Примерная тематика семинарских и практических занятий

На занятиях в форме семинаров, обсуждаются основные теоретические вопросы, или заранее подготовленные студентами реферативные сообщения по отдельным вопросам. Некоторые занятия могут проводиться в форме практикумов, если есть возможность посетить урок (или посмотреть его запись) и проанализировать с точки зрения вопросов плана занятия.

Занятие 1. Сущность процесса обучения

Вопросы:

1. В чем заключается сущность гуманизации процесса обучения? Особенность разноуровневого обучения.

2. Что такое процесс обучения?

3. Что включает в себя социальный опыт общества, передаваемый подрастающим поколениям в процессе обучения?

4. Особенности логики построения современного процесса обучения?

5. В чем суть двустороннего характера процесса обучения?

6. Почему процесс обучения может рассматриваться как определенная система?

7. В чем особенность зоны актуального и зоны ближайшего развития?

8. Важнейшие категории дидактики и их сущность.

Основные понятия: дидактика, процесс обучения, функции обучения, двусторонний характер обучения, цели обучения, структура процесса обучения, структура учебной деятельности.

Литература

Амонашвили Ш. А. Педагогика сотрудничества. - М., 1989. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М., 1988.

Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. - М., 1977.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1977.

Занятие 2.Возникновение и эволюционное развитие важнейших обучающих систем. Их особенности.

Вопросы:

1. Почему процесс обучения можно рассматривать как своеобразный технологический процесс?

2. Какой характер процесса обучения носил на самых первых стадиях своего возникновения?

3. Особенности традиционного репродуктивного (объяснительно-иллюстративного) обучения.

4. Суть проблемного обучения и его особенности.

5. Особенности программированного обучения.

6. Суть модульного обучения.

7. Оптимизация процесса обучения.

Основные понятия: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения, проблемное обучение, программированное обучение, оптимизация процесса обучения.

Литература

Бабанский Ю. К. Педагогика. - М., 1988.

Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1970.

Есипов Б. П. Основы дидактики. - М., 1967.

Ильенков Э. В. Философия и культура: Сборник. - М., 1991.

Ильина Т. А. Педагогика. - М., 1968.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999.

Шамова Т. И. Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы. - М., 1974.

Занятие 3. Принципы дидактики.

Вопросы:

1. Понятие о принципах и правилах обучения.

2. Сущность и основные требования принципа наглядности.

3. Способы сочетания слова и наглядности.

4. Психологические особенности использования наглядности в процессе обучения.

5. Принципы доступности, сознательности и активности в обучении, правила их реализации.

6. Принципы систематичности и последовательности, принцип личности в обучении.

Основные понятия: закономерности процесса обучения, принципы обучения, правила обучения.

Литература

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. Есипов Б. П. Основы дидактики. - М., 1968.

Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960.

Ильина Т. А. Педагогика. - М., 1968.

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

Пидкасистый П. И. Педагогика. - М., 1996.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999.

Занятие 4.Взаимосвязь и соотношение важнейших видов образования.

Вопросы:

1. Особенности процессов обучения и образования.

2. Особенности системы образования и содержание образования.

3. Обоснование важнейших трех видов образования.

4. Сущность понятий основных видов образования: общего, профессионального и политехнического (технологического).

5. Особенности экологического и экономического образования.

Основные понятия: образование, система образования, политехническое образование, профессиональное образование, содержание образования.

Литература

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. - М.,

1993.

Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1992.

Ильина Т. А. Педагогика. - М., 1968.

Кантор И. М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. - М., 1990.

Леднев В. С. Содержание образования. - М., 1989.

Пидкасистый П. И. Педагогика. - М., 1996. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999. Ставский П. И., Каликов В. И. Политехническое образование в действительности и в познании // Советская педагогика, 1974. - № 2. Гурченко В. Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. - М., 1973.

Занятие 5. Методы обучения.

Вопросы:

1. Понятие о методах и приемах обучения.

2. Средства обучения.

3. Классификация методов обучения.

4. Особенности методов устного изложения материала.

5. Особенности наглядных и практических методов обучения.

6. Характеристика методов обучения, классифицируемых по характеру познавательной деятельности обучаемых.

7. Методы проверки и оценки знаний обучаемых.

8. Требования, предъявляемые к выбору методов обучения. Основные понятия: метод обучения, прием обучения, функции метода обучения, классификация методов обучения, выбор методов обучения.

Литература

Бабанский Ю. К. Педагогика. - М., 1988.

Есипов Б. П. Основы дидактики. - М., 1967.

Ильина Т. А. Педагогика. - М., 1968.

Пидкасистый П. И. Педагогика. -М., 1996.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999.

Занятие 6.Урок как важнейшая форма обучения в средней общеобразовательной школе.

Вопросы:

1. Понятие об уроке.

2. Классификация уроков.

3. Типы уроков в традиционной классификации по дидактическим целям и месту урока в их общей системе.

4. Основные требования к подготовке обучающего к проведению урока.

5. Важнейшие пути повышения эффективности урока в современной общеобразовательной школе.

6. Основные требования, предъявляемые к уроку.

7. Другие формы обучения и их особенности. Основные понятия: формы обучения, урок как важнейшая форма обучения, типы уроков, виды уроков, требования, предъявляемые к уроку, фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы, оценка и отметка, функции проверки знаний.

Литература

Есипов Б. П. Основы дидактики. - М., 1967. - Ильина Т. А. Педагогика. - М., 1968.

Пидкасистый П. И. Педагогика. -М., 1996.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999.

Наши рекомендации