всех этих ситуациях появление патологических симптомов практически совпадало с тяжестью стресса – наиболее тяжелые стрессы (например, после концлагерей) вызвали появление синдрома более чем у 75 % жертв. К сожалению, сегодня, из-за многочисленных войн и катастроф посттравматический синдром только расширяет зону своего воздействия, модифицируясь во «вьетнамский синдром», «афганский синдром», «чеченский синдром» и т. д. Эпидемиология посттравматического стрессового расстройства разнообразна у людей, испытавших тяжелые страдания и переживших травматизирующие ситуации. После разрушительного несчастья у 50 – 80 % лиц, оставшихся в живых, этот синдром может развиться достаточно быстро. Частота посттравматических стрессовых расстройств составляет, в целом, 0,5 % для мужчин и 1,2 % для женщин, и это расстройство может наблюдаться у детей… Для мужчин травмой часто являются переживания, перенесенные в сраженьях и катастрофах, а тяжесть синдрома обусловливается степенью травмы. У женщин травмой чаще всего являются нападение и изнасилование. Хотя посттравматическое стрессовое расстройство может появиться в любом возрасте, учитывая природу ситуаций, вызывающих это расстройство, чаще бывает именно в молодом возрасте.

Основными этиологическими факторами (причинами) описываемого нами расстройства являются стрессоры, социальное окружение стрессора и жертвы, а также, конечно, особенности характера и биологическая предрасположенность жертвы. Чем тяжелее стрессор, тем у большего числа людей он вызывает этот синдром и тем тяжелее будет протекать расстройство. Когда травма является сравнительно легкой, например, автокатастрофа без смертельного исхода, посттравматический стресс развивается у меньшего числа людей. Если пациент принадлежит к группе лиц, вместе с ним переживших травму, он иногда лучше справляется с ней, так как другие разделяют его переживания. В целом, очень молодым и очень старым труднее справиться с травматизирующими событиями, чем людям, у которых травма возникает в середине жизни. Например, приблизительно у 80 % детей, получивших ожоги, через 1–2 года после ожоговых поражений развивается посттравматическое стрессовое расстройство. С другой стороны, примерно только у 30 % взрослых после ожогов развивается подобное. Вероятно, у маленьких детей еще не развиты механизмы, позволяющие справиться с физическими и эмоциональными повреждениями, наносимыми травмой. Пожилые, так же как маленькие, имеют более ригидные механизмы борьбы с травмой и не могут противостоять ее воздействию. Более того, воздействие травмы может быть усилено, например, физической инвалидностью, характерной для стариков, особенно если у них есть нарушения функционирования нервной и сердечнососудистой систем, снижение мозгового кровотока, ослабление зрения, аритмия и т. д. Наличие психических отклонений в период, предшествовавший травме, расстройств личности или более серьезных нарушений еще увеличивает силу воздействия стрессора.

Оказание социальной помощи вполне может повлиять на развитие, тяжесть и продолжительность посттравматического стрессового расстройства. Больные, которым оказывается достаточно хорошая социальная помощь, менее подвержены развитию этого расстройства или же оно протекает в менее тяжелой форме. Зато чаще такое расстройство развивается у одиноких, разведенных, вдовствующих, бедствующих или социально изолированных лиц.

Люди, пережившие разнообразные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, оползни, цунами), транспортные катастрофы, войны или случаи насилия по отношению конкретно к ним, реально испытывают глубокие психические потрясения. И именно длительную реакцию на такого рода события и принято называть действительно посттравматическим стрессом (ПТС).

Клинически диагностированным ПТС страдает, по мнению исследователей, около 10 % населения, но все же специалисты полагают, что отдельные симптомы этого заболевания встречаются значительно чаще. И, главное, в одних случаях симптомы ПТС со временем угасают и могут исчезнуть совсем, в других они сохраняются на протяжении многих лет и тогда к ним могут присоединиться симптомы других психических расстройств, например, депрессии, алкоголизма, наркомании.

Кстати, не все люди, перенесшие травму, нуждаются в лечении: некоторым достаточно помощи родных, друзей, религии. Но если в результате участия или наблюдения за каким-либо чрезмерно травмирующим событием у человека произошел психологический надлом, ему нужна профессиональная помощь.

Сегодня специалисты (чаще всего это психологи и психиатры) выделяют четыре основные группы симптомов ПТС:

• навязчивые состояния;

• реакции избегания;

• симптомы повышенной раздражительности;

• неспецифические симптомы.

Рассмотрим подробнее.

Навязчивые состояния.У людей, страдающих ПТС, часто возникают состояния, когда они вновь и вновь ярко и достоверно переживают травмировавшее их событие, оно словно внедряется в их повседневную жизнь. Внезапно нахлынувшие воспоминания, окрашенные болезненными эмоциями, могут полностью овладеть человеком. И тогда ему кажется, будто он вновь переживает то самое психотравмирующее событие, видит его как реальное, участвует в нем… У детей это может проявляться в виде повторяющихся, стереотипных игр. В случаях замеченных выраженных эпизодов возвращения в прошлое человек ведет себя так, будто вновь переживает перенесенную ситуацию, но не осознавая при этом полностью своих действий. Например, ветеран войны может, крадучись, передвигаться по улице, будто он в разведке на вражеской территории. Временами повторное переживание травмы проявляется в ночных кошмарах – и они так реальны, что человек вскакивает с криками ужаса. У маленьких детей последствия травматического события проявляются в генерализованных ночных кошмарах с чудовищами, картинами спасения окружающих или угрозами по отношению к себе и окружающим. Повторное переживание может проявляться и внезапными болезненными эмоциональными вспышками, казалось бы, не имеющими причины. Например, чувство горя, страха или гнева, которые сопровождаются слезами и спазмами в горле, злобностью, агрессивностью. Такие вспышки повторяются много раз, сопровождая воспоминания или сны о травмирующем событии.

Симптомы избегания.При наличии этого феномена явственно нарушаются взаимоотношения человека с окружающими – он избегает тесных эмоциональных связей с семьей, коллегами, друзьями. Человек чувствует себя скованным, его эмоции невыразительны, он способен выполнять только рутинную, механическую работу. Позже, при повторных переживаниях событий травмы, человек разрывается между потоком эмоций, вызванных повторным переживанием и невозможностью в реальной жизни переживать и выражать эмоции. Люди, страдающие ПТС часто говорят, что они не могут испытывать эмоций, особенно в отношении тех, кто им близок. Даже если они испытывают эмоции, часто просто не способны их выразить. И пока продолжается это избегание, человек внешне представляется холодным или загруженным собственными переживаниями. Члены семьи чувствуют себя отвергнутыми. У детей эмоциональная скованность и сниженный интерес к определенной деятельности не всегда могут быть правильно расценены врачом – важна помощь родителей. Человек с ПТС избегает ситуации, которая напоминает ему о травмирующем событии, потому что симптомы утяжеляются, когда ситуация или деятельность хотя бы частично напоминают травму. Например, человек, который выжил на войне, может неадекватно реагировать на людей в форме, звуки выхлопов и праздничные салюты. Ветераны войн избегают брать на себя ответственность, так как считают, что не смогли в прошлом обеспечить безопасность тех, кто был ранен или погиб в сражениях. В результате, многие страдающие ПТС, не достигают успехов в работе, не могут найти контакта с начальством или коллегами, а контакты с членами семьи и друзьями обеднены. У детей, страдающих ПТС, могут возникать затруднения относительно ориентировки в будущем. Ребенок может, например, не надеяться на семейную жизнь и удачную карьеру. А иногда люди начинают верить, что сами могут предсказывать неблагоприятные события в будущем. Часто следствием неспособности переработать болезненные эмоции становится депрессия.

Симптомы повышенной возбудимости.В состоянии ПТС люди ведут себя так, будто им постоянно продолжает угрожать то событие, что когда-то вызвало травму. Страдающие ПТС могут без видимой причины внезапно приходить в состояние раздражения или агрессивности. У них могут возникать проблемы с концентрацией внимания и памятью. Из-за частых кошмарных сновидений развивается бессонница. Временами у страдающих ПТС возникают приступы паники, являющиеся следствием пережитого и так и не переработанного чрезвычайного страха. У детей, в дополнение к симптомам повышенной возбудимости, могут появляться, например, боли в желудке, головные боли, спазматический кашель и головокружение.

Неспецифические симптомы.Страдающие от ПТС нередко пытаются избавиться от повторяющихся болезненных переживаний, своего одиночества и приступов паники с помощью алкоголя или наркотиков, притупляющих эмоции и позволяющих [на время] забыть о травме. Из-за плохого контроля импульсивности повышается риск самоубийства.

Вообще, многие пострадавшие говорят, что самым нужным после травмы для них были практические советы, информация и поддержка, понимание окружающих. Но следует помнить, что способы решения проблем сугубо индивидуальны для каждого. Есть друзья, родственники, коллеги, с которыми пострадавшие могут поговорить о том, что пришлось пережить. Важно, чтобы у каждого была возможность выразить свои негативные переживания.

Резюмируя, оценим диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства.

Критерий А. Человек когда-либо пережил травматическое событие, причем, в отношении этого события обязательно должны выполняться оба приведенных ниже пункта:

1. Человек был участником, свидетелем, или еще каким-то образом оказался причастен к событию (событиям), которые включают смерть или угрозу смерти, угрозу серьезных повреждений и/или угрозу физической целостности других людей (либо своей собственной).

2. В травматической ситуации человек испытал сильный страх, беспомощность или ужас.

Критерий В. Травматическое событие постоянно переживается одним (или более) из следующих способов, причем для постановки диагноза ПТСР достаточно наличия одного из этих симптомов:

1. Непроизвольные навязчивые воспоминания, вызывающее тяжелые эмоциональные переживания повторяющееся и навязчивое воспроизведение в памяти как самого события, так и связанных с ним образов, мыслей и ощущений.

2. Постоянно повторяющиеся кошмары и сны о событии, при пробуждении вызывающие интенсивные негативные переживания.

3. Признаки диссоциативных состояний, проявляющиеся в том, что после травмы человек периодически совершает такие действия или испытывает такие ощущения, как если бы травматическое событие происходило вновь. К ним относятся следующие (включая те, которые появляются в состоянии алкогольной или наркотической интоксикации или в просоночном состоянии[44]):

– ощущения «оживания» прошлого в виде иллюзий и галлюцинаций;

– «флэшбэк эффекты», появляющиеся в полной потере связи с реальностью и возникновении полного ощущения «перенесения» в травматическую ситуацию. «Флэшбэк-эффекты» проявляются в поведении, неадекватном текущей ситуации, но соответствующем ситуации травматизации.

4. Драматические навязчивые воспоминания и интенсивные тяжелые переживания, которые были спровоцированы какой-либо ситуацией, напоминающей о травматических событиях или символизирующей их (годовщины, фильмы, песни, разговоры и т. п.).

5. Непроизвольное повышение психофизиологической реактивности в ситуациях, которые символизируют различные аспекты травматического события или связаны с ним ассоциативно (похожая местность, звуки, запахи, тип лица человека и т. п.).

Критерий С. Не наблюдавшееся до травмы постоянное стремление к избеганию и избегание любых факторов, связанных с травмой (для постановки диагноза ПТСР необходимо наличие минимум трех из этих симптомов):

1. Наличие усилий по избеганию любых мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой.

2. Наличие усилий по избеганию действий, мест или людей, которые пробуждают воспоминания о травме.

3. Неспособность вспомнить о важных аспектах травматической ситуации.

4. Сниженный интерес к жизни, потеря интереса к значимым до травмы занятиям.

5. Чувство отстраненности или отделенности от остальных людей.

6. Сниженная выраженность положительного аффекта («numbing» – блокада положительных эмоциональных реакций, эмоциональное оцепенение, «бесчувственность», например, неспособность испытывать эмоционально насыщенное чувство любви, проявляющаяся по отношении) к самым близким людям).

7. Чувство отсутствия перспективы в будущем (например, отсутствие ожиданий по поводу карьеры, женитьбы, детей, долгой жизни, ожидание скорой смерти, конца света, глобальной катастрофы).

Критерий D. Постоянные симптомы повышенной психофизиологической возбудимости, не наблюдавшиеся до травмы (для постановки диагноза ПТСР необходимо наличие минимум двух симптомов):

1. Трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения) – связаны с возможными кошмарами (избегание сна, «страшно заснуть») и/или с повышенной тревожностью и эмоциональным дистрессом, сопровождающими навязчивые размышления и воспоминания о травме.

2. Повышенная, с трудом контролируемая раздражительность или вспышки гнева.

3. Затруднения с сосредоточением внимания – в некоторые моменты человек может сконцентрироваться, но малейшее внешнее воздействие или изменение внутреннего состояния резко выбивают его из колеи.

4. Повышенный уровень настороженности, состояние «тип ер бдительности», то есть постоянного ожидания чего-либо плохого.

5. Гипертрофированная, преувеличенная реакция испуга на внезапные раздражители – например, на любой резкий внезапный звук (выхлоп, выстрел, стук и т. п.) или на ощущение внезапного движения на периферии поля зрения, или на неожиданное прикосновение.

Критерий Е. Длительность протекания расстройства (одновременное проявление необходимого по критериям В, С и D количества симптомов) – более, чем 1 месяц.

Критерий F. Расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное состояние или выраженные нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.

В зависимости от времени возникновения, длительности течения выделяются следующие диагностические формы посттравматического стрессового расстройства:

1.Острое расстройство:первичная манифестация симптомов в течение первых 6 месяцев после травмы (но не ранее 1 месяца после события). При этом длительность сочетанного проявления всех симптомов ПТСР – менее 6 месяцев.

2. Хроническое расстройство:продолжительность проявления симптомов – свыше 6 месяцев.

3.Отсроченное расстройство:комплекс симптомов впервые появляется не ранее, чем через 6 месяцев после стрессовой ситуации.

Американский психолог Ялом предложил рассматривать все психологические проблемы травматического стресса с точки зрения смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. В травматической ситуации эти темы выступают не абстрактно, не как метафоры, а являются абсолютно реальными объектами переживания. Так, становясь свидетелем смерти других людей, человек оказывается перед лицом своей возможной смерти[45].

У членов семьи человека с ПТСР появляется необходимость адаптации к ситуации, в которой они находятся и не знают, что делать. Адаптация членов семьи может выражаться в феномене сотравматизации или ощущении сопутствующего стресса, что будет проявляться через состояние внутреннего утомления, моральной усталости, а при появлении нервно-психической неустойчивости в повышении нервозности, изменчивости настроения, возможном появлении психосоматических реакций.

Сегодня, однако, можно все-таки говорить и о ряде направлений и методов коррекции ПТСР, среди которых выделим:

– образовательное направление, включающее в себя информационную поддержку, обсуждение книг и статей, знакомство с основными концепциями физиологии и психологии. Например, только простое знакомство с диагностической симптоматикой ПТСР помогает больным осознать то, что их переживания и трудности не уникальны, «нормальны» в сложившейся ситуации, и это дает им возможность осуществлять контроль за своим состоянием, выбирать средства и методы, которыми можно добиться выздоровления;

– холистическое направление, что заключается в области целостного отношения к здоровью. Специалисты по формированию здорового образа жизни справедливо отмечают, что физическая активность, правильное питание, духовность и развитое чувство юмора вносят большой вклад в выздоровление человека как единого целого. Врач, который обращает внимание своих пациентов на эти стороны целостного существования человека, часто обнаруживает и активизирует такие способности к его восстановлению, которые были скрыты даже от него самого. Здоровый образ жизни – с достаточной физической активностью, правильным питанием, отсутствием злоупотребления алкоголем, отказом от наркотиков, избеганием употребления возбуждающих питательных веществ (например, кофеина), со способностью с юмором относиться ко многим событиям нашей жизни – создает основу для восстановления после тяжелых травматических событий, а также способствует продлению активной и счастливой жизни[46];

– социальное направление, подразумевающее методы, направленные на формирование и увеличение социальной поддержки и социальной интеграции. Сюда можно включить развитие сети самопомощи, формирование общественных организаций, оказывающих поддержку людям с ПТСР. Очень важна здесь точная оценка социальных навыков, тренировка этих навыков, уменьшение иррациональных страхов, помощь в умении преодолевать риск формирования новых отношений. К этой категории относятся и формы организации социальной работы, которые помогают течению процесса выздоровления;

– терапевтическое направление (фармакотерапия, психотерапия), включающее в себя собственно психотерапию, направленную на проработку травматического опыта, работу с горем, разумное использование фармакотерапии для устранения отдельных симптомов.

Последней в психологической коррекции посттравматического расстройства является так называемая «экологическая проверка» – человек пробует жить с новым опытом. Эта стадия необходима для того, чтобы травматические переживания не вернулись вновь. Ведь зачастую человек привыкает жить в своей проблеме, привыкают к этому и люди, окружающие его. В этот период человек обсуждает [со специалистом] изменения, которые происходят в его жизни в связи с работой над травмой. Так происходит проверка того, насколько человек справился с посттравматическим стрессовым расстройством, проверкой, которую устраивает сама жизнь.

Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 7

1. Когда и в каких случаях могут развиваться посттравматические стрессовые расстройства?

2. Расскажите об истории обнаружения и описания синдрома и симптомов ПТСР.

3. Дайте представление о диагностических критериях ПТСР.

4. Расскажите подробно о диагностических формах посттравматического стрессового расстройства.

5. Что такое флэшбэк эффект?

6. Подготовьте сообщения об основных направлениях коррекции ПТСР.

Тема 8

Наши рекомендации